Решение по делу № 2-3472/2020 от 17.07.2020

Дело № 2-3472-20

61RS0022-01-2020-005907-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Одинцовой Л.Н.,

помощника судьи Коноваловой Е.В.,

при секретаре судебного заседания      Королевой И.Е.,

с участием истца Болдыревой Ю.А., представителя истца Закоморной Ю.Н., на основании устного заявления, занесенного в протокол судебного заседания,

представителя ответчика Управления федеральной службы Судебных приставов по Ростовской области Заикиной Н.Ю., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдыревой Юлии Александровны к Управлению федеральной службы Судебных приставов по Ростовской области о признании незаконным отказа в заключении контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения,

УСТАНОВИЛ:

Истица Болдырева Ю.А. обратилась в суд с иском к ответчику признании незаконным отказа в заключении контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения, в обоснование иска указала, что она работала в должности судебного пристава-исполнителя Таганрогского отдела судебных приставов по РО, на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области от 20.03.2019 года №327-к.

В соответствии с п.4 Приказа Минюста России от 20.12.2019 года №299 «Об утверждении порядка назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, зарегистрированного в Минюсте России от 20.12.2019 №56925, она написала заявление, в котором изъявила желание заключить контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения. Но уведомлением от 04.07.2020г. ей было отказано в приеме на службу в органы принудительного исполнения РФ. В уведомлении указано, что данное решение принято с учетом результатов проведенных психофизиологических исследований, тестирования, направленных на изучение морально-этических и психологических качеств, выявления потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, о результатам которого ей была определена третья категория профессиональной пригодности, рекомендована условно. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку у нее отсутствуют препятствия для прохождения службы в органах принудительного исполнения, предусмотренные ст.14 ФЗ от 01.02.2019 №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». По результатам комплексного проведенного исследования истцу определена, третья категория профессиональной пригодности. категория профессиональной пригодности: рекомендуется, условно

К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника.

Ссылаясь на положения ст.64ТК РФ, истец считает отказ необоснованным, поскольку ответчиком не расписаны причины такого отказа.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст.64, 391 ТК РФ, просила суд признать незаконным отказ в заключении контракта о похождении службы в органах принудительного исполнения, согласно ФЗ от 01.10.2019 года «О службе в органах принудительного исполнения РФ» с Болдыревой Ю.А.

В судебном заседании истец Болдырева Ю.А. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить. Подтвердила суду, что в настоящее время она работает старшим специалистом 2 разряда в <данные изъяты> на основании ее заявления о переводе на другую работу. Выразила в судебном заседании желание проходить службу в органах принудительного исполнения, так как имеет юридический стаж 1 год (работала частным юристом в юридической конторе «Вейтер Вотер», затем – судебным приставом-исполнителем), является специалистом 3 разряда, имеет 2 высших образования: юридическое и экономическое, прошла медицинское освидетельствование и психологическое тестирование, которое требуется пройти кандидатам на должность в органах принудительного исполнения на основании ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.10.2019г. №328-ФЗ. Полагает, что заключение о профессиональной пригодности 3 категории, условно, дает ей возможность проходить службу в органах принудительного исполнения РФ. За время ее работы судебным приставом-исполнителем ею было допущено только одно нарушение, она имеет хорошие характеристики, руководитель службы выразил желание работать вместе с нею. Подтвердила суду отсутствие у нее сведений о вакантных местах в службе принудительного исполнения.

Представитель истца Закоморная Ю.Н., действующая на основании протокольного определения, поддержала исковые требования. Считала, что отказ в приеме на службу не мотивирован. Истец имеет право на заключение контракта, так как не имеет препятствий для службы в органах принудительного исполнения.

Представитель ответчика Управления федеральной службы Судебных приставов по Ростовской области Заикина Н.Ю., действующая на основании доверенности от 13.05.2020г. №136, в судебном заседании не признала исковые требования Болдыревой Ю.А., предоставила суду письменные возражения. Суду пояснила, что Болдырева Ю.А. изъявила желание продолжить службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации. На основании ч.2,3 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующих переходные положения, связанные со вступлением закона в силу,Болдырева Ю.А. прошла медицинское освидетельствование, психофизиологическое тестирование. По результатам профессионального психологического отбора Болдыревой Ю.А. присвоена третья категория профессиональной пригодности. Согласно заключению специалиста психолога ФИО7, кандидат Болдырева Ю.А. не способна выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации. По результатам рассмотрения документов, представленных истцом для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявления потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принято решение отказать Болдыревой Ю.А. в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения и (или) приеме на службу в органы принудительного исполнения.При принятии такого решения руководитель не превысил свои полномочия и не вышел за пределы своих прав и обязанностей.

    Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Болдырева Ю.А. принята на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава — <данные изъяты>, на основании приказа от 20.03.2019 №327-к.

В связи со вступлением в силу Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 01.10.2019 N 328-ФЗ (ред. от 31.07.2020), издан приказ Федеральной службы судебных приставов от 01.01.2020 №83 «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области», на основании которого в Управлении <данные изъяты> проводятся организационно-штатные мероприятия, в ходе которых замещаемая Болдыревой Ю.А. должность федеральной государственной службы сокращена.

Частями 2 и 3 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентированы переходные положения, связанные со вступлением закона в силу:

Гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения, и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечень таких заболеваний устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки. Перечень отдельных должностей, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверка уровня физической подготовки, а также порядок их проведения определяется руководителем федерального органа принудительного исполнения.

Гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.

Из материалов дела следует, что 21.01.2020 Болдыревой Ю.А. вручено уведомление исх. №61909/20/2667-ЕК от 14.01.2020 о предстоящих организационно штатных мероприятиях и сокращении занимаемой ею должности.

Судом установлено, что истица Болдырева Ю.А. изъявила желание продолжить службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации,о чем подала письменное заявление.

Согласно заключению о профессиональной пригодности от 05.02.2020г., по результатам профессионального психологического отбора Болдыревой Ю.А. была присвоена четвертая категория профессиональной пригодности.

Согласно заключению специалиста психолога Волик К.П., кандидат на должность судебного пристава-исполнителя Болдырева Ю.А. не способна выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации и не рекомендуется на указанную должность.

16.04.2020 руководителем УФССП России по Ростовской области Болдыревой Ю.А. повторно вручено уведомление о сокращении занимаемой должности, с предложением вакантных должностей государственной гражданской службы в УФССП России по Ростовской области, с установлением срока до 17.04.2020 для направления в отдел государственной службы и кадров, противодействия коррупции, вопросов безопасности, защиты государственной <данные изъяты>, мобилизационной подготовки и гражданской обороны о согласии или не согласии замещения предложенных должностей.

Приказом от 30.04.2020 №396-к Болдырева Ю.А. назначена на ею выбранную должность федеральной государственной гражданской службы судебных приставов г.Ростова-на-Дону <данные изъяты> с должностным окладом <данные изъяты> рубля в месяц, с ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 60% этого оклада, ежемесячным денежным поощрением в размере 1 должностного оклада, с освобождением ее от должности федеральной <данные изъяты>; с Болдыревой Ю.А. прекращен служебный контракт от 20.03.2019 №118/19 и заключен служебный контракт на неопределенный срок.

Согласно выписке из приказа от 30 апреля 2020г. №296-к о назначении работников, основанием для назначения Болдыревой Ю.А. на новую должность федеральной государственной службы стало: заявление Болдыревой Ю.А., уведомление о предложении должностей, приказ <данные изъяты> от 01.01.2020г. №83 «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания <данные изъяты>

В настоящее время истец продолжает работать в должности старшего специалиста 2 разряда в <данные изъяты>.

Судом также установлено, что Болдырева Ю.А. воспользовалось правом, представленным п.30 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. №1909 «Об утверждении правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения российской федерации», согласно которому, кандидат, в случае несогласия с заключением вправе обратиться в письменной форме в центральную комиссию обжаловав заключение психолога,в результате чего она прошла повторное психологическое обследование.

Согласно результату повторного обследования, 04.06.2020г. Болдыревой Ю.А. присвоена третья категория профессиональной пригодности (рекомендуется условно), что подтверждается заключением о профессиональной пригодности от 04.06.2020г.

В силу ч.4 ст.19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01.10.2019 N 328-ФЗ (ред. от 31.07.2020), по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:

заключить с гражданином контракт с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона;

допустить гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения;

заключить с гражданином контракт без условия об испытании;

отказать гражданину в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения и (или) приеме на службу в органы принудительного исполнения.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно ст. 73 Федерального закона №79-ФЗ, Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В статье 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлены ограничения, связанные с гражданской службой. В данной норме перечислены случаи, когда гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе: наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации; выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства; представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу и другое.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом (статья 21 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы осуществляются на основе служебного контракта - соглашения между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

В статье 69 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ закреплено понятие индивидуального служебного спора. Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Согласно пункту 1 части 15 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебные споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу рассматриваются также непосредственно в судах.

Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой (преамбула Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.).

Частью первой статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования (часть пятая статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации).

В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции Российской Федерации, статьи 2, 3, 64 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 1 Конвенции Международной организации труда N 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).

В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" также указано, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора. При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер.

Из приведенных нормативных положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что гражданин может быть принят на гражданскую службу в случае отсутствия ограничений, связанных с гражданской службой, и соответствия его квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.

В случае отказа представителя нанимателя в принятии гражданина (не имеющего ограничений, связанных с гражданской службой, и отвечающего квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей гражданской службы) на гражданскую службу (в том числе по срочному служебному контракту) представитель нанимателя по письменному требованию гражданина обязан сообщить причину отказа. Служебные споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу рассматриваются также непосредственно в судах. При рассмотрении в суде спора о признании отказа в поступлении на гражданскую службу неправомерным гражданин должен доказать несоответствие отказа представителя нанимателя действующему законодательству, регулирующему поступление граждан на гражданскую службу, а представитель нанимателя, в свою очередь, - правомерность отказа в приеме на гражданскую службу. При этом необходимо проверить, предлагалась ли представителем нанимателя гражданину имеющаяся у него должность гражданской службы, по поводу поступления на которую возник спор; проводились ли представителем нанимателя процедуры по принятию этого гражданина на гражданскую службу и по каким основаниям ему было отказано в заключении служебного контракта, а кроме того, учитывать, что запрещается отказывать в заключении служебного контракта по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер.

.По данному делу для решения спора, юридически значимыми обстоятельствами являются установление наличия неправомерности отказа в поступлении Болдыревой Ю.А. на гражданскую службу на должность судебного пристава-исполнителя и носит ли оспариваемиый отказ дискриминационный характер.

В соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,:граждане, поступающие на службу в органы принудительного исполнения на отдельные должности, проходят психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами. Перечень отдельных должностей, по которым проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, а также порядок их проведения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

Как следует из материалов дела и это не отрицалось истцом, Болдырева Ю.А. проходила собеседование и иные процедуры, связанные с ее поступлением на гражданскую службу на указанную должность, по результатам которых ей установлена третья категория профессиональной пригодности, условно, то есть вопрос заключения контракта отнесен на усмотрение работодателя

В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, право принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала) предоставлено работодателю. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

При этом, в силу части 1 статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Согласно статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации необоснованным отказом в приеме на работу считается отказ, не основанный на деловых качествах работника, то есть дискриминационный, связанный с личными, либо физическими особенностями кандидата, его политическими или религиозными убеждениями и другими признаками, не имеющими отношения к подлежащей выполнению работе, а также отказ в том случае, когда работник имеет право заключить трудовой договор.

В качестве критериев дискриминации, статьи 3, 64 Трудового кодекса Российской Федерации, указывают на пол, расу, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, социальное и должностное положение, возраст, место жительства.

В соответствии с разъяснениями пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы.

Судом не установлено оснований отказа в заключении контракта, которые бы носили дискриминационный характер, поскольку отказ был обусловлен деловыми и личными профессиональными качествами истца.

При таком положении, доводы истца о ее высокой квалификации, наличии двух высших образований, положительной характеристики, не свидетельствуют о незаконности отказа в заключении контракта.

В соответствии со ст.19 Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

1. Перечень уполномоченных руководителей и иных должностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, и принятия по ним решений, утверждается федеральным органом принудительного исполнения.

2. Уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом <данные изъяты>, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.

3. Срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений может быть продлен уполномоченным руководителем на срок до четырех месяцев с письменным уведомлением об этом гражданина.

4. По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:

1) заключить с гражданином контракт с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона;

2) допустить гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения;

3) заключить с гражданином контракт без условия об испытании;

4) отказать гражданину в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения и (или) приеме на службу в органы принудительного исполнения.

5. О принятом в соответствии с частью 4 настоящей статьи решении уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.

6. Порядок проведения проверок, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом принудительного исполнения.

В соответствии с содержанием статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заключить контракт.

Судом установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами работника, поэтому суд признает такой отказ обоснованным.

Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).

Отказывая в иске, суд исходит из того, что прием на работу и заключение трудовых договоров является исключительной компетенцией работодателя, который в целях эффективной деятельности организации и рационального управления самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключает трудовые договоры с конкретным лицом, ищущим работу, при этом трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения. Представленные суду доказательства подтверждают, что при принятии обжалуемого решения ответчиком были учтены результаты психологического исследования с истцом, что свидетельствует о том, что отказ в приеме на работу связан только с деловыми и личными профессиональными качествами работника.

07.07.2020 Болдыревой Ю.А. вручено уведомление директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации, генерал — полковника внутренней службы ФИО8 об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации., в котором указаны основания отказа, которые не носят дискриминационный характер.

Суд не усматривает оснований для признания незаконным отказа в заключении контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения, согласно ФЗ от 01.10.2019г. «О службе в органах принудительного исполнения РФ», поскольку решение об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения было принято по результатам рассмотрения документов, представленных Болдыревой Ю.А., в связи с изъявленным желанием поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ на должность судебного пристава-исполнителя, с учетом проведенных в отношении Болдыревой Ю.А. психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств и прочих установленных указанным законом обстоятельств, результатов комплексного исследования и определения специалистом невысокой категории профессиональной пригодности: рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности).

Приходя к выводу о законности и обоснованности принятого руководителем в отношении истца решения об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения, суд учитывает и то, что такое право предусмотрено ч.4 ст.19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01.10.2019 N 328-ФЗ. Закон не возлагает на уполномоченного руководителя обязанности заключить контракт с гражданином, который по результатам комплексного исследования рекомендован к прохождению службы условно (третья категория профессиональной пригодности).

Суд считает, что права истицы таким отказом нарушены не были, поскольку Болдырева Ю.А. назначена на иную должность в соответствии с ее заявлением, а также с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, в связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 01.10.2019 № 328- ФЗ, на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Поскольку судом не установлено нарушений прав истца и оснований для признания отказа в заключении контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения с Болдыревой Ю.А. и его отмены, - соответственно требования Болдыревой Ю.А. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                     РЕШИЛ:

Исковые требования иску Болдыревой Юлии Александровны к Управлению федеральной службы Судебных приставов по Ростовской области о признании незаконным отказа в заключении контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 28.09.2020 г.

Председательствующий:                    Одинцова Л.Н.

2-3472/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Болдырева Юлия Александровна
Ответчики
Управление фередральной службы Судебных приставов по РО4
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Одинцова Любовь Николаевна
Дело на странице суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
17.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2020Передача материалов судье
23.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2020Подготовка дела (собеседование)
12.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2021Дело оформлено
15.02.2021Дело передано в архив
21.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее