Судья Самарин А.И. Дело № 12-155/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
рассмотрев 30 мая 2018 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Глушковой Л.И. на постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12 апреля 2018 года,
установил:
постановлением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12.04.2018 Общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр" (далее ООО "Расчетный центр) освобождено от административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.3 КоАП РФ, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Не согласившись с указанным постановлением судьи, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Глушкова Л.И. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит решение отменить, указывая, что совершенное ООО "Расчетный центр" правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку посягает на право граждан на благоприятную окружающую среду и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 3.11 Санитарно-эпидемиологических требований установлено, что санитарно-гигиенические мероприятия включают: работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам, очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 № 58 утвержден СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", в соответствии с пунктом 3.11. которого санитарно-гигиенические мероприятия включают, в том числе использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка.
В ходе проведенного административного расследования, проведенного по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Расчетный центр", установлено, что вывоз твердых коммунальных отходов с территории жилищного фонда в границах сельских поселений <Адрес обезличен>, а также твердых коммунальных отходов от частных домов, осуществляется на основании договора, заключенного 01.01.2017 между ООО "Расчетный центр" (заказчик) и ООО "Благоустройство" (исполнитель).
При осмотре 13.03.2018 контейнерной площадки, расположенной по адресу: <Адрес обезличен> установлено, что на четырех емкостях для сбора бытовых отходов отсутствуют крышки, контейнера не являются плотно закрывающимися емкостями, что обеспечивает свободный доступ для проникновения внутрь санантропных птиц и домашних животных (собак), что в свою очередь может стать причиной возникновения неблагоприятной обстановки, также выявлено множественное количество фрагментов мусора в виде пищевых отходов (шелуха семян подсолнечника), что является нарушением пункта 3.11 СП 3.5.3.3223-14 и статей 11,21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
Суд, рассмотрев материалы дела, согласился с выводами о наличии в действиях ООО "Расчетный центр" события и состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но, оценив характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности и вину ООО "Расчетный центр", принимая во внимание протокол осмотра от 13.03.2018, согласно которому мусоросборники на контейнерной площадке не заполнены, что допущенное нарушение с учетом действий виновного лица, направленных на осуществление дератизационных мероприятий, не повлекло существенных нарушений прав граждан, юридических лиц, не повлекло угрозу для охраняемых законом общественных отношений, пришел к выводу о применении, в данном случае, положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При применении положений статьи 2.9 КоАП РФ, судом учтены принципы привлечения к ответственности, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, о том, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Должностным лицом контролирующего органа в жалобе поставлен вопрос об отмене постановления судьи в связи с мягкостью назначенного наказания.
Между тем, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ определено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Из данной нормы следует, что не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, только в одном случае, - когда потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
По жалобе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, постановление может быть отменено в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с мягкостью назначенного наказания отмена постановления законом не допускается.
Поскольку таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не выявлено, принимая во внимание принцип невозможности ухудшения положения лица, в отношении которого вынесено постановление, то обжалуемый судебный акт не подлежит отмене.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья,
решил:
постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12 апреля 2018 года оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Глушковой Л.И. - без удовлетворения.
Судья - .
.