РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тулун 31 июля 2020 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,
при секретаре – Пласкеевой Е.Л.,
с участием:
истца – Поплевина Н.И.,
представителя истца – Кочева Л.И., действующего в порядке ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1185/2020 по иску Поплевина Н.И. к администрации Октябрьского сельского поселения, администрации Тулунского муниципального района, Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» об установлении факта владения и пользования жилым домом,
установил:
Поплевин Н.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Октябрьского сельского поселения, администрации Тулунского муниципального района, Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» (далее – «ОГКУ «УСЗН по г. Тулуну и Тулунскому району», учреждение) об установлении факта владения и пользования жилым домом.
В обоснование доводов поданного иска он указал, что ...... заключил договор аренды земельного участка площадью .......... кв.м по адресу: ****, из состава земель населённых пунктов с целью использования для ведения личного подсобного хозяйства.
За зиму ...... г., весну ...... г. он построил двухэтажный жилой дом площадью .......... кв.м. разрешение на строительство он не брал, уведомлений о строительстве дома не направлял, так как планировал в будущем узаконить данный дом. Он проживал в доме, вёл хозяйство, держал скот, посадил огород.
...... жилой дом, расположенный по адресу: ****, был повреждён наводнением, а поскольку документы на дом отсутствуют, то попавшим в зону чрезвычайной ситуации был признан только земельный участок.
Никакой угрозы выстроенный им дом для соседей не представлял, со стороны государственных органов и органов местного самоуправления замечаний ему не поступало.
Установление факта владения и пользования домом необходимо ему для получения предусмотренных государством мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
Просил: установить факт владения и пользования им жилым домом площадью .......... кв.м, расположенным по адресу: ****, на праве собственности по состоянию на ......; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... в порядке подготовки дела к рассмотрению в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, было привлечено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство) (л.д. ..........).
Представители ответчиков, третьего лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец Поплевин Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме. Суду пояснил, что выплаты за утраченное жильё он не получал. В ...... г. он обратился с заявлением в межведомственную комиссию об обследовании дома. С заявлением о признании дома жилым в межведомственную комиссию он не обращался. С уведомлением о планируемом строительстве жилого дома в администрацию также не обращался.
Представитель истца Кочев Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержал. Суду пояснил, что изначально территория Октябрьского сельского поселения не была включена в зону чрезвычайной ситуации. С заявлением о проведении обследования истец обращался в межведомственную комиссию в феврале, но ему было отказано, так как собственником дома он не является. После наводнения дом находится на том месте, где был, но стоит не на фундаменте, его снесло, он как объект перестал существовать.
В представленных в суд возражениях на иск учреждение указало, что истцом не представлены доказательства законности возведения спорного строения, доказательства возведения его в соответствии с требованиями надежности и безопасности, установленными ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7, 8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», что в силу раздела VI Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, позволило бы отнести строение к жилому дому.
Исходя из смысла ст. ст. 264, 265, 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для установления судом факта владения и пользования недвижимым имуществом необходимо установить как факт владения и пользования недвижимым имуществом, так и то, что заявитель получил отказ в выдаче необходимого документа либо это документ невозможно восстановить, а также то, что у заявителя имелся документ о владении и пользовании недвижимым имуществом, но он был утерян.
Фактическое проживание, оплата коммунальных платежей, осуществление ремонта сами по себе без установления факта наличия правоустанавливающих документов на жилой дом, их утери и невозможности их восстановления в ином порядке исключает возможность рассмотрения дела в порядке, установленном главой 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких-либо допустимых доказательств, обосновывающих требования истца, им в суд не представлено.
Обстоятельств, вследствие которых решение должно быть обращено к немедленному исполнению, заявителем не указано, а также не подтверждён факт наличия таких обстоятельств.
Просило в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме (л.д. ..........).
В возражениях на иск министерство указало, что признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Доказательств принятия истцом мер по легализации самовольной постройки в суд не представлено. Аренда земельного участка носит срочный характер, а, следовательно, за истцом не может быть признано право собственности на самовольно возведённый объект.
Кроме того, Поплевиным Н.И. не представлены доказательства, подтверждающие фактическое пользование самовольной постройкой, а также документы, подтверждающие оплату электрической энергии либо иных обязательных платежей. Представленный договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ...... г. № *** не свидетельствует о фактическом подключении спорного жилого дома к электрическим сетям, поскольку отсутствует акт о присоединении энергопринимающих устройств истца к электрическим сетям ОАО «Иркутская электрическая компания».
Установление факта владения и пользования истцом объектами недвижимости общей площадью .......... кв.м на праве собственности на день введения режима чрезвычайной ситуации без должных доказательств и оснований приведёт к нецелевому использованию бюджетных средств, предусмотренных для осуществления социальной выплаты, предоставляемой гражданам в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп.
Полагало также, что правовые основания для обращения решения суда к немедленному исполнению отсутствуют.
Просило в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Выслушав истца, его представителя, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома (п. 1); квартира, часть квартиры (п. 2); комната (п. 3).
Жилым домом на основании ч. 2 указанной статьи признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение).
Согласно абз. 1 п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (абз. 3 п. 7 Положения).
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения (абз. 8 п. 7 Положения).
В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2 (абз. 1 п. 49 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абз. 2 п. 49 Положения).
Согласно абз. 7 п. 7 Положения решение о признании помещения жилым помещением принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В разделе 1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием и обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., разъяснено, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу приведённых нормативных положений, решение вопроса о признании помещения жилым относится к исключительным полномочиям межведомственной комиссии, заключение которой является основанием для последующего принятия органом местного самоуправления решения о включении недвижимого имущества в жилой фонд.
В соответствии ч. 1 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным фондом признаётся совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения учета жилищного фонда в Российской Федерации определен Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 г. № 37 (далее – Инструкция).
Пунктом 1.1 Инструкции определено, что единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание.
Домовладением, согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, является жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
Основным называется здание, которое среди других на земельном участке является главенствующим по капитальности постройки, по архитектурным признакам и своему назначению. На одном земельном участке может быть одно или более зданий (приложение № 1 к Инструкции).
На каждый объект составляется учетно-техническая документация, которая группируется в инвентарное дело (п. 1.2 Инструкции).
Учету в бюро технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд (п. 1.3 Инструкции).
Каждому основному зданию, строению служебного назначения и сооружению на плане земельного участка присваивается литера (п. 2.13 Инструкции).
К объектам гражданских прав относятся вещи (ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена государственная регистрация недвижимости.
Пунктом 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
К основаниям возникновения гражданских прав, согласно п. 3 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся судебные решения, установившие гражданские права и обязанности.
Одним из способов защиты гражданских прав является признание права (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Октябрьского сельского поселения от ...... *** формируемому земельному участку (***), общей площадью .......... кв.м, из земель населённых пунктов, расположенных в зоне застройки жилыми домами (..........), был присвоен адрес: ****, и установлено разрешённое использование – для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. ..........).
Распоряжением администрации Тулунского муниципального района от ...... *** была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (***), общей площадью .......... кв.м, из земель населённых пунктов, расположенных в зоне застройки жилыми домами (..........) по адресу: **** (л.д. ..........).
...... между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Тулунского муниципального района (арендодатель) и Поплевиным Н.И. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка *** ат, по которому арендатору был предоставлен земельный участок по адресу: ****, с кадастровым номером ***, площадью .......... кв.м (п. ..........). Разрешённое использование – для ведения личного подсобного хозяйства (п. .......... договора). Срок действия договора с ...... по ...... (.......... лет) (п. .......... договора). Объектов недвижимости, иных объектов на земельном участке нет (п. .......... договора).
Передача объекта недвижимого имущества по договору подтверждается актом приёма-передачи от ...... (л.д. ..........).
...... в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации договора аренды (л.д. ..........).
В соответствии с п. .......... договора арендатор имеет право с письменного согласия арендодателя улучшения земельного участка. При этом отделимые улучшения являются собственностью арендатора, стоимость неотделимых улучшений участка возмещению арендодателем не подлежит.
Арендатор имеет право также осуществлять другие права, предусмотренные законодательством (п. .......... договора).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, к виду разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» относятся: размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешённого использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 г., разъяснено, что одним из критериев самовольности постройки в силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является возведение недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 3 названной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При разрешении данной категории споров, помимо требований, установленных п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо учитывать условия договора аренды. В случае, если участок предоставлен в аренду для возведения временных строений либо легковозводимых конструкций, основания для признания права собственности на фактически возведенное строение капитального типа отсутствуют. При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа.
Таким образом, несостоятельными являются доводы представителя министерства о невозможности строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно заключению Тулунского производственного участка АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ...... *** усматривается, что техником-инвентаризатором Х. ...... была произведена работа по замерам индивидуального жилого дома, расположенного в зоне затопления паводком по адресу: ****. Техническая инвентаризация проведена в отношении объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома в двухэтажном исполнении. Год постройки ...... г. техническая документация отсутствует. Правоустанавливающие документы не представлены. Использовалось современное оборудование – лазерный дальномер. Площадь первого этажа составляет .......... кв.м, второго – .......... кв.м. Окна – стеклопакеты ПВХ, Дверь входная – железная, кровля – профлист, фундамент – бетон. Фактическая площадь объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома составляет .......... кв.м, этажность – .........., материал стен – рубленный из бруса.
Из письма администрации Октябрьского сельского поселения от ...... *** усматривается, что земельный участок, расположенный по адресу: ****, включён в зону чрезвычайной ситуации, утверждённую постановлением администрации Октябрьского сельского поселения от ...... *** «О внесении изменений в постановление администрации Октябрьского сельского поселения от ...... *** «Об утверждении зоны чрезвычайной ситуации» (с изменениями и дополнениями).
Как указано в Приложении к постановлению администрации Октябрьского сельского поселения от ...... ***, в **** земельный участок был подтоплен (л.д. ..........).
Согласно информации Октябрьского сельского поселения от ...... *** записи в похозяйственных книгах Октябрьского сельского поселения за .......... гг. и ранее годы на жилое помещение по адресу: **** ****, отсутствуют (л.д. ..........).
В справке администрации Октябрьского сельского поселения от ...... *** указано, что на граждан, жилые помещения которых попали в зону чрезвычайной ситуации, на жилое помещение, расположенное по адресу: ****, ****, записи в похозяйственных книгах отсутствуют, в том числе на время наводнения в июне-июле 2019 **** жилое помещение не было введено в эксплуатацию (л.д. ..........).
Письмом от ...... *** администрация Октябрьского сельского поселения сообщила Поплевину Н.И., что межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданная распоряжением администрации Октябрьского сельского поселения от ...... ***, не может обследовать указанное Поплевыиным Н.И. жилое помещение в связи с тем, что им к заявлению не приложены копии правоустанавливающих документов на объект недвижимости (л.д. ..........).
Из справки администрации Тулунского муниципального района от ...... *** усматривается, что разрешение на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности на земельном участке по адресу: ****, не выдавались в связи с отсутствием обращений.
В силу пп. 21 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, размещение информации в государственном адресном реестре.
Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 1221 (далее – Правила).
Согласно п. 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям:
а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства;
б) обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами;
в) легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.
Присвоение объекту адресации адреса или аннулирование его адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса (п. 20 Правил).
Как указано в ГОСТ 52571-2008 «Географические информационные системы. Совместимость пространственных данных. Общие требования», утвержденном приказом Ростехрегулирования от 28 сентября 2006 г. № 214-ст, адресные данные пространственного объекта должны представлять собой минимальный набор атрибутов пространственного объекта, позволяющий идентифицировать его как уникальный среди других пространственных объектов. Адресные данные включают наименование пространственного объекта и другие его характеристики, используемые для любых видов обмена данными, и не включают в себя координатное описание пространственного объекта (п. 4.1.5).
Пунктом 4.1.6 указанного ГОСТ 52571-2008 определено, что идентификатор пространственного объекта является уникальной характеристикой пространственного объекта, используемой для фиксации связи координатных и адресных данных объектов, контроля их взаимного соответствия и обеспечения непротиворечивости пространственных данных по их объектовому составу.
Пунктом 10 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 и действовавших в момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные подпунктом «а» пункта 4 настоящих Правил (погашение в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации), к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагается заключение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций. Объекты (здания, сооружения), имеющие повреждения основных несущих конструкций, должны иметь присвоенные им в установленном порядке адреса местонахождения.
При этом представленные истцом договор на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям от ...... ***, в соответствии с которым сетевая организация (Открытое акционерное общество» Иркутская электросетевая компания) приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя - жилого дома, расположенного на земельном участке (договор аренды от ...... ***) по адресу: ****; технические условия на присоединение к электрическим сетям от ...... ***; квитанция и чек-ордер об оплате работ за технологическое присоединение от ......; акт осуществления технологического присоединения от ...... ***; акт выполнения технических условий от ...... ***; акт сверки задолженности по лицевому счёту № *** (л.д. ..........) не принимаются судом в качестве доказательств того, что построенный истцом объект недвижимости является жилым домом, поскольку спорный объект недвижимости по адресу: ****, не признан жилым домом на момент наводнения в установленном законом порядке решением ведомственной комиссии, к исключительным полномочиям которой относится принятие данного решения; не включен в состав жилищного фонда; спорный объект недвижимости не был введён истцом в эксплуатацию как законченный строительством объект недвижимого имущества, и истец не предпринимал попыток к его легализации; объекту недвижимости на момент наводнения не был присвоен адрес, который бы позволил идентифицировать его как уникальный среди других пространственных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций.
Возможность установления факта владения и пользования недвижимым имуществом предусмотрена п. 6 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со ст. 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 г. (ответ на вопрос 2), Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 февраля 2014 г. (п. 12), Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2013 г. (п. 6), указано, что для установления судом факта владения и пользования недвижимым имуществом необходимо установить как факт владения и пользования недвижимым имуществом на указанном заявителем основании, так и то, что получить необходимые документы во внесудебном порядке невозможно, либо то, что у заявителя имелись необходимые документы о владении и пользовании недвижимым имуществом, но были утрачены и их восстановление невозможно.
Согласно статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этомкаждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств того, что Поплевин Н.И. имел документы, подтверждающие его право собственности на спорное имущество, и что они были им утрачены, или об отказе в выдаче данных документов, истцом в суд не представлено.
Таким образом, исковые требования Поплевина Н.И. не подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В связи с тем, что исковые требования Поплевина Н.И. не подлежат удовлетворению, не подлежат удовлетворению и её требования об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении исковых требований Поплевина Н.И. к администрации Октябрьского сельского поселения, администрации Тулунского муниципального района, Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» об установлении факта владения и пользования жилым домом отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Татаринцева
Решение принято судом в окончательной форме 4 августа 2020 г.