Судья Мокрецов В.А. дело № 21-115/2016
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев в судебном заседании 17 февраля 2016 года в г. Сыктывкаре жалобу ООО «НФИ-ВУД» на решение судьи Коркеросского районного суда Республики Коми от 18 января 2016 года, по которому постановление ... Токарева О.В. от <Дата обезличена> о привлечении ООО «НФИ-ВУД» к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей, оставлено без изменения, жалоба ООО «НФИ-ВУД» - без удовлетворения,
установил:
постановлением ... Токарева О.В. от <Дата обезличена>, юридическое лицо ООО «НФИ-ВУД» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Указанное постановление должностного лица было обжаловано директором ООО «НФИ-ВУД» в Коркеросский районный суд.
Судьей принято приведенное выше решение.
Не согласившись с указанным решением, директор ООО «НФИ-ВУД» обратился в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся судебное решение отменить, как незаконное, указав в обоснование о составлении акта о лесонарушении с нарушением положений договора аренды и Лесного кодекса РФ, принятии недопустимых доказательств - объяснений К.., З.., Б.., осмотр места происшествия от <Дата обезличена>.
В судебное заседание ООО «НФИ-ВУД» явку своего представителя не обеспечило, извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела, об отложении рассмотрения дела не просило, доказательств уважительности неявки представителя в судебное заседание не представило.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ООО «НФИ-ВУД».
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «НФИ-ВУД» заключен договор аренды лесного участка <Номер обезличен>, по условиям которого арендатору в долгосрочное временное пользование (аренду) сроком на ... передан лесной участок площадью ... га, расположенный на территории ... участкового лесничества, квартала ..., ... участкового лесничества, квартала ..., в целях заготовки древесины. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях 1 и 2 к договору, границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора.
В соответствии с пунктом ... договора, арендодатель обязан осуществлять проверки соблюдения арендатором лесного законодательства.
В силу подпункта ... арендатор обязан вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почвы, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние, и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов.
Лесной декларацией <Номер обезличен> от <Дата обезличена> от ООО «НФИ-ВУД» заявлено о заготовке древесины с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в ... участковом лесничестве, в квартале ..., выделе ... – лесная дорога, выделе ... промышленный склад ..., квартале ..., выделе ... – лесная дорога ..., промышленный склад ..., в ..., ... участковом лесничестве, в квартале ..., выделе ... лесная дорога ..., квартале ..., выделе ... лесная дорога ..., квартале ..., выделе ... лесная дорога ..., квартале ..., выделе ... лесная дорога. Форма рубки - без разрубки, расчистка. Всего – ... га.
Заключением ГУ РК «...» от <Дата обезличена> согласована и принята лесная декларация ООО «НФИ-ВУД» на <Дата обезличена> год от <Дата обезличена> по договору аренды <Номер обезличен> от <Дата обезличена>: проминка существующих лесовозных дорог на площади ... га с вырубкой неликвидной древесины; расчистка существующих промскладов на площади ... га. с вырубкой неликвидной древесины. Срок использования лесов установлен с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Лесной декларацией от <Дата обезличена> ООО «НФИ -ВУД» заявлен объем лесов для заготовки древесины в ... и ... участковых лесничествах в объеме ... га с указанием <Номер обезличен> кварталов, <Номер обезличен> выдела, <Номер обезличен> лесосеки (делянки), формы рубки, площади лесосеки, подписанный арендатором ООО «НФИ-ВУД» Б..
Также указанной декларацией предусмотрено создание лесовозных дорог общей площадью ... га в квартале ... выдел ..., в квартале ... выдел ...; создание промскладов общей площадью ... га квартале ..., квартале ... выдел ... ... участкового лесничества; создание лесовозных дорог общей площадью ... га в квартале ... выдел ...; квартале ... выдел ...; квартале ... выдел ... ... участкового лесничествас приложением схем расположения мест проведения работ при использовании лесов в <Дата обезличена> году; также указано, что создание промскладов и рекультивация земель не проектируется.
На основании акта патрулирования <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в составе П.., ... ГУ «Корткероское лесничество», К.., ... ... участкового лесничества и Б.В.., ... проведено патрулирование по охране леса на территории ГУ «Корткеросское лесничество», ..., ... участковое лесничество в период с ... до ... часов <Дата обезличена>, по результатам которого, в ... участковом лесничестве квартале ..., арендуемом ООО «НФИ-ВУД» выявлена трасса и ... площадки, не имеющие разрешительных документов (проект освоения данные выделы входят), в ... участковом лесничестве в аренде ООО «НФИ-ВУД» проверена текущая разработка лесосек, в квартале ..., лесосека ... площадь ... га, квартале ..., лесосека ... площадь ... га не очистка от порубочных остатков по всей площади, на площадке квартала ... делянке ... находится ... метровый сортимент в объеме ... куб. породы Ель.
По результатам патрулирования территории лесного фонда, лесничим - ... участкового лесничества К.., составлен акт о лесонарушении <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, подписанный также лесничим, в котором нашли свое отражение выявленные в ходе патрулирования нарушения, а именно, квартал ..., выдел ..., общая площадь – уничтожение подроста – естественного происхождения на площади ... га. Данные площади не состоят в проекте освоения лесов лесных участков, переданных в аренду ООО «НФИ-ВУД».
<Дата обезличена> лесничим (...), ... П. в отношении ООО «НФИ-ВУД» составлен протокол <Номер обезличен> об административном правонарушении за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Из протокола следует, что <Дата обезличена> работниками ООО «НФИ-ВУД», без подачи лесной декларации, произведена расчистка площадок в квартале ... выдела ... ... участкового лесничества ГУ «Корткеросское лесничество», вследствие чего уничтожен подрост естественного происхождения на площади ... га, ущерб составил ... рубля, чем нарушены пункт ... и подпункт «...» пункта ... Правил заготовки древесины. Выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении лесного законодательства в части нарушения Правил заготовки древесины.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от <Дата обезличена> произведен осмотр участка местности, расположенного в квартале <Номер обезличен> ... участкового лесничества с использованием цифрового фотоаппарата «...» и измерительной рулетки, указано, что в ходе осмотра проводилась фотосъемка, фотоматериалы приложены к указанному протоколу.
Часть 1 статьи 8.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил заготовки древесины для юридических лиц в виде наложения административного штрафа – от ... руб. до ... руб.
Согласно части 8 и 9 статьи 29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из содержания статьи 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такие правила утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337.
В соответствии с пунктами 5, 12 и подпунктом «б» пункта 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
При заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки.
Установив по делу указанные обстоятельства, судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 8.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ и законности вынесенного должностным лицом постановления о назначении Обществу административного наказания.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, с учётом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.
Выводы судьи основаны на имеющихся в деле доказательствах, которые оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно акту патрулирования <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ответственными за патрулирование территории лесного фонда Корткеросского лесничества ... и ... участкового лесничества являются ... ГУ «Корткеросское лесничество» П.., лесничий ... участкового лесничества К.А.., ... Б.В.., которые являются лицами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Коми.
Анализ законодательства в сфере лесных отношений, в частности положений части 2 статьи 96 Лесного кодекса РФ, позволяет прийти к выводу, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При этом часть 2 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» включает в государственный экологический надзор федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Таким образом, при осуществлении патрулирования лесов применяется законодательство РФ об охране окружающей среды, так как при проведении патрулирования не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Указанное полностью согласуется с положениями пункта 1 части 3 статьи1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливающими, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Таким образом, действия ... ГУ «Корткеросское лесничество» П.., лесничего ... участкового лесничества К.А.., ... Б.В. по проведению мероприятий по патрулированию территории квартала ..., выдела ... лесного фонда ... участкового лесничества ГУ «Корткеросское лесничество» являются законными и обоснованными, мероприятие проведено уполномоченными лицами в соответствии с действующим законодательством.
С учетом приведенного законодательства, ссылка в жалобе на проведение патрулирования мест рубок в отсутствие представителя Общества, не свидетельствует о нарушении прав Общества.
Доводы жалобы ООО «НФИ-ВУД» о неправомерности составления акта о лесонарушении в отсутствие представителя Общества, с применением приборов, которые не прошли обязательной сертификации, со ссылкой на лишение права оспаривать установленный указанным актом размер ущерба, несостоятельны.
Размер ущерба на квалификацию содеянного не влияет, поскольку не является квалифицирующим признаком и не входит в объем доказывания при привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что объяснения З.., К.., Б.., протокол осмотра места происшествия от <Дата обезличена> являются недопустимыми доказательствами по делу, полученными без предварительного разъяснения прав и обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статьи 51 Конституции РФ, не влекут отмену вынесенных по делу постановления должностного лица и решения судьи.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Имеющиеся по делу доказательства оценены должностным лицом и судьей по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом их относимости, допустимости и достаточности.
В силу статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом РФ об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо и судья исследовал представленные ОМВД РФ по Корткеросскому району материалы <Номер обезличен> по факту уничтожения подроста в квартале ... ... лесничества, в которых находились письменные объяснения З.., К.., Б.., протокол осмотра места происшествия от <Дата обезличена>, акт патрулирования <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, акт о лесонарушении <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от <Дата обезличена>, договор аренды лесного участка <Номер обезличен> от 01.07.2008, лесная декларация от <Дата обезличена>, оценил их в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированным и обоснованным выводам по делу.
Постановление по делу вынесено уполномоченным должностным лицом.
Нарушений порядка и сроков привлечения к административной ответственности не установлено. Штраф назначен в пределах минимальной санкции части 1 статьи 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать решение судьи как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Коркеросского районного суда Республики Коми от 18 января 2016 года и постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 14 июля 2015 года оставить без изменения, жалобу директора ООО «НФИ-ВУД» Беликова С.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья- А.А. Голиков