К делу № 2а-2400/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2018 года Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Семенихина Ю.В.,
при секретаре Пивневой А.С.,
с участием помощника прокурора Динского района Хатунцевой Е.А.,
представителя административного ответчика Родзевич Н.Д.,
заинтересованных лиц Малаевой Р.В., Сергеевой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Динского района в интересах инвалида 2 группы Рощупко А. Л. и в интересах инвалида 2 группы Смутной Н. П. к Администрации муниципального образования Южно-Кубанского сельского поселения в составе муниципального образования Динской район об обязании устранить нарушения законодательства,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах инвалида 2 группы Рощупко А. Л. и в интересах инвалида 2 группы Смутной Н. П. в порядке ст. 39 КАС РФ к Администрации муниципального образования Южно-Кубанского сельского поселения в составе муниципального образования <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства. В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращениям Рощупко А.Л., Смутной Н.П. по вопросу нарушения жилищного законодательства. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда ДД.ММ.ГГГГ признано право собственности граждан на квартиры в доме, расположенном в <адрес> проведенной проверкой установлено, что ФИО7 на земельном участке по <адрес> Б, <адрес> с отступлением от разрешительной документации возведен многоквартирный семиэтажный дом. Также, последним в нарушение норм законодательства привлечены денежные средства граждан для строительства указанного объекта. Данный многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> Б в <адрес> не подключен к сетям водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, в связи с чем, прокуратурой района в Динской районный суд направлено исковое заявление об обязании ФИО7 выполнить действия по подключению данного дома к указанным сетям, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме. Однако исполнить данное судебное решение в полном объеме в настоящее время не представляется возможным ввиду невозможности подключения к сети водоотведения указанного многоквартирного дома. В нарушение указанных требований законодательства многоквартирный жилой дом по <адрес> Б, <адрес>, не подключен к сетям водоотведения. МУП «Юг» технические условия на подключение к централизованной системе водоотведения ТСН «Южный» не выданы по причине отсутствия резерва мощности. Выявленные нарушения делают жилые помещения, принадлежащие гражданам, непригодными для проживания, чем грубо нарушается их право на жилище, установленное ст. 40 Конституции Российской Федерации, и законные интересы. Согласно ответам МУП «ЮГ» от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) на обращения ФИО7, ответу МУП «ЮГ» на представление прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ, а также ответам администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подключить указанный жилой дом к централизованной системе водоотведения не представляется возможным по причине отсутствия резерва мощности на очистных сооружениях. Действия органов местного самоуправления сведены к констатации факта отсутствия технической возможности на подключение к сети центрального водоотведения. С целью устранения нарушений жилищного законодательства прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Южно-Кубанского сельского поселения внесено представление. В результате рассмотрения указанного представления органом местного самоуправления указано на необходимость увеличения мощности очистных сооружений, однако в бюджете администрации Южно-Кубанского сельского поселения денежные средства на указанные мероприятия отсутствуют. Согласно информации администрации Южно-Кубанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о выделении денежных средств на проведение мероприятия по увеличению мощности очистных сооружений <адрес> будет рассмотрен при формировании бюджета сельского поселения на 2019 год. Кроме того, в нарушение п. 19 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, предложения администрации Южно-Кубанского сельского поселения по вопросу необходимости внесения изменений в Генеральный план Южно-Кубанского сельского поселения в связи с необходимостью проведения корректировки (актуализации) существующей схемы водоотведения <адрес> с целью отражения в ней необходимого резерва мощностей централизованных систем для осуществления водоотведения из многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, б в <адрес>, в Совет депутатов муниципального образования <адрес>, главе администрации муниципального образования <адрес> не поступали. Соответствующие изменения в Генеральный план Южно-Кубанского сельского поселения в настоящее время не внесены. Изменения в существующие схемы сетей водоотведения в <адрес>, а также программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, администрацией Южно-Кубанского сельского поселения не внесены. Перечисленные факты свидетельствуют об имеющих место длящихся нарушениях федерального законодательства, проявляющихся в форме бездействия. Рощупко А.Л. и Смутная Н.П. являются инвалидами 2 группы, по состоянию здоровья не могут обратиться в суд за защитой своих прав самостоятельно, в связи с чем, прокурор обращается в суд в их интересах о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления обязании устранить нарушения жилищного законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> поддержала заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в административном иске, просила их удовлетворить в полном объеме.
Административные истцы Рощупко А.Л. и Смутнова Н.П. в судебное заседание не явились по неизвестным причинам, о дне и времени судебного заседания уведомлялись заблаговременно и надлежащим образом, предоставили суду заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования Южно-Кубанского сельского поселения в составе муниципального образования <адрес> в судебном заседании требования не признал, просил суд в иске отказать.
Заинтересованные лица Малаева Р.В. и Сергеева Т.Н. в судебном заседании административные требования прокурора <адрес> поддержали в полном объёме и просили суд их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Андрющенко В.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, предоставил суду ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив исковое заявление, обсудив изложенные в нем доводы, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Рощупко А.Л. и Смутная Н.П. являются инвалидами 2 группы, по состоянию здоровья не могут обратиться в суд за защитой своих прав самостоятельно, в связи с чем, прокурор обращается в суд в их интересах о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления обязании устранить нарушения жилищного законодательства.
Как следует из материалов дела прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращениям Рощупко А.Л., Смутной Н.П. по вопросу нарушения жилищного законодательства. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда ДД.ММ.ГГГГ признано право собственности граждан на квартиры в доме, расположенном в <адрес> проведенной проверкой установлено, что ФИО7 на земельном участке по <адрес> Б, <адрес> с отступлением от разрешительной документации возведен многоквартирный семиэтажный дом. Также, последним в нарушение норм законодательства привлечены денежные средства граждан для строительства указанного объекта. Данный многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> Б в <адрес> не подключен к сетям водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, в связи с чем, прокуратурой района в Динской районный суд направлено исковое заявление об обязании ФИО7 выполнить действия по подключению данного дома к указанным сетям, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме. Однако исполнить данное судебное решение в полном объеме в настоящее время не представляется возможным ввиду невозможности подключения к сети водоотведения указанного многоквартирного дома.
Как следует из ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартира является жилым помещением.
Согласно п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Аналогичные требования содержатся в разделах V, II, VI Приложения № Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что в нарушение требований законодательства многоквартирный жилой дом по <адрес> Б, <адрес>, не подключен к сетям водоотведения. МУП «Юг» технические условия на подключение к централизованной системе водоотведения ТСН «Южный» не выданы по причине отсутствия резерва мощности. Выявленные нарушения делают жилые помещения, принадлежащие гражданам, непригодными для проживания, чем грубо нарушается их право на жилище, установленное ст. 40 Конституции Российской Федерации, и законные интересы.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселений отнесены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
В силу положений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения», за сельскими поселениями <адрес> закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе, пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на администрацию Южно-Кубанского сельского поселения возложены полномочия по организации в границах поселения водоотведения.
По смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, также сформулированных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П, задача органов местного самоуправления состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективного решения соответствующего вопроса местного значения, в частности, - применительно к п. 4 ч. 1 ст. 14 № 131-ФЗ - организации водоотведения.
Согласно ответам МУП «ЮГ» от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) на обращения ФИО7, ответу МУП «ЮГ» на представление прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ, а также ответам администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подключить указанный жилой дом к централизованной системе водоотведения не представляется возможным по причине отсутствия резерва мощности на очистных сооружениях. Действия органов местного самоуправления сведены к констатации факта отсутствия технической возможности на подключение к сети центрального водоотведения.
С целью устранения нарушений жилищного законодательства прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Южно-Кубанского сельского поселения внесено представление.
В результате рассмотрения указанного представления органом местного самоуправления указано на необходимость увеличения мощности очистных сооружений, однако в бюджете администрации Южно-Кубанского сельского поселения денежные средства на указанные мероприятия отсутствуют.
Согласно информации администрации Южно-Кубанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о выделении денежных средств на проведение мероприятия по увеличению мощности очистных сооружений <адрес> будет рассмотрен при формировании бюджета сельского поселения на 2019 год.
Кроме того, в нарушение п. 19 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, предложения администрации Южно-Кубанского сельского поселения по вопросу необходимости внесения изменений в Генеральный план Южно-Кубанского сельского поселения в связи с необходимостью проведения корректировки (актуализации) существующей схемы водоотведения <адрес> с целью отражения в ней необходимого резерва мощностей централизованных систем для осуществления водоотведения из многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, б в <адрес>, в Совет депутатов муниципального образования <адрес>, главе администрации муниципального образования <адрес> не поступали. Соответствующие изменения в Генеральный план Южно-Кубанского сельского поселения в настоящее время не внесены.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 23 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 5.4. ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в генеральные планы поселений, городских округов внесены изменения, предусматривающие строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые являются объектами местного значения и не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, данные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений, городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений, городских округов.
В соответствии с п.1, 4 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
Изменения в существующие схемы сетей водоотведения в <адрес>, а также программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, администрацией Южно-Кубанского сельского поселения не внесены.
Согласно ст. 2, ч. 1 ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
При таких обстоятельствах заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах инвалида 2 группы Рощупко А. Л. и в интересах инвалида 2 группы Смутной Н. П. к Администрации муниципального образования Южно-Кубанского сельского поселения в составе муниципального образования <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Южно-Кубанское сельское поселение в составе муниципального образования <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, №, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС по <адрес> в качестве юридического лица, ИНН №, ОГРН №, выразившееся в неисполнении требований п. 4 ч. 1 ст. 14, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения», 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, по непринятию мер по организации водоотведения для многоквартирного жилого дома, расположенного в <адрес> Б.
Обязать администрацию муниципального образования Южно-Кубанское сельское поселение в составе муниципального образования <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, №, зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС по <адрес> в качестве юридического лица, ИНН №, ОГРН №, устранить нарушения п. 4 ч. 1 ст. 14, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения», ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, путем обращения к главе администрации муниципального образования Динской с предложениями о внесении изменений в генеральный план Южно-Кубанского сельского поселения в связи с необходимостью проведения корректировки (актуализации) существующей схемы водоотведения <адрес> с целью отражения в ней необходимого резерва мощностей централизованных систем для осуществления водоотведения из многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, б в <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования Южно-Кубанское сельское поселение в составе муниципального образования <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, №, зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС по <адрес> в качестве юридического лица, ИНН №, ОГРН №, устранить нарушения п. 4 ч. 1 ст. 14, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения», п. 23 ст. 1, п. 5.4. ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, путем приведения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Южно-Кубанского сельского поселения в соответствие с генеральным планом Южно-Кубанского сельского поселения, в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральный план Южно-Кубанского сельского поселения, предусматривающих строительство или реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, которые не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения.
Обязать администрацию муниципального образования Южно-Кубанское сельское поселение в составе муниципального образования <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, №, зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС по <адрес> в качестве юридического лица, ИНН №, ОГРН №, устранить нарушения п. 4 ч. 1 ст. 14, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения», п. 23 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.1, 4 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», путем внесения изменений в существующие схемы сетей водоотведения в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: