Решение по делу № 2-196/2015 от 02.07.2015

Дело № 2-196/2015

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

31 августа 2015 года                                                                                     с.Кытманово

    Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Дыренковой Е.Б., при секретаре Стеблецовой Т.П., с участием заместителя прокурора Кытмановского района Мелентьева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» об обязании разработать проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, Курья Кытмановского района, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02521 ВЭ в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; получить в Управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, Курья Кытмановского района, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02521 ВЭ в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; представить проект зон санитарной охраны на утверждение в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, подготовив документы в соответствии с п.2.1., п. 2.2. Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010 №233 в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» об обязании разработать проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, Курья Кытмановского района, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02521 ВЭ в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; получить в Управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, Курья Кытмановского района, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02522 В1 в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; представить проект зон санитарной охраны на утверждение в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, подготовив документы в соответствии с п.2.1., п. 2.2. Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010 №233 в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации источников водоснабжения.

Установлено, что ООО «Водоканал» на основании лицензии БАР 02521 ВЭ предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи питьевых подземных вод одиночными скважинами на Сосновологовском, Петрушихинском и Курьинском участках для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, КурьяКытмановского района Алтайского края. Лицензия выдана Управлением по недропользованию по Алтайскому краю 14.01.2014.

Добыча подземных вод осуществляется с использованием эксплуатационных скважин №АБ-125/86, расположенной на северо-восточной окраине с.Сосновый Лог, №АБ-79/91, №АЮ-125/84, расположенных на юго-западной окраине с.Сосновый Лог, №509, расположенной в центре с.Петрушиха, №б/н, расположенной в северо-восточной части с.Курья.

Установлены уровни добычи на 2014-2018 годы: всего - 220 куб.м. в сутки, 79 тыс. куб. м. в год - в том числе по видам водопользования:

- питьевые и хозяйственно-бытовые нужды населения - 70 куб.м. в сутки, 25 тыс. куб.м. в год.

- полив приусадебных участков - 83 куб.м. в сутки, 30 тыс.куб.м. в год;

- водоснабжение индивидуального животноводства - 50 куб.м. в сутки, 18 тыс. куб.м. в год;

- питьевые и хозяйственно-бытовые нужды организаций и учреждений - 17 куб.м. в сутки, 6 тыс. куб.м. в год.

В соответствии с п. 4.1.6 лицензии БАР 02521 ВЭ качество добываемой воды должно соответствовать требованиям, предъявляемым к подземным водам, используемым на питьевые нужды (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества») и требованиям органов Роспотребнадзора.

Недропользователь - ООО «Водоканал» обязан соблюдать строгий режим санитарной охраны в пределах первого пояса (горный отвод) и режим ограничений во втором и третьем поясах санитарной охраны водозабора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (пп. «а» п.5.2 лицензии БАР 02521 ВЭ).

Статья 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В силу ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.

В п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» закреплено, что зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п.1.5. Санитарных правил 2.1.4.1110-02).

Согласно п.1.6 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включается:

а) определение границ зоны и составляющих её поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территории трех поясов ЗСО.

В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Текстовая часть должна содержать:

а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;

б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами;

в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике;

д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;

е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;

ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов (п. 1.12, п. 1.12.1 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).

    Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).

В соответствии с ч.4, ч.5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Реестр санитарно-эпидемиологических заключений, выданных Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, размещен на официальном Интернет сайте http://fp.crc.ru.

В настоящее время ООО «Водоканал» не получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО действующих водозаборов подземных вод.

    Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регламентирован постановлением администрации Алтайского края от 31.05.2010 №233 (далее - Порядок).

Согласно п.1.3.2, п. 1.3.4 порядка Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края принимает решение об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения, а также об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Требования к заявлению об утверждении проекта ЗСО и прилагаемым документам установлены в п. 1.2, п. 2.2 Порядка.

    Вместе с тем, в нарушение приведенных положений ООО «Водоканал» проект зон санитарной охраны не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение на него не получено, на утверждение в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края проект не представлен.

Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 10.06.2015 №15-37/1641ДСП за 1 квартал 2015 года ООО «Водоканал» по лицензии БАР 02521 ВЭ добыто 2,6 тыс.куб.м. воды.

Таким образом, ООО «Водоканал» эксплуатирует источники хозяйственно-питьевого водоснабжения без установленных в предусмотренном законодательстве порядке границ и режима зон охраны таких источников.

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2011 №24).

Таким образом, ООО «Водоканал» обязано разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и предоставить проект на утверждение в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.

Утверждение проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо для комплексной оценки проекта не только на соответствие законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии, но и природоохранному законодательству в целом.

    Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения не позволяет в полной мере проводить мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО, учитывать установленные санитарно-эпидемиологическим законодательством ограничения деятельности в пределах каждого пояса, и, следовательно, достичь основную цель создания и обеспечения режима ЗСО - охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены.

В силу п. 2.1.3 Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края», утвержденного Указом губернатора Алтайского края №54 от 21.10.2013, Главное управление наделено полномочиями по утверждению в определенном Администрацией Алтайского края порядке проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях; устанавливает границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Ссылаясь на ст. 2, ст. 4, ст. 42, п.1,2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и действуя в рамках полномочий, предоставленных п. 1 ст. 1, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ, природоохранный прокурор просит обязать ООО «Водоканал» разработать проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, Курья Кытмановского района, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02521 ВЭ в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязать ООО «Водоканал» получить в Управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, Курья Кытмановского района, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02521 ВЭ в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу, обязать ООО «Водоканал» представить на утверждение в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, Курья Кытмановского района, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02521 ВЭ, подготовив документы в соответствии с п.2.1., п. 2.2. Порядка утверждения проектов округов зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010 №233, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В процессе рассмотрения дела Алтайский межрайонный прокурор исковые требования уточнил в связи с тем, что ответчиком ООО «Водоканал» принято решение о ликвидации и просил обязать ООО «Водоканал» разработать проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, Курья Кытмановского района, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02521 ВЭ, получить на него в Управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, представить на утверждение в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, Курья Кытмановского района, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02521 ВЭ либо прекратить деятельность по использованию недр с целью разведки и добычи питьевых подземных вод одиночными скважинами на Сосновологовском, Петрушихинском и Курьинском участках для питьевого и хозяйственного водоснабжения с.Кытманово по лицензии, выданной Управлением по недропользованию по Алтайскому краю 14.01.2014 №БАР 02521 ВЭ.

    В судебное заседание Алтайский межрайонный прокурор не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания. Представил заявление об отказе от заявленных исковых требований в связи с добровольным удовлетворением ответчиком требований прокурора о прекращении деятельности по использованию недр с целью разведки и добычи питьевых подземных вод одиночными скважинами на Сосновологовском, Петрушихинском и Курьинском участках для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, Курьяпо лицензии, выданной Управлением по недропользованию по Алтайскому краю 14.01.2014 №БАР 02521 ВЭ.

Заместитель прокурора Кытмановского района Мелентьев А.А. в судебном заседании подержал заявление Алтайского межрайонного природоохранного прокурора об отказе от иска и просил производство по делу прекратить, поскольку ответчиком принято решение о ликвидации и лицензия на пользование недрами БАР 02521 ВЭ сдана в Управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.

Представитель ответчика ООО «Водоканал» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать в связи с тем, что ООО «Водоканал» принято решение о ликвидации, а лицензии на право пользования недрами сданы в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, представил подтверждающие документы.

Представитель третьего лица - Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме, дело просит рассмотреть в свое отсутствие, копию решения суда направить в его адрес.

Представитель третьего лица -Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования природоохранного прокурора являются законными и обоснованными, просит рассмотреть дело без своего участия.

      Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения заместителя прокурора Кытмановского района Мелентьева А.А. считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

    Факт принятия решения о ликвидации ООО «Водоканал» подтверждается решением единственного участника общества №2 от 28 мая 2015 года.

Факт прекращения права пользования недрами для добычи подземных вод по лицензии БАР 02521 ВЭ на участке недр, расположенном в селах Сосновый Лог, Петрушиха, КурьяКытмановского района Алтайского края с 20.08.2015 подтверждается заявкой ООО «Водоканал», поданной в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края 21.08.2015 о досрочном прекращении права пользования недрами.

Процессуальный истец в заявлении об отказе от иска указал, что последствия отказа от исковых требований, предусмотренные ст. 39, ст. 221 ГПК РФ ему понятны.

    Заместителю прокурора Кытмановского района Мелентьеву А.А. в судебном заседании так же были разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, ст. 221 ГПК РФ.

    Отказ процессуального истца от иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, поскольку исковые требования были удовлетворены ответчиком в добровольном порядке, деятельность по использованию недр ответчиком прекращена.

    Таким образом, имеются основания для принятия отказа от иска и прекращения производства по делу.

    Руководствуясь ст. 173, 220- 221 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

    Принять отказ Алтайского межрайонного природоохранного прокурора от иска.

    Производство по делу по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» об обязании ООО «Водоканал» разработать проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, Курья Кытмановского района, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02521 ВЭ, получить на него в Управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, представить на утверждение в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, Курья Кытмановского района, указанных в лицензии на пользование недрами БАР 02521 ВЭ либо прекратить деятельность по использованию недр с целью разведки и добычи питьевых подземных вод одиночными скважинами на Сосновологовском, Петрушихинском и Курьинском участках для питьевого и хозяйственного водоснабжения сел Сосновый Лог, Петрушиха, Курья Кытмановского района по лицензии, выданной Управлением по недропользованию по Алтайскому краю 14.01.2014 №БАР 02521 ВЭ, прекратить.

    На определение может быть подана частная жалоба или представление в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 15 дней с момента вынесения.

Судья                                                                                        Е.Б.Дыренкова

2-196/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу прекращено
Истцы
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Водоканал"
Другие
Главное Управление природных ресурсов и экологии Алтайского края
Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю
Суд
Кытмановский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
kytmanovsky.alt.sudrf.ru
02.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2015Передача материалов судье
07.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.07.2015Предварительное судебное заседание
10.08.2015Судебное заседание
21.08.2015Судебное заседание
31.08.2015Судебное заседание
10.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее