Решение по делу № 33-5564/2016 от 15.03.2016

22 марта 2016 года                дело № ...    

В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г.Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

в составе председательствующего:             Вахитовой Г.Д.,

судей:                                 Габитовой А.М.,

                                    Нигматуллиной Р.Р.,

с участием прокурора                    Сафина А.Р.,

при секретаре                         Ибрагимове А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Дюртюлинского районного суда РБ от 7 сентября 2015 года, которым постановлено:

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Заслушав доклад судьи Габитовой А.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Дюртюлинский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, с иском к администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании организовать и обеспечить доставку больных транспортом и обеспечении финансирования.

Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой в связи с поступившими обращениями Г.Г.М. и В.Р.В., являющихся лицами, страдающими хронической почечной недостаточностью и нуждающимися в получении медицинской помощи методом заместительной почечной терапии гемодиализ, проведена проверка исполнения законодательства об основах здоровья граждан в Российской Федерации. Проверкой установлено, что по состоянию на ... г. согласно сведениям ГБУЗ РБ ДЦРБ на территории муниципального района Дюртюлинский район РБ проживают ... лиц, страдающих хронической почечной недостаточностью, основным способом лечения указанного заболевания является заместительная почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа. Из указанных ... лиц ... амбулаторных больных получают медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) в г.Дюртюли РБ в учреждении здравоохранения в ООО «Лаборатория гемодиализа». Для получения лечения указанные граждане вынуждены добираться на общественном транспорте, что неблагоприятно сказывается на их самочувствии и здоровье. На основании изложенного прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан и администрацию муниципального района Дюртюлинский район РБ организовать и обеспечить доставку больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, удобным и надлежаще оборудованным транспортом, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Суд вынес вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Башкортостан просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указывая, что доставка пациентов к месту получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии не является частью оказываемой медицинской помощи, и ее организация не отнесена к полномочиям Министерства здравоохранения РБ.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР Дюртюлинский район РБ – Хайруллина И.Д., заслушав прокурора Сафина А.Р., судебная коллегия приходит к следующему.

Сторонами не оспаривалось, что на территории муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан проживают лица, страдающие хронической почечной недостаточностью и находящиеся на программном диализе, которые нуждаются в постоянном лечении гемодиализом, и в этой связи в доставлении из дома на лечение и обратно не реже 3-х раз в неделю.

Свидетели Г.Г.М., В.Р.В., И.А.Т., допрошенные судом первой инстанции, показали, что страдают почечной недостаточностью, проходят процедуру гемодиализа каждые три дня, в связи с чем добираться до места ее проведения они вынуждены за свой счет и своими средствами, приходится просить родственников и знакомых, поскольку автобусы ходят нерегулярно и не по графику процедуры, выделенных администрацией муниципального района Дюртюлинский район РБ денег на проезд в течение года недостаточно, кроме того, больные вынуждены сами изыскивать транспортные средства для поездки, им необходим специально выделенный транспорт.

Частью 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с приведенными положениями федерального законодательства Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.12.2013 г. №622 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Программа).

В соответствии с п. 1 Программа устанавливает виды, формы, порядок и условия предоставления медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, критерии доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на территории Республики Башкортостан бесплатно.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, средств обязательного медицинского страхования и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.Согласно п. 2 Программы гражданам Российской Федерации на территории Республики Башкортостан в рамках программы бесплатно предоставляются специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

На основании приложения №1 к Программе ГБУЗ РБ Дюртюлинская ЦРБ и ООО «Лаборатория гемодиализа» внесены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 13.08.2002 №254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.

Согласно п. п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 №1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Анализ указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде терапии методом заместительного гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации – Республика Башкортостан в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 №1273 и Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.1.2014 №662.

Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.

Финансирование данного вида специализированной помощи на территории республики на 2015 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.12.2013 №622.

Положениями п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утвержден один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи, который также реализуется через организацию транспортной доступности для пациентов.

Положениями п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона об основах охраны здоровья граждан установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе: «создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан».

Пунктами 3.1.11 - 3.1.13 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 28.01.2011 №УП-18, функции по организации специализированной медицинской помощи, возложены на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является в данном случае составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услуги по транспортировке больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, должно быть возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, получившими в решении правовую оценку, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.

С учетом изложенных обстоятельств решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Дюртюлинского районного суда РБ от 7 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий:                 Вахитова Г.Д.

Судьи:                             Габитова А.М.

                

                                Нигматуллина Р.Р.

Справка: судья Хасанов А.Г.

33-5564/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дюртюлинский межрайонный прокурор РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Админситрация МР Дюртюлинский район РБ, МЗ РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Габитова Алия Маликовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
22.03.2016Судебное заседание
05.04.2016Передано в экспедицию
05.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее