Дело № 2-1235/2020 13 августа 2020 года
УИД 78RS0020-01-2019-005277-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Петровой Е.С.
При помощнике судьи Смирновой Д.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселева В.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пушкинском районе Санкт-Петербурга о признании незаконным решения, обязании включить период работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
с участием истца Киселева В.А., представителя истца Ляшенко А.М. (по доверенности от 26.11.2019), представителя ответчика Семеновой Я.В. (по доверенности от 11.02.2020),
УСТАНОВИЛ:
Киселев В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пушкинском районе Санкт-Петербурга в Пушкинском районе Санкт-Петербурга о признании незаконным в части решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга от 05.02.2020 во изменение решения от 19.11.2019 № 894269/19 об отказе в назначении истцу Киселеву В.А. досрочной страховой пенсии по старости; обязании Управление Пенсионного Фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга включить истцу Киселеву В.А. в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы:
с 30.09.1993 по 08.10.1994 работа в должности аппаратчика-гидрометаллурга по 5 разряду в цехе № 2 отделения № 2 на Гидрометаллургическом заводе «Целинный горно-химический комбинат» Республика Казахстан (переименован в АООТ «Целинный горно-химический комбинат»);
с 09.10.1994 по 02.06.1995, с 03.06.1995 по 08.06.1995, с 09.06.1995 по 06.10.1995 работа в должности мастера смены цеха № 2 на Гидрометаллургическом заводе «Целинный горно-химический комбинат» Республика Казахстан (переименован в АООТ «Целинный горно-химический комбинат»).
Киселев В.А. просит обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга включить ему в страховой стаж периоды: с 02.08.1992 по 04.01.1993, с 30.09.1993 по 06.10.1995, с 07.07.1997 по 19.06.1998, возложить на Управление Пенсионного Фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ со дня первоначального обращения Истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии к ответчику.
Истец и его представитель иск поддержали.
Представитель ответчика против иска возражала, представила письменный отзыв.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Киселев В.А. по достижении возраста 54 года обратился в Управление 13.08.2019 с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1,2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее Закон от 28.12.2013) с применением норм Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее Соглашение от 13.03.1992).
05.02.2020 УПФР принято решение (во изменение решения от 19.11.2019) об отказе в назначении пенсии. Основанием для отказа послужило следующее.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13,93.1992 г.).
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В силу ч. 1 ч. 1 ст. 30 «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Положениями ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (Правила № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п.6 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов».
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту Правила № 884н).
Согласно п. 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» и Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется по тексту стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Согласно п. 5 разъяснений «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Данные условия применяются при досрочном назначении пенсии всем гражданам РФ, работающим и на территории РФ и за пределами РФ. Для досрочного выхода на пенсию необходимо подтверждение занятости именно во вредных условиях труда полный рабочий день, поэтому необходимо указание на наличие отвлечений от специальной работы либо отсутствие таковых.
Пунктом 1 раздела VIII «Химическое производство» Списка № 1 от 22 августа 1956 года предусмотрены рабочие, мастера и старшие мастера цехов, занятые на ремонте, профилактике и обслуживании технологического оборудования (кроме электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и вентиляции) в резиновых и шинных цехах: подготовительных, подготовки сырья, вулканизации технических изделий и резиновой обуви, изготовления клеев для резины.
В специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013, были учтены следующие периоды работы:
с 01.04.1988 по 30.09.1988 - в должности оператора спецводоочистки (СВО) 5 группы в реакторном цехе 1 на Южно-Украинской АЭС Украина (позднее переименована в ГП Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергатом» Украина);
с 01.10.1988 по 19.03.1992 - в должности оператора реакторного отделения 6 группы в реакторном цехе 1 на Южно-Украинской АЭС Украина (позднее переименована в ГП Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергатом» Украина). Итого: 03 года 11 месяцев 19 дней.
В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013, были не учтены следующие периоды работы:
с 30.09.1993 по 08.10.1994 - в должности аппаратчика-гидрометаллурга по 5 разряду в цех №2 отделение №2 на Гидрометаллургическом заводе «Целинный горнохимический комбинат» Республика Казахстан (позднее переименован в АООТ «Целинный горно-химический комбинат»);
с 09.10.1994 по 02.06.1995;
с 03.06.1995 по 08.06.1995 - период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы (согласно архивной справке № ФЛ-К-34/04-11 от 05.12.2018), так как Правилами № 516 от 11.07.2002 включение указанного вида отпуска в специальный стаж не предусмотрено.
с 09.06.1995 по 06.10.1995 - в должности мастера смены цеха №2 на Гидрометаллургическом заводе «Целинный горно-химический комбинат» Республика Казахстан (позднее переименован в АООТ «Целинный горно-химический комбинат»).
Данные периоды были не учтены в специальный стаж, так как, по мнению ответчика, не имелось сведений о наличии схожих с пенсионным законодательством РФ условий, при которых определяется право на досрочное пенсионное обеспечение, и при обязательном подтверждения компетентными органами государств-участников соглашений, что вышеуказанные периоды работы учитываются (учитывались) ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств.
Управлением были направлены запросы в компетентный орган Республики Казахстан о соотнесении выполняемой на территории Республики Казахстан работы с условиями (критериями), установленными законодательством Российской Федерации для досрочных пенсий, о документальном подтверждении периодов этой работы, и о подтверждении включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию, по законодательству Республики Казахстан, запрос от 04.02.2020 №02/575 в Государственный архив Акмолинской области Республики Казахстан об истребовании уточняющей справки о работе.
В течение 3-х месячного срока необходимые документы в рамках перепроверки сведений, представленных заявителем, не поступили.
14.02.2020 в УПФР из компетентного органа поступила архивная справка №ЮЛ -К-04/04-09 от 30.01.2020 о подтверждении стажа работы и заработной платы Киселева В.А. В данной справке отсутствуют сведения об особых условиях труда, не указана информация, о том что работа о выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. Указанные периоды включены в страховой (трудовой) стаж.
Из страхового стажа истца были исключены периоды работы на территории Украины и Республики Казахстан по причине отсутствия сведений компетентных органов, подтверждающие периоды работы на территории государств-участников Соглашения: с 07.07.1997 по 19.06.1998 - статус безработного, с 02.08.1992 по 04.01.1993 - слесарь 4 разряда в МСП «Сирин» Украина, так как в справке из Архивного отдела г. Южноукраинск от 22.10.2019 №04-02/372-561 имеется информация о том, что документы МСП «Сирин» на хранение не поступали и место нахождения документов не известно.
После вынесения решения об отказе в назначении пенсии, 20.04.2020 в УПФР поступил ответ из ГУ «Отдела занятости социальных программ города Степногорска», подтверждающий статус безработного с выплатой пособия по безработице. Из письменных объяснений представителя ответчика следует, что при назначении пенсии указанный период будет учтен в страховой стаж для определения права на пенсию истца.
Согласно ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Аналогичное положение было закреплено в ст. 39 КЗоТ РСФСР.
Из объяснений представителя ответчика следует, что периоды работы с 30.09.1995 по 06.10.1995 и с 07.07.1997 по 19.06.1998 в страховой стаж истцу будут включены Управлением, поскольку подтверждены надлежащими доказательствами. Учитывая изложенное, суд удовлетворяет указанное требование.
Из объяснений представителя ответчика также следует, что периоды работы с 30.09.1993 по 08.10.1994 работа в должности аппаратчика-гидрометаллурга по 5 разряду в цехе № 2 отделения № 2 на Гидрометаллургическом заводе «Целинный горно-химический комбинат» Республика Казахстан (переименован в АООТ «Целинный горно-химический комбинат»); с 09.10.1994 по 02.06.1995, с 03.06.1995 по 08.06.1995, с 09.06.1995 по 06.10.1995 работа в должности мастера смены цеха № 2 на Гидрометаллургическом заводе «Целинный горно-химический комбинат» Республика Казахстан (переименован в АООТ «Целинный горно-химический комбинат») включены истцу в страховой стаж, однако, не включены в специальный стаж, поскольку не подтверждены вредные условия труда (Список № 1) и полная занятость истца (не менее 80%).
Судом установлено, что истец работал в должностях, которые поименованы Списками, что подтверждается справками и документами, ответами на запросы и архивными справками, представленными в материалы дела (л.д.44-53, 54-72). Согласно архивной копии перечня должностей и рабочих, которым предоставляются государственные пенсии на льготных условиях и в льготных размерах по ЦГХК на 1956 года в п.3 указана должность аппаратчика-гидрометаллурга (л.д.56), в п.22 указана должность матера смены цеха (л.д.57), занятость профессии должности во вредных условиях труда в течение рабочего дня, года - постоянно.
Следовательно, истец документально подтвердил свою занятость на работах с вредными условиями труда в вышеуказанные спорные периоды. Представленные справки полностью согласуются с записями в трудовой книжке истца, в которой указаны организации, в которых работал истец, наименование должности истца, периоды работы истца, занятость в течение полного рабочего дня в данный период.
Указанные периоды должны быть включены в специальный стаж для досрочного назначения пенсии.
Учитывая возникновение права на досрочную пенсию в 55 лет, суд обязывает ответчика назначить истцу пенсию со дня достижения 55 лет – 30.04.2020, а не от даты первоначального обращения за назначением пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Киселева В.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга от 05.02.2020 во изменение решения от 19.11.2019 № 894269/19 об отказе во включении в специальный стаж Киселеву В.А. для досрочного назначения пенсии по старости периодов работы:
с 30.09.1993 по 08.10.1994 - работа в должности аппаратчика-гидрометаллурга по 5 разряду в цехе № 2 отделения № 2 на Гидрометаллургическом заводе «Целинный горно-химический комбинат» Республика Казахстан (переименован в АООТ «Целинный горно-химический комбинат»);
с 09.10.1994 по 02.06.1995, с 03.06.1995 по 08.06.1995, с 09.06.1995 по 06.10.1995 - работа в должности мастера смены цеха № 2 на Гидрометаллургическом заводе «Целинный горно-химический комбинат» Республика Казахстан (переименован в АООТ «Целинный горно-химический комбинат»).
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга включить Киселеву В.А. в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы:
с 30.09.1993 по 08.10.1994 - работа в должности аппаратчика-гидрометаллурга по 5 разряду в цехе № 2 отделения № 2 на Гидрометаллургическом заводе «Целинный горно-химический комбинат» Республика Казахстан (переименован в АООТ «Целинный горно-химический комбинат»);
с 09.10.1994 по 02.06.1995, с 03.06.1995 по 08.06.1995, с 09.06.1995 по 06.10.1995 - работа в должности мастера смены цеха № 2 на Гидрометаллургическом заводе «Целинный горно-химический комбинат» Республика Казахстан (переименован в АООТ «Целинный горно-химический комбинат»);
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга включить истцу Киселеву В.А. в страховой стаж периоды работы: с 30.09.1993 по 06.10.1995, с 07.07.1997 по 19.06.1998.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Пушкинском районе Санкт-Петербурга назначить Киселеву В.А. с 30 апреля 2020 года досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в СанктПетербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: