Решение по делу № 2а-2158/2018 от 26.03.2018

УИД 24RS0032-01-2018-001447-90

Дело № 2а-5158/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Красноярск                                                                            13 ноября 2018 года

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи – Чернякова М.М.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Мамаевой А.П.,

административного ответчика – Ханченко А.В.,

при секретаре Лазовском Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                        №2а-2158/2018 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Ханченко Александру Витальевичу о прекращении права управления транспортными средствами,

    УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Ханченко А.В. в котором просит прекратить действие права Ханченко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами.

     Требования мотивированы тем, что Ханченко А.В. имеет водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «В». С 17.01.2013 года Ханченко А.В. состоит на учете в КГБУЗ «Красноярский краевой наркологический диспансер № 1» с диагнозом: «<данные изъяты>», который согласно Перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, относится к числу таких медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Учитывая заболевание, имеющееся у Ханченко А.В., управление им транспортными средствами создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, в связи с чем прокурор просит прекратить право Ханченко А.В., на управление транспортными средствами

    В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Мамаева А.П. заявленные административные исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Административный ответчик Ханченко А.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил не лишать его права управления транспортными средствами. Пояснил, что длительное время не ходил к врачу-наркологу, в том числе потому что на 2 года уезжал в другой город. Кроме того, считает, что экспертиза была проведена ненадлежащим образом, так как у него не брали никаких анализов, которые бы могли подтвердить факт того, что он алкоголем не злоупотребляет.

Представитель заинтересованного лица – ГИБДД МУ МВД России «Красноярское» извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска, административного ответчика, исследовав, проверив и оценив материалы административного дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно - транспортных происшествий и их последствий. Обеспечением безопасности дорожного движения признается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

На основании ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, и в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью такого освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний при ограничении водительской деятельности.

Статьей 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 23 указанного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

В данном Перечне приведены общие медицинские психиатрические противопоказания для работ и видов профессиональной деятельности, которыми являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Кроме того, в нем указаны дополнительные противопоказания. Так, для водителей автомобилей с категорией «A», «B», «C», «D», «E» дополнительными противопоказаниями являются пограничная умственная отсталость и задержка умственного развития, эпилепсия и синкопальные состояния, алкоголизм, наркомания и токсикомания. При этом переосвидетельствование должно производиться индивидуально через три года или при стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.

Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным указанным выше постановлением также установлено, что управление транспортным средством категории «B», «C», «D», «E» возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств.

В соответствии с главой 2 Приказа Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (вместе с «Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания») за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета - больных хроническим алкоголизмом - 3 года.

Снятие с диспансерного учета производится в случае стойкой ремиссии (выздоровление); снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно - консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.

Таким образом, исходя из вышеизложенных норм закона, ограничение конституционных прав граждан в сфере дорожного движения, в том числе права на управление транспортным средством, предусмотрено федеральным законом.

При этом отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами является обязательным условием для реализации этого права, так как иное свидетельствует об опасности для других участников дорожного движения, что в полной мере согласуется с конституционными требованиями (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела,               Ханченко А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 20 сентября 2012 года выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «В», сроком действия до 20 сентября 2022 года.

Согласно сведениям КГБУЗ «Красноярский краевой наркологический диспансер №1» Ханченко А.В. с 17 января 2013 года состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «Красноярский краевой наркологический диспансер № 1» с диагнозом <данные изъяты> стойкая ремиссия не установлена.

С целью полного и всестороннего рассмотрения дела по существу, по ходатайству прокурора, судом назначена судебно - наркологическая экспертиза.

Согласно экспертному заключению № 568 от 13 сентября 2018 года Ханченко А.В. с 17.01.2013 года состоит на диспансерном наблюдении у врача-нарколога КГБУЗ «ККНД № 1» по поводу зависимости от алкоголя. На диспансерное наблюдение был взят после пройденного стационарного лечения в условиях наркологического отделения № 1 КГБУЗ «ККНД № 1» с 12.11.2012 года по 23.11.2012 года с диагнозом «<данные изъяты>. После лечения был выписан с улучшением состояния, было рекомендовано дальнейшее наблюдение участкового врача-нарколога. Согласно медицинской карте амбулаторного больного после выписки из стационара участкового врача-нарколога посещал не регулярно до ноября 2014 года. Неоднократно приглашался на прием в 2015 году (о чем сделаны соответствующие записи в медицинской карте), однако приглашения игнорировал. 17.12.2015 года диспансерное наблюдение было прекращено, в связи с отсутствием сведений более года. Весной 2018 года возобновил наблюдение у участкового врача-нарколога, в связи с тем, что в отношении него было заведено административное дело по лишению права управления транспортными средствами. Последнее посещение участкового нарколога 19.04.2018 года.

В настоящее время Ханченко А.В. имеет диагноз зависимости от алкоголя (шифр по МКБ-10 F 10.242) относящееся к рубрике психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя, входящего в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствам постановления Правительства РФ от 29.12.2014 года № 1604.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административный ответчик Ханченко А.В.. в судебном заседании, в соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ доказательств, опровергающих сведения, установленные судом, не представил.

С учетом того обстоятельства, что Ханченко А.В. до настоящего времени находится на диспансерном учете, отсутствуют данные медицинского учреждения о наличии у него ремиссии в течение срока, установленного действующим законодательством, указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии медицинского противопоказания для управления Ханченко А.В. транспортными средствами по состоянию здоровья.

Поскольку алкогольная зависимость влияет на способность человека руководить своими действиями, может привести к расстройствам поведения и послужить причиной совершения дорожно - транспортных происшествий с тяжкими последствиями, то наличие у ответчика водительского удостоверения создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, нарушает их права на безопасность дорожного движения.

При таком положении, учитывая, что Ханченко А.В. страдает зависимостью от алкоголя, стойкой ремиссии не установлено, состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «Красноярский краевой наркологический диспансер № 1» с диагнозом «<данные изъяты>», суд приходит к выводу, что наличие у Ханченко А.В. заболевания «зависимость от алкоголя, средняя стадия» препятствует ответчику в реализации права управлять транспортными средствами категории «В», тем самым заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку судом установлены обстоятельства, препятствующие административному ответчику по медицинским показаниям управлять транспортными средствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину, от уплаты которой административный истец освобожден, в размере 300 руб. 00 коп. (при подаче искового заявления неимущественного характера).

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Ханченко Александру Витальевичу о прекращении права управления транспортными средствами - удовлетворить.

Прекратить действие права на управление транспортными средствами Ханченко Александра Витальевича, 27 сентября 1965 года рождения, на основании водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категории «В», сроком действия с 20 сентября 2012 года по 20 сентября 2022 года.

Взыскать с Ханченко Александра Витальевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                           М.М. Черняков

2а-2158/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Красноярска
Ответчики
Ханченко А.В.
Ханченко Александр Витальевич
Другие
МРЭО ГИБДД МУ МВД России "Красноярское"
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
lenins.krk.sudrf.ru
26.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
26.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
02.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.05.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
22.06.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
22.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2018[Адм.] Судебное заседание
24.09.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
13.11.2018[Адм.] Судебное заседание
13.05.2020Регистрация административного искового заявления
13.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.05.2020Предварительное судебное заседание
13.05.2020Производство по делу возобновлено
13.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Производство по делу возобновлено
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Дело оформлено
13.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее