Дело № 2-561/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2017 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при секретаре Реент Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Новосад Николаю Владимировичу о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании права собственности на земельный участок отсутствующим, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости,
Установил:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением и просит суд признать недействительным выданное свидетельство о праве собственности на земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, ранее присвоенный кадастровый номер земельного участка - №, целевое назначение земельного участка – для индивидуального дачного строительства, а также признать отсутствующим право собственности ответчика на спорный земельный участок, истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.
Иск обоснован тем, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении комплексного землеустройства по отведению земельных участков общей площадью <данные изъяты> га с установлением границ в натуре (на местности) для индивидуального дачного строительства по адресу: г. Севастополь, <адрес>, №, обслуживающему кооперативу «ДСТ «<данные изъяты>» и предоставлении в собственность гражданам-членам ОК «ДСК «<данные изъяты>» земельного участка», ответчику в собственность передан земельный участок, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенных объектах недвижимости. Издав названное Распоряжение, Севастопольская городская государственная администрация вышла за пределы своих полномочий, поскольку земельный участок расположен в границах города Севастополя, а органом, уполномоченным на распоряжение землями в черте города, являлся Севастопольский городской Совет. Кроме того, при оформлении права собственности ответчика на спорный земельный участок нарушен порядок предоставления земельных участков в собственность физическим лицам, предусмотренный Земельным кодексом Украины. Также истец указывает, что согласно материалам проведенной прокуратурой Балаклавского района города Севастополя проверки, Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р, поскольку в перечне распоряжений оно не регистрировалось.
Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков в установленном порядке, то есть вопреки требованиям земельного законодательства и воли государства в лице уполномоченного органа, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок.
В судебном заседании представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен в установленном процессуальным законом порядке.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте его проведения было извещено в установленном процессуальным законом порядке, о причинах неявки суд не уведомило.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, руководствуясь нормами действующего законодательства, а также учитывая нормы законодательства действующего на момент возникновения спорных правоотношений, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленных материалов дела следует, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении комплексного землеустройства по отведению земельных участков общей площадью <данные изъяты> га с установлением границ в натуре (на местности) для индивидуального дачного строительства по адресу: г. Севастополь, <адрес>, №, обслуживающему кооперативу «ДСТ «<данные изъяты>» и предоставлении в собственность гражданам - членам ОК «ДСК «<данные изъяты>» земельного участка» ответчику передан в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, целевое назначение – для индивидуального строительства.
В силу части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, вследствие чего применению к спорным правоотношениям подлежит действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым законодательство Украины.
В части 2 ст. 19 Конституции Украины указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Статьей 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.
В соответствии со статьей 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, должны были подать ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает в собственность земельные участки государственной или коммунальной собственности. В ходатайстве необходимо указать целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры с приложением графических материалов, в которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя.
На основании такого заявления заявителю дается согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Отвод земельного участка производится на основании разработанного, согласованного и утвержденного проекта землеустройства.
Указанными нормами устанавливаются требования, согласно которым на момент принятия решения о передаче земельного участка в частную собственность, земельный участок должен быть сформирован, как отдельный объект гражданских прав, иметь установленные границы, определенное месторасположение.
Материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика в Севастопольский городской Совет, а равно и в Севастопольскую городскую государственную администрацию с ходатайством о предоставлении в собственность спорного земельного участка, сведений о наличии соответствующей технической документации по его землеустройству, а также сведений о том, что такая техническая документация была предметом утверждения уполномоченных органов.
Проект землеустройства по отводу Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительное товарищество «<данные изъяты>» земельного участка общей площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек (приусадебного участка), также отсутствует.
В свете положений статьи 79 Земельного кодекса Украины спорный земельный участок не мог быть объектом гражданских прав.
Таким образом, на момент принятия Севастопольской городской государственной администрацией распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок не был сформирован в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Кроме того, решение о предоставлении земельного участка в рассматриваемом случае должно было быть принято не Севастопольской городской государственной администрацией, а Севастопольским городским Советом.
На момент издания распоряжения и возникновения права собственности ответчика на земельный участок, о защите права государственной собственности на который по настоящему делу заявлены исковые требования, на территории города Севастополя земля могла находиться в частной, коммунальной и государственной собственности (часть 3 статьи 78 Земельного кодекса Украины, отдельные положения Гражданского кодекса Украины 2004 года); субъектами права коммунальной собственности на земли являлись соответствующие территориальные громады, реализовывавшие это право непосредственно или через органы местного самоуправления (статья 80 Земельного кодекса Украины).
В соответствии с положениями статьи 12 Земельного кодекса Украины и пункта 12 его Переходных положений (раздел Х) полномочия по распоряжению землями в переделах населённых пунктов осуществлялись соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами.
Согласно статье 10 и п. 21 ст. 43 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» городские Советы представляют общие интересы территориальных громад в пределах полномочий.
В соответствии со ст. 9 Земельного Кодекса Украины к полномочиям городского Совета в части земельных правоотношений входит распоряжение землями территориальной общины города, в том числе и предоставления земельных участков в пользование, собственность.
Нахождение спорного земельного участка в пределах границ населенного пункта подтверждается прежде всего его адресом: г. Севастополь, <адрес>, участок расположен в границах Балаклавского района города Севастополя.
Территория города Севастополя в соответствии с положениями Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об административно-территориальном устройстве города Севастополя» определяется границами, существовавшими на день принятия города в состав Российской Федерации.
Решением Исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «О границах районов города Севастополя» утверждены границы, в том числе Балаклавского района города Севастополя, в соответствии с Приложением № к которому спорный участок входит в состав Балаклавского района города Севастополя.
Доказательств того, что административно-территориальные границы города Севастополя после 1977 года и до 2014 года претерпели изменения, и, в частности, Балаклавский район, суду не представлено.
В соответствии с генеральным планом города Севастополя до 2025 года, утвержденного Решением Севастопольского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок расположен на территории Балаклавского района города Севастополя.
Поскольку спорный земельный участок находится в пределах населенного пункта – города Севастополь, полномочия по распоряжению им до разграничения земель государственной и коммунальной собственности следовало осуществлять Севастопольскому городскому совету в силу пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины, то есть Севастопольская городская государственная администрация полномочиями по распоряжению спорным земельным участком не обладала.
Как следует из письма Законодательного собрания города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, Севастопольским городским Советом решение по предоставлению спорного земельного участка не принималось.
Кроме того, прокуратурой Балаклавского районного суда города Севастополя проведена проверка, в результате которой установлено, что Распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении комплексного землеустройства по отведению земельных участков общей площадью <данные изъяты>0 га с установлением границ в натуре (на местности) для индивидуального дачного строительства по адресу: г. Севастополь, <адрес>, №, обслуживающему кооперативу «ДСТ «<данные изъяты>» и предоставлении в собственность гражданам-членам ОК «ДСК «<данные изъяты>» земельного участка» Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось, заявления членов ОК «ДСТ «<данные изъяты>» о выделении земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали.
Из архивной копии перечня распоряжений Севастопольской городской государственной администрации с 01-р по №-р за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось и не регистрировалось. С реквизитами №-р от «02» апреля 2010 года зарегистрировано распоряжение Севастопольской городской государственной администрации «О предоставлении разрешения Закрытому акционерному обществу «<данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства с целью передачи в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> № для обслуживания зданий и сооружений производственного назначения.
Из ответа ГКУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ в архивном фонде Севастопольской городской государственной администрации за 2010 год имеется распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предоставлении разрешения акционерному обществу «<данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства о передаче в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, № для обслуживания строений и сооружений производственного назначения бланк №, сведений о выделении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, Новосад Н.В. не имеется.
Сведения об обращении ответчика в уполномоченный по распоряжению землей орган с заявлением о выделении ей в собственность земельного участка, получении соответствующего разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка отсутствуют.
Проект землеустройства по отводу Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительное товарищество «<данные изъяты>» земельных участков общей площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек (приусадебного участка), расположенных в районе СТ «<данные изъяты>» также отсутствует.
Следует отметить, что имеющиеся в материалах дела распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ имеют разные регистрационные номера, а именно, № - о предоставлении разрешения ЗАО «<данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства и № - об утверждении комплексного проекта землеустройства по отведению земельных участков по адресу: город Севастополь, <адрес>, № Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительное товарищество «<данные изъяты>».
Однако согласно журналу регистрации выдачи бланков распоряжений городской государственной администрации бланк с № выдан ДД.ММ.ГГГГ, т.е. позже, чем издано само распоряжение, а именно, ДД.ММ.ГГГГ, что также опровергает факт издания указанного распоряжения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и передан в собственность ответчика при отсутствии законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом и без соблюдения порядка, предусмотренного положениями Земельного кодекса Украины.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки воле собственника и нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Относительно полномочий Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на обращение в суд с настоящим иском суд отмечает следующее.
Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
В пункте 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее – Положение), утвержденном Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, указано, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.
Таким образом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту прав города Севастополя.
Исковые требования о признании недействительным свидетельства о праве собственности ответчика на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.
Как указано в исковом заявлении, за ответчиком зарегистрировано право собственности на земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, с ранее присвоенным кадастровым номером земельного участка №.
Однако документов, подтверждающих приобретение ответчиком полного объема правомочий собственника в отношении спорного земельного участка, суду не представлено.
В силу положений части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придаётся этому акту Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 126 Земельного кодекса Украины право собственности на земельный участок удостоверяется свидетельством о праве собственности на земельный участок или извлечением из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Статьёй 70 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 70 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По данным единого государственного реестра недвижимости сведения о внесении в государственный кадастр недвижимости записей о ранее учтённом объекте недвижимости – спорном земельном участке, а также о зарегистрированных правах на спорный земельный участок отсутствуют, следовательно, оснований для исключения этих сведений нет.
Кроме того, в свете вышеприведенных положений закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не свидетельство о праве собственности, как заявлено истцом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как в данном случае право истца может быть защищено именно таким способом.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Решил:
Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.
Истребовать из незаконного владения Новосад Николая Владимировича земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный в городе Севастополе, по <адрес>, в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Новосад Николая Владимировича в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Мотивированный текст решения суда изготовлен 10.05.2017