УИД 59RS0032-01-2019-000851-49
Дело 33-13967/2023
(номер дела в суде первой инстанции 2-772/2019,
номер материала в суде первой инстанции 13-108/2023)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Пермь 19 декабря 2023 года
Пермский краевой суд в составе судьи Хузяхралова Д.О., при ведении протокола секретарем Глуховой О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по гражданскому делу по иску прокурора Очерского района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Очерского муниципального района Пермского края о ликвидации несанкционированной свалки,
по частной жалобе администрации Очерского городского округа Пермского края на определение Очерского районного суда Пермского края от 24 октября 2023 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения Очерского районного суда Пермского края от 11 июля 2019 года.
Изучив материалы гражданского дела, суд апелляционной инстанции
установил:
решением Очерского районного суда Пермского края от 11 июля 2019 года, вступившим в законную силу 13 августа 2019 года, удовлетворены исковые требования прокурора; на администрацию Очерского городского округа Пермского края возложена обязанность в срок не позднее 1 ноября 2019 года ликвидировать несанкционированную свалку на участке дороги от д. Морозово в направлении бывшей д. Носково, в восточной части кадастрового квартала **, географические координаты **.
Администрация Очерского городского округа обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения приведенного решения на срок до 31 августа 2024 года.
В обоснование заявленных требований указала, что по состоянию на 25 июля 2023 года дефицит бюджета Очерского городского округа составляет 76283,738 рублей, что подтверждает тяжелое материальное положение ответчика. Денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалок на территории Очерского городского округа были запланированы на 2023 год в размере 1 542224 рублей 55 коп. Постановлением Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года № 949-п внесены изменения в государственную программу «Экономическая политика и инновационное развитие», в части дополнения программой «Экологическая реабилитация территории», предусматривающая мероприятия «Снижение негативного воздействия на почвы, восстановление нарушенных земель, ликвидация несанкционированных свалок в пределах населенных пунктов». 17 февраля 2021 года № 92-п постановлением Правительства Пермского края утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по снижению негативного воздействия на почвы, восстановление нарушенных земель, ликвидация несанкционированных свалок в пределах населенных пунктов. Протоколом от 11 марта 2021 года №1 заседания комиссии по отбору объектов для проведения мероприятий по снижению негативного воздействия на почвы, восстановлению нарушенных земель, ликвидации несанкционированных свалок в пределах населенных пунктов определен Перечень указанных объектов, куда входят объекты по решению суда, тем самым решение суда исполнено частично с недостаточным финансированием. На 2023 год планируется продолжение программы предоставления и расходования субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по снижению негативного воздействия на почвы, восстановлению нарушенных земель, ликвидации несанкционированных свалок в границах муниципального образования. Заявка на предоставления субсидии на софинансирование мероприятий по снижению негативного воздействия на почвы направлена, заявка рассмотрена, но не принята. В связи с этим Управление ЖКХ и благоустройства письмом от 8 июня 2023 года сообщили о необходимости внесения изменений в бюджет Очерского городского округа, решением Думы Очерского городского округа от 29 июня 2023 года № 58 «О внесении изменений в решение Думы Очерского городского округа от 27 декабря 2022 года № 99 «О бюджете Очерского городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы» внесены изменения в бюджет. Поступила заявка, но была отклонена Центром организации закупок Пермского края в виду отсутствия необходимого лицензирования у подрядной организации.
Определением Очерского районного суда Пермского края от 24 октября 2023 года заявление администрации Очерского городского округа Пермского края оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с постановленным судом определением, администрация Очерского городского округа Пермского края обратилась в суд с частной жалобой, в которой просит определение суда отменить. В обоснование доводов частной жалобы указывает аналогичные обстоятельства, изложенные в заявлении о предоставлении отсрочки, ссылается на трудное материальное положение заявителя.
Относительно доводов апелляционной жалобы от прокурора Очерского района поступили возражения, в которых указано на отсутствие оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что решением Очерского районного суда Пермского края от 11 июля 2019 года, вступившим в законную силу 13 августа 2019 года, удовлетворены исковые требования прокурора; на администрацию Очерского городского округа Пермского края возложена обязанность в срок не позднее 1 ноября 2019 года ликвидировать несанкционированную свалку на участке дороги от д. Морозово в направлении бывшей д. Носково, в восточной части кадастрового квартала **, географические координаты **
26 ноября 2019 года выдан исполнительный лист (л.д.26 дела №2- 772/2019), на основании которого 28 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Очерскому и Верещагинскому районам УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство №**-ИП
Определением Очерского районного суда Пермского края от 5 марта 2020 года, ответчик администрация Очерского муниципального района Пермского края заменена ответчиком администрацией Очерского городского округа Пермского края (л.д.29).
Определением Очерского районного суда Пермского края от 11.07.2019 ответчику предоставлена отсрочка до 1 сентября 2020 года (л.д.30-31). В последующем, определением Очерского районного суда Пермского края от 7 декабря 2020 года ответчику вновь предоставлена отсрочка до 30 июня 2020 года (л.д.32-33). Далее, определением Очерского районного суда Пермского края от 2 сентября 2022 года ответчику вновь предоставлена отсрочка до 1 мая 2023 года (л.д. 35-36).
Постановлением начальника отдела судебных приставов по Очерскому и Верещагинскому районам УФССП России по Пермскому краю от 9 июля 2021 года администрация Очерского городского округа Пермского края привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях с значением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования администрации Очерского городского округа Пермского края о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, судья исходил из того обстоятельства, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих принятие достаточных и систематических мер по исполнению решения суда, а также доказательств реального исполнения решения суда в случае предоставления отсрочки исполнения решения суда в срок до 31 августа 2024 года. Кроме того, судом было учтено, что вступившее в законную силу решение суда длительное время не исполняется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.
Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» (пункт 23), разъяснил, что при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Из приведенных норм права и акта их толкования следует, что основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов, как должника, так и взыскателя.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих исключительный характер невозможности исполнения решения суда, и являющихся по смыслу статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для предоставления заявителю отсрочки исполнения судебного акта.
Кроме того, ранее администрации Очерского городского округа уже неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения суда. Однако в новый срок решение суда администрацией исполнено не было.
Доводы частной жалобы повторяют доводы администрации Очерского городского округа, изложенные в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, доводы жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, поскольку не содержат бесспорных фактов и доказательств, свидетельствующих о наличии законных оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Оснований для отмены обжалуемого определения суда не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, а также предусмотренных части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являющихся основанием для безусловной отмены судебного постановления, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены определения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам частной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Очерского районного суда Пермского края от 24 октября 2023 года оставить без изменения, частную жалобу администрации Очерского городского округа Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.
Судья - подпись