Решение по делу № 33а-1682/2022 от 26.01.2022

Судья Макашина Е.Е.

Дело № 33а-1682/2022

№ 2а-4167/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 февраля 2022 года г. Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Котельниковой Е.Р.

судей Титовца А.А., Чулатаевой С.Г.

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по апелляционной жалобе Зинькевич Елены Владимировны на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 19 ноября 2021 года, которым постановлено:

«административные исковые требования Зинькевич Елены Владимировны к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, Заместителю главы администрации г. Перми – Начальнику Департамента земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным распоряжения об утверждении схемы земельного участка, признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, возложении обязанности, - оставить без удовлетворения».

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Котельниковой Е.Р., объяснения административного истца Зинькевич Е.В., представителя административного ответчика Сафиной О.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Зинькевич Е.В. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, заместителю главы администрации г. Перми – начальнику Департамента земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным распоряжения об утверждении схемы земельного участка от 16.06.2021 № 21-01-03-693, признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка от 19.08.2021 № 21-01-07-И-4821, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что 29.03.2021 и 30.03.2021 Зинькевич Е.В. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером **, площадью 456 кв.м., расположенного по адресу: **** с землями, государственная собственность на которые не разграничена. Решением Департамента от 26.04.2021 № 21-01-07-И-2440 ей отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 09.06.2021 признано незаконным указанное выше решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. 20.07.2021 вновь обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о повторном рассмотрении заявления от 29.03.2021 с учетом решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 09.06.2021.

По результатом повторного рассмотрения заявления Департаментом земельных отношений администрации г. Перми принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка от 19.08.2021 в связи с тем, что распоряжением заместителя главы администрации города Перми – начальника Департамента земельных отношений от 16.06.2021 № 21-01-03-693 утверждена Схема в целях образования земельного участка для размещения пожарного водоема. С данным отказом административный истец не согласна, поскольку полагает, что указанное основание для принятия решения об отказе противоречит действующему земельному законодательству, в действиях административного ответчика усматривается злоупотребление правом.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Зинькевич Е.В., полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, указывает, что земельный участок с кадастровым номером ** согласно Генеральному плану города Перми расположен в зоне СТН-И (зона малоэтажной застройки), также, как и земельный участок с кадастровым номером **, сформированный на основании оспариваемой Схемы. Спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4 – зоне индивидуальной жилой застройки городского типа, для которой ПЗЗ г. Перми установлен минимальный размер образуемого земельного участка – 450 кв.м., тогда как образуемый земельный участок с условным номером 10136-14 площадью 370 кв.м. Считает, что сформированный земельный участок недостаточен для строительства и дальнейшей эксплуатации пожарного водоема и не позволяет соблюсти в полном объеме действующие градостроительные и технические требования, административным ответчиком не представлено доказательств возможности размещения и эксплуатации объекта – пожарный водоем. Невозможность использования земельного участка и объекта недвижимости под пожарный водоем в его границах в соответствии с видом разрешенного использования ведет к нерациональному использованию земель и противоречит природоохранному законодательству, является экономически нецелесообразным.

Департаментом земельных отношений администрации г.Перми направлены возражения на апелляционную жалобу.

Административный истец Зинькевич Е.В. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель административного ответчика Департамента земельных отношений администрации г.Перми Сафина О.Н. в судебном заседании решение суда первой инстанции просила оставить без изменения.

Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность постановленного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Зинькевич Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ** площадью 456 кв.м., расположенного по адресу:г. Пермь, **** (л.д. 12-13).

29 и 30 марта 2021 годаадминистративный истец обратилась в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ** площадью 456 кв.м., расположенного по адресу:г.Пермь, ****, с землями, государственная собственность на которые не разграничена.

Решением Департамента от 26.04.2021 № 21-01-07-И-2440 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Причинами, послужившими основанием для отказа, явились следующие обстоятельства (л.д.161-162):

- по п.2.11.9 Регламента: образование земельного участка площадью 864 кв.м предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером ** площадью 456 кв.м., находящегося в частной собственности с землями, государственная собственность на которые не разграничена, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства;

- по п.2.11.11 Регламента: в соответствии с п.п.3 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении Схемы является разработка Схемы с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

- образование земельного участка согласно приложенной Схеме, приведет к чересполосице со смежным земельным участком с кадастровым № ** и нерациональному использованию (л.д. 8-9 дело № **/2021).

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 09.06.2021 признано незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми № 21-01-07-И-2440 от 26.04.2021, на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Зинькевич Е.В. о заключении соглашения о перераспределении земельного участка (л.д.156-160).

На основании вступившего в законную силу решения суда Зинькевич Е.В. 20.07.2021 обратилась с заявлением в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с просьбой повторно рассмотреть ее заявление от 29.03.2021 с учетом решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 09.06.2021.

По результатом повторного рассмотрения заявления Департаментом принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка № 21-01-07-И-4821 от 19.08.2021 (л.д.9-10).

В качестве причин для отказа указано, что местоположение границ образуемого земельного участка не учитывает местоположение границ земельного участка с условным номером в информационной системе управления землями **, в отношении которого распоряжением заместителя главы администрации г. Перми - начальника Департамента земельных отношений от 16.06.2021 № 21-01-03-693 утверждена Схема в целях образования земельного участка для размещения пожарного водоема (л.д. 9).

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 11.2, статьи 11.7, подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10, статьи 39.1, статьи 39.28, пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение соответствует требованиям пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (п.16 ст. 11.10 ЗК РФ), поскольку перераспределяемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер ** видом разрешенного использования: объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие), что соответствует Правилам землепользования и застройки города Перми.

При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.

Пунктами 3 и 4 ст. 11.10 ЗК РФ определено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей; подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

По общему правилу п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (подп.2 п.16 ст.11.10 ЗК РФ).

Как следует из материалов дела, распоряжением начальника Департамента земельных отношений от 16.06.2021 № 21-01-03-693 утверждена схема расположения земельного участка площадью 370 кв.м на кадастровом плане территории с условным номером 10136:14, расположенного в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) (л.д.70).

Согласно выписке из ЕГРН от 22.10.2021, испрашиваемый административным истцом земельный участок площадью 396+/- 7 кв.м, в отношении которого утверждена схема, поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер **), расположен на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие) (л.д.73 оборот).

27.10.2021 Департаментом земельных отношений в адрес Главы администрации Орджоникидзевского района г. Перми, а также в адрес начальника Департамента общественной безопасности администрации г. Перми направлена информация в отношении образованного земельного участка с кадастровым номером ** (л.д.74).

28.10.2021 начальником Департамента общественной безопасности администрации г. Перми в адрес начальника Управления капитального строительства администрации г. Перми, а также в адрес Департамента земельных отношений администрации г. Перми направлено сообщение об оформлении земельного участка с кадастровым номером ** (л.д.73).

Поскольку спорный земельный участок площадью 370 кв.м находится в муниципальной собственности, распоряжение от 16.06.2021 № 21-01-03-693 об утверждении Схемы в отношении данного земельного участка принято уполномоченным лицом, возможность утверждения данной Схемы не противоречит Правилам землепользования и застройки г.Перми, установленным градостроительным регламентам, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности отказа в удовлетворении требований Зинькевич Е.В. о признании данного распоряжения незаконным.

Распоряжение от 16.06.2021 было принято ранее даты принятия решения от 19.08.2021 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, срок действия Схемы не истек, а потому наличие данного распоряжения являлось законным основанием для принятия Департаментом земельных отношений 19.08.2021 решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по основаниям предусмотренным подп. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Не усмотрев оснований для признания незаконным распоряжения от 16.06.2021, суд первой инстанции исходил из наличия предписания ГУ МЧС России по Пермскому краю №124/1/1.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в материалах настоящего административного дела имеется предписание ГУ МЧС России по Пермскому краю №124/1/1, вынесенное в отношении администрации г.Перми, пунктом 2 которого установлено нарушение в виде отсутствия разработки и осуществления мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, срок устранения установлен – до 05.10.2021 (л.д.120 оборот).

Поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности отнесено к компетенции органов местного самоуправления, соответственно, решение указанных вопросов, в том числе, путем образования земельных участков в этих целях, не может рассматриваться как нарушающее права административного истца.

Доводы о несогласии с решением суда, приведенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией отклоняются.

Указанное выше распоряжение от 16.06.2021 было принято ранее даты вынесения оспариваемого решения Департамента от 19.08.2021, срок его действия не истек, а потому существование такого распоряжения на день принятия решения от 19.08.2021 свидетельствовало о наличии предусмотренных подп. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка и соответственно заключения соглашения о перераспределении земельных участков.

В данном случае достоверно установлено частичное совпадение местоположения испрашиваемого земельного участка с местоположением земельного участка, в отношении которого распоряжением начальника Департамента земельных отношений от 16.06.2021 № 21-01-03-693 утверждена схема расположения земельного участка.

Доводы административного истца о том, что распоряжение принято после вынесения 09.06.2021 Орджоникидзевским районным судом г.Перми решения, не свидетельствуют о незаконности распоряжения, поскольку данное решение суда, обязывающее повторно рассмотреть заявление Зинькевич Е.В., не является безусловным основанием для его удовлетворения, поскольку имеется перечень оснований для отказа в утверждении схемы, установленный в п.16 ст.11.10 ЗК РФ. Наличие заявления о перераспределении земельных участков не влечет запрета функциональному органу администрации г.Перми утвердить Схему расположения земельного участка. Иное означало бы безусловную обязанность по принятию решения об удовлетворении заявления о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Кроме того, обращение истца за перераспределением спорной части земельного участка в его пользу не является безусловным основанием для признания распоряжения об утверждении схемы незаконным.

Ссылка в жалобе на то, что площадь земельного участка, в отношении которого утверждена схема, не соответствует градостроительному регламенту, отмену оспариваемого судебного акта не влечет.

Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143 утверждены Правила землепользования и застройки г.Перми. В соответствии с Правилами спорный земельный участок площадью 370 кв.м расположен в территориальной зоне Ж-4 – зона индивидуальной жилой застройки городского типа.

В соответствии со ст.52.3 Правил землепользования и застройки г.Перми, к основным видам разрешенного использования в указанной территориальной зоне относятся:

- индивидуальное жилищное строительство

- блокированная жилая застройка

- дошкольное, начальное и среднее общее образование

- объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие),

- оказание социальной помощи населению

- оказание услуг связи.

Минимальный размер земельного участка для всех видов разрешенного использования земельных участков - 1 кв. м, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Максимальный размер земельного участка для всех видов разрешенного использования земельных участков – 10 000 000 кв. м, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Иные размеры земельных участков (минимальные и максимальные) для вида разрешенного использования «объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие)» Правилами не установлен.

Ссылка административного истца на нарушение минимального размера земельного участка – 450 кв.м, является ошибочной, поскольку указанный минимальный размер земельного участка Правилами землепользования установлен для вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», тогда как земельный участок, в отношении которого утверждена Схема, имеет вид разрешенного использования «объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие)».

Доводы жалобы об отсутствии доказательств возможности использования сформированного земельного участка по назначению, ссылка на Свод Правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты, наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности.» правового значения для дела не имеют. Кроме того, указанный Свод Правил является нормативным документом добровольного применения.

Иных доводов, влияющих на законность оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, а потому удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 19 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зинькевич Елены Владимировны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий -

Судьи -

33а-1682/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Зинькевич Елена Владимировна
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Заместитель главы администрации г. Перми - начальник департамента земельных отношений администрации г. Перми Гонцова Е.Н.
Другие
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Котельникова Елена Робертовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
26.01.2022Передача дела судье
09.02.2022Судебное заседание
14.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее