Решение по делу № 3а-487/2019 от 17.06.2019

                                Дело № 3А-487/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2019 года                        г. Красноярск                                    

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

с участием административных истцов Ехлакова В.Н., Михайловой А.И., Калицкого М.П., Сергеева А.В., Константинова Е.Г., Игнатьевой М.В. и их представителя Кузьмина Е.Ю. (посредством видеоконференцсвязи), представителя Шушенского поселкового Совета депутатов Шушенского района Красноярского края Кузнецовой О.Н. (посредством видеоконференцсвязи), прокурора Федорченко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-487/2019 по административному иску Ехлакова Владимира Николаевича, Михайловой Александры Исмаиловны, Калицкого Михаила Петровича, Сергеева Александра Валентиновича, Константинова Евгения Геннадьевича, Игнатьевой Марины Викторовны о признании не действующим в части решение Шушенского поселкового Совета депутатов от 29 марта 2019 года № 64чр-131 «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края»,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Шушенского поселкового Совета депутатов от 15 октября 2001 года № 08-36-вн принят Устав муниципального образования поселок Шушенское Шушенского района Красноярского края (далее - Устав), зарегистрированный Управлением Министерства юстиции по Красноярскому краю 14 ноября 2001 года за № ru245421012005001 и опубликованный в установленном законом порядке.

Решением Шушенского поселкового Совета депутатов от 29 марта 2019 года № 64чр-131 «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» (далее – Решение № 64чр-131), зарегистрированным 15 апреля 2019 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю (регистрационный номер RU 245421012019001) и опубликованным в газете «Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское» № 9 (239) от 26 апреля 2019 года, а также 24 апреля 2019 года на официальном сайте муниципального образования шушенское.org, в Устав внесены изменения и дополнения.

В частности пунктом 1.2 Решения № 64чр-131 пункты 2 и 3 статьи 8 Устава изложены в новой редакции:

«2. Глава поселка Шушенское - высшее выборное должностное лицо муниципального образования, избираемое Советом депутатов из своего состава. Глава поселка исполняет полномочия председателя Шушенского поселкового Совета депутатов.

3. Администрация поселка не формируется.

Все полномочия Администрации поселка Шушенское, предусмотренные Федеральными законами, законами края, настоящим Уставом иными муниципальными правовыми актами - исполняет Администрация Шушенского района в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 1.5 Решения № 64чр-131 статья 10 Устава изложена в новой редакции:

«Статья 10. Органы местного самоуправления, обладающие правами юридического лица

1.Шушенский поселковый Совет депутатов наделяется правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом.

2. Поселковый Совет депутатов как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям».

Пунктом 1.6 Решения № 64чр-131 в статью 13 Устава пункт 1 после слова «высшее» дополнен словом «выборное», данная статья дополнена пунктом 1.1, а пункт 4 изложен в новой редакции:

«1.1. Глава муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе»;

- пункт 4 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«4. Глава поселка Шушенское избирается Шушенским поселковым Советом депутатов из своего состава на срок полномочий Шушенского поселкового Совета депутатов и исполняет полномочия председателя Шушенского поселкового Совета депутатов».

Пунктом 1.7 Решения № 64чр-131 глава 3 Устава дополнена статьей 13.1 «Формирование конкурсной комиссии в Шушенском районе» следующего содержания:

«При формировании конкурсной комиссии в Шушенском районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается Шушенским районным Советом депутатов, одна четвертая – Шушенским поселковым Советом депутатов, а половина – Губернатором Красноярского края».

Пунктом 1.8 Решения № 64чр-131 исключен пункт 1 статьи 15 Устава.

Пунктом 1.9 Решения № 64чр-131 статья 16 Устава изложена в новой редакции, в соответствии с которой к полномочиям Главы поселка отнесено исполнение полномочий Председателя поселкового Совета депутатов (подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Устава); право требовать созыва внеочередного заседания поселкового Совета депутатов (подпункт 9 пункта 1 статьи 16 Устава).

Пунктом 1.10 Решения № 64чр-131 статья 17 Устава изложена в новой редакции:

«1. В случае досрочного прекращения полномочий Главы поселка либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно осуществляет заместитель Председателя поселкового Совета депутатов. В случае если заместитель Председателя поселкового Совета депутатов отсутствует или не назначен, указанные полномочия исполняет иной депутат по решению поселкового Совета депутатов.

2. В случае временного отсутствия Главы поселка (отпуск, болезнь, командировка и т.д.) его полномочия, за исключением полномочий по отмене правовых актов Главы поселка, исполняет заместитель Председателя поселкового Совета депутатов, а если заместитель отсутствует либо не назначен – иной депутат по решению поселкового Совета депутатов».

Пунктом 1.11 Решения № 64чр-131 глава 3 Устава дополнена статьей 18.1 «Правовые акты Главы поселка» следующего содержания:

«1. Глава поселка в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности поселкового Совета депутатов.

2. Глава поселка издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами.

3. Правовые акты Главы поселка, кроме указанных в пункте 4 настоящей статьи, вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не определено иное.

4. Нормативные правовые акты Главы поселка, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает поселок Шушенское, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования.

5. Правовые акты Главы поселка могут быть отменены или их действие может быть приостановлено им самим, в случае изменения перечня его полномочий - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Красноярского края, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Красноярского края)».

Пунктом 1.12 Решения № 64чр-131 исключен пункт 3 статьи 20 Устава.

Пунктом 1.13 Решения № 64чр-131 статья 21 Устава изложена в следующей редакции:

1. Работу Совета депутатов организует его председатель. Глава поселка исполняет полномочия председателя Совета депутатов.

2. Председатель Совета депутатов:

1) представляет поселковый Совет депутатов в отношениях с населением, органами и должностными лицами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями;

2) созывает сессии, определяет и доводит до сведения депутатов и населения время и место проведения заседаний сессии, а также проект повестки дня;

3) созывает, в том числе по собственной инициативе, требованию группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа избранных депутатов или по требованию не менее 10% жителей поселка внеочередную сессию;

4) осуществляет руководство подготовкой сессий и заседаний сессий Совета;

5) ведет заседания сессий Совета депутатов в соответствии с правилами, установленными Регламентом Совета;

6) подписывает протоколы заседаний сессий Совета;

7) оказывает содействие депутатам Совета в осуществлении ими своих полномочий;

8) от имени Совета подписывает исковые заявления, заявления, жалобы, направляемые в суд или арбитражный суд;

9) решает иные вопросы, возложенные на него законодательством Российской Федерации и Красноярского края, настоящим Уставом, Регламентом Совета депутата»

Пунктом 1.16 Решения № 64чр-131 в статье 25 Устава исключен подпункт 12 пункта 1; в пункте 2 исключены слова «и администрации»; пункт 3 изложен в новой редакции:

«3. Заслушивает ежегодный отчет Главы поселка о результатах его деятельности, а также отчет Главы Шушенского района о деятельности по вопросам исполнения полномочий администрации поселения, в том числе о решении вопросов, поставленных поселковым Советом депутатов».

Пунктом 1.17 Решения № 64чр-131 пункт 8 статьи 26 Устава изложен в следующей редакции:

«8. Организационное, материально-техническое, правовое обеспечение деятельности поселкового Совета депутатов осуществляет администрация района».

Пунктом 1.19 Решения № 64чр-131 исключен пункт 2 статьи 28 Устава; пункты 1 и 3 изложены в следующих редакциях:

«1.Шушенский поселковый Совет депутатов осуществляет контроль за исполнением полномочий администрации поселка администрацией Шушенского района и ее должностных лиц.»;

«3. Шушенский поселковый Совет депутатов ежегодно заслушивает отчет Главы поселка о результатах его деятельности, отчет Главы района о деятельности по вопросам исполнения полномочий администрации поселка в истекшем году».

Пунктом 1.22 Решения № 64чр-131 статья 32 Устава изложена в следующей редакции:

«1.Администрация поселка не образуется в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Полномочия администрации поселка, предусмотренные федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами исполняет Администрация Шушенского района».

Пунктом 1.23 Решения № 64чр-131 исключена статья 33 Устава.

Пунктом 1.24 Решения № 64чр-131 абзац 1 пункта 1 статьи 34 Устава изложен в следующей редакции:

«Администрация Шушенского района, исполняя полномочия администрации поселка».

Пунктом 1.25 Решения № 64чр-131 исключена статья 35 Устава.

Пунктом 1.29 Решения № 64чр-131 подпункт 1 пункта 2 статьи 42 Устава изложен в следующей редакции:

«поселкового Совета депутатов или Главы поселка – по вопросам местного значения».

Пунктом 1.30 Решения № 64чр-131 в пункте 4 статьи 44 Устава исключено слово «поселка».

Пунктом 1.33 Решения № 64чр-131 пункт 2 статьи 51 Устава изложен в новой редакции, в соответствии с которой в собственности поселка может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Также пунктом 1.33 Решения № 64чр-131 изложена в новой редакции статья 52 Устава:

«Статья 52. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

1. Администрация Шушенского района от имени поселка владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и краевыми законами, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами поселкового Совета депутатов.

2. Администрация Шушенского района вправе передавать имущество поселка во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и Красноярского края, органам местного самоуправления иных муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, решениями поселкового Совета депутатов.

3. Поселок Шушенское может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования.

Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений поселка осуществляет администрация Шушенского района.

Администрация Шушенского района определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначают на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности.

4. Руководители муниципальных предприятий и учреждений направляют отчеты о деятельности данных предприятий и учреждений в администрацию Шушенского района, не позднее 1 квартала года следующий за отчетным.

Администрация Шушенского района, осуществляющая функции и полномочия учредителя, в течение 5 дней назначает дату для заслушивания отчетов. По результатам заслушивания принимается решение об итоговой оценке деятельности соответствующего предприятия или учреждения.

По решению поселкового Совета депутатов отчеты о деятельности муниципальных предприятий и учреждений могут заслушиваться на заседаниях поселкового Совета депутатов».

Пунктом 1.34 Решения № 64чр-131 в пункте 2 статьи 54 Устава слова «представляется Главой поселка» заменены словами «представляется Администрацией Шушенского района».

Пунктом 1.36 Решения № 64чр-131 в пункте 2 статьи 56 Устава слова «Администрация поселка не позднее 1 марта года» заменены словами «Администрация района не позднее 1 мая года».

Пунктом 1.37 Решения № 64чр-131 исключены статьи 59 – 65 Устава.

Пунктом 1.39 Решения № 64чр-131 статья 68 Устава дополнена пунктом 4 следующего содержания:

«4. Положения пункта 2 статьи 8, пункта 4 статьи 13, статей 16, 17, 18.1, 21, пункта 3 статьи 25, пункта 3 статьи 28, пункта 3 статьи 34 настоящего Устава в редакции Решения от 29.03.2019 года № 64чр – 131 «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» применяются в отношении порядка избрания Главы поселка и изменения перечня его полномочий применяются к Главе поселка, избранному после вступления в силу указанного Решения».

В соответствии с пунктом 3 Решения № 64чр-131 изменения и дополнения, внесенные в статью 8, статью 10, пункт 4 статьи 13, статью 13.1, статьи 16, 17, 18.1, статью 21, пункты 2 и 3 статьи 25, пункт 8 статьи 26, пункт 1 статьи 28, статьи 32, 33, 34, 35, пункт 4 статьи 44, статью 52, пункт 2 статьи 54, пункт 2 статьи 56, а также главу 11 Устава поселка Шушенское вступают в силу после истечения срока полномочий поселкового Совета депутатов, принявшего настоящее Решение.

Ехлаков В.Н., Михайлова А.И., Калицкий М.П., Сергеев А.В., Константинов Е.Г., Игнатьева М.В. обратились с административным иском (с учетом уточнений) о признании не действующими пунктов 1.2, 1.5-1.13, 1.16, 1.17, 1.19, 1.22-1.25, 1.29, 1.30, 1.33, 1.34, 1.36, 1.37, 1.39, 3 Решения № 64чр-131 в части внесения в Устав вышеприведенных изменений и дополнений.

Требования административного иска с учетом уточнений мотивированы тем, что 15 марта 2019 года были проведены публичные слушания по вопросу обсуждения проекта решения Шушенского поселкового Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края», по вопросу упразднения администрации поселка Шушенское, как органа исполнительной власти, передачи исполнении полномочий администрации поселка Шушенское администрации Шушенского района.

По результатам проведенных публичных слушаний была принята резолюция, в которой участники публичных слушаний рекомендовали принять решение о внесении изменений и дополнений в Устав. Также было одобрено заключение о результатах публичных слушаний от 15 марта 2019 года по проекту решения, в котором имелось указание на поступление 11 марта 2019 года письменного предложения жителя посёлка Шушенское Михайловой А.И. о нецелесообразности ликвидации администрации поселка Шушенское и возложении полномочий на администрацию Шушенского района, а также с просьбой не принимать Устав в данной части. К предложению прилагался список с подписями 100 жителей поселка Шушенское.

Указанное предложение свидетельствует о явно выраженном волеизъявлении граждан о непринятии новой редакции Устава, которое должно было быть учтено при голосовании за резолюцию публичных слушаний в числе голосов «Против».

В связи с тем, что заявление Михайловой А.И. со 100 подписями других жителей поселка Шушенское не было учтено при подсчете голосов по проекту муниципального нормативного правового акта, Решение № 64чр-131 было принято без учета мнения указанных лиц, выразивших свое отношение к вынесенному на публичные слушания проекту.

Административные истцы Ехлаков В.Н., Михайлова А.И., Калицкий М.П., Сергеев А.В., Константинов Е.Г., Игнатьева М.В. и их представитель Кузьмин Е.Ю. (допущен к участию в деле на основании устного ходатайства административных истцов), участвующие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, настаивали на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнения.

Представитель Шушенского поселкового Совета депутатов Шушенского района Красноярского края Кузнецова О.Н., действующая на основании доверенности и участвующая в судебном заседании посредство видеоконференцсвязи, просила в удовлетворении административного иска отказать по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к их форме и содержанию, соответствует законодательству большей юридической силы и прав административных истцов не нарушает.

В письменном отзыве на административный иск начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю (далее – Управление Минюста России по Красноярскому краю. Управление) Бычкова Л.И. указала на то, что Решение № 64чр-131 соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным законам, уставу и законам Красноярского края, принято с соблюдением установленного федеральным законом порядка принятия, в связи с чем принят приказ о государственной регистрации данного Решения. Просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Глава поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах не сообщил, ходатайств не представил.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие Главы поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края, представителя Управление Минюста России по Красноярскому краю, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.

В своем заключении прокурор - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процесса прокуратуры Красноярского края Федорченко М.С. полагал административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами, в том числе через выборные органы местного самоуправления.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования (части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Шушенский поселковый Совет депутатов (далее – Совет депутатов) является представительным органом местного самоуправления, состоящим из 15 депутатов, избираемым на основе всеобщего равного и прямого избирательного права по избирательной системе мажоритарного типа по многомандатным избирательным округам при тайном голосовании сроком на 5 лет (пункт 1 статьи 8, пункты 1, 2 статьи 20 Устава). К исключительной компетенции Совета депутатов относится принятие устава поселения и внесение в него изменений и дополнений (подпункт 1 пункта 1 статьи 25 Устава).

Порядок принятия устава муниципального образования, внесения в него изменений, регистрации и опубликования регламентированы положениями частей 4-10 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Согласно положениям части 1, пункта 1 части 3, части 4 статьи 28, части 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ, части 6 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься вопросы по проекту устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

Решением Шушенского поселкового Совета депутатов от 28 июля 2017 года № 39-64 было утверждено Положение об организации и проведении публичных слушаний в поселке Шушенское (далее – Положение о публичных слушаниях), которое действовало на момент проведения публичных слушаний по проекту решения Шушенского поселкового Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» (т. 1 л.д. 10-20, 227-232).

На основании пункта 1 части 3 статьи 28, части 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

В силу части 5 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Аналогичные нормативные положения содержатся в пунктах 2, 3 статьи 66 Устава.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом, а после их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (части 6 и 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

1 и 8 февраля 2019 года состоялись совместные заседания постоянных комиссий Шушенского поселкового Совета депутатов, на которых обсуждался проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав (т. 1 л.д. 159-178).

Постановлением Главы поселка Шушенское от 14 февраля 2019 года № 50 на 15 марта 2019 года назначены публичные слушания по проекту решения Шушенского поселкового Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» (пункт 1); создана и утверждена организационная комиссия, на которую возложена организация по подготовке и проведение публичных слушаний (пункты 2, 4); определено место приема предложений по проекту решения (пункт 6), а также разрешены иные организационные вопросы (т. 1 л.д. 179-184).

Вышеуказанное постановление Главы поселка Шушенское от 14 февраля 2019 года № 50, проект решения Шушенского поселкового Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края», а также решение Шушенского поселкового Совета депутатов от 14 февраля 2019 года № 62вн-126 «Об утверждении Порядка учета предложений по проекту решения Шушенского поселкового Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края, порядка участия граждан в его обсуждении (далее – Порядок учета предложений) были опубликованы в газете «Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское» № 2 (232) от 14 февраля 2019 года (т. 1 л.д. 185-196, 211-214).

Таким образом, органом местного самоуправления были выполнены требования части 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и пункта 3 статьи 66 Устава, поскольку, как ими и предписано, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав был официально опубликован одновременно с установленным порядком учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также с порядком участия граждан в его обсуждении - не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в Устав.

В соответствии со статьей 7 Положения о публичных слушаниях лица, участвующие в публичных слушаниях вправе направлять в Шушенский поселковый Совет депутатов, Главе администрации поселка, ответственным за организацию и проведение публичных слушаний (далее – уполномоченный орган), письменные предложения по проекту нормативного правового акта, вынесенному на публичные слушания.

Предложения по проекту муниципального нормативного правового акта, вынесенному на публичные слушания, выражаются в форме предложений или мнений по предмету публичных слушаний с указанием их обоснования (пункт 1).

Уполномоченный орган не включает в перечень предложений по проекту муниципального нормативного правового акта, вынесенному на публичные слушания, предложения, не соответствующие требованиям, установленным настоящим Положением (абзац 2 пункта 5).

Согласно пункту 1.5 Порядка учета предложений, предложения об изменениях и дополнениях к проекту Устава, проекту изменений в Устав должны содержать аргументированное обоснование.

Предложения об изменениях и дополнениях к проекту Устава, проекту изменений в Устав должны соответствовать действующему законодательству (пункт 3.2 Порядка учета предложений).

11 марта 2019 года Главе поселка Шушенское, являющемуся председателем организационной комиссии по проведению публичных слушаний, поступило письменное предложение Михайловой А.И. (административный истец по настоящему делу), в котором указано на нецелесообразность ликвидации администрации поселка Шушенское и возложения полномочий на администрацию Шушенского района, а также содержится просьба не принимать Устав в данной части.

К вышеуказанному предложению прилагались подписи 100 жителей поселка Шушенское (т. 1 л.д. 197-208).

14 марта 2019 года организационной комиссией по итогам рассмотрения указанного предложения было принято заключение, которым рекомендовано отклонить внесенное предложение, поскольку оно не содержит конкретных предложений по проекту решения Шушенского поселкового Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края», его отдельным частям или статьям, а также отсутствует обоснование предложения (т. 1 л.д. 215).

15 марта 2019 года состоялись публичные слушания по проекту вышеуказанного решения, ход и результаты которых отражены в протоколе, из которого следует, что из 86 участников публичных слушаний 45 человек проголосовали за рекомендацию принять вынесенный на публичные слушания проект решения, 29 – против, 3 - воздержались (т. 1 л.д. 222-225).

Также из протокола публичных слушаний следует, что председательствующий сообщил о поступлении предложения Михайловой А.И. и его содержание.

Между тем, указанное предложение не являлось предметом обсуждения участников публичных слушаний, поскольку ранее было обоснованно отклонено организационной комиссией, как не содержащее каких-либо конкретных предложений, обоснования и аргументации, а потому не соответствующее вышеприведенным требованиям Положения о публичных слушаниях и Порядка учета предложений.

Сведения о не принятом для обсуждения предложении Михайловой А.И. были доведены до участников публичных слушаний, отражены в протоколе и заключении организационной комиссии в соответствии с требованиями статей 9, 11 Положения о публичных слушаниях и пункта 4.2 Порядка учета предложений.

Вопреки доводам административных истцов, предложение Михайловой А.И. со 100 подписями жителей поселка Шушенское не подлежало учету на публичных слушаниях в числе голосов «против» рекомендации принять проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, поскольку статьями 1 и 8 Положения о публичных слушаниях предусмотрено личное участие жителей поселка в публичных слушаниях с предварительным направлением заявления в уполномоченный орган и регистрацией прибывших участников. Возможность учета мнения лиц, не обратившихся с заявлением об участии в публичных слушаниях, не явившихся на регистрацию и не принимавших в них личное участие, муниципальными нормативными правовыми актами не предусмотрена.

При этом, подача письменных предложений по проекту муниципального нормативного правового акта, вынесенного на публичные слушания, не подменяет непосредственное участие в публичных слушаниях.

Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Таким образом, мнение участников публичных слушаний, отраженное в составленном по их результатам заключении, само по себе носит рекомендательный характер и не является обязательным для представительного органа местного самоуправления при принятии муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав. Муниципальными нормативными правовыми актами поселка Шушенское также не установлен обязательный характер заключения по результатам публичных слушаний.

По результатам публичных слушаний было составлено заключение от 15 марта 2019 года с рекомендацией о принять проект решения Шушенского поселкового Совета депутатов «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края», которое (заключение) опубликовано в газете «Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское» № 5 (235) от 18 марта 2019 года (т. 1 л.д. 216-221).

Из протокола заседания Шушенского поселкового Совета депутатов от 29 марта 2019 года видно, что Решение № 64чр-131 было принято единогласно 10 присутствующими депутатами (от общей численности 15 депутатов), что согласуется с требованиями части 5 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и пункта 2 статьи 66 Устава (т. 1 л.д. 236-238).

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ Решение № 64чр-131 15 апреля 2019 года было Управлением Минюста России по Красноярскому краю (регистрационный номер RU 245421012019001) и опубликовано в газете «Ведомости органов местного самоуправления поселка Шушенское» № 9 (239) от 26 апреля 2019 года (т. 1 л.д. 239, 257), а также 24 апреля 2019 года на официальном сайте муниципального образования шушенское.org

Таким образом, проект оспариваемого решения подготовлен в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьей 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и статьей 66 Устава. Решение № 64чр-131 принято уполномоченным органом, в установленной форме, зарегистрировано, официально опубликовано для всеобщего сведения и вступило в законную силу в соответствии с требованиями закона и Устава.

В силу пунктов 5 и 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены; наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части.

Между тем, административные истцы, ссылаясь на нарушение порядка проведения публичных слушаний, ни в административном исковом заявлении, ни в уточнениях к нему не указали каким нормативным правовым актам большей юридической силы противоречат правовые нормы, содержащиеся в Решении № 64чр-131, в чем заключаются эти противоречия, а также какие права, свободы и законные интересы административных истцов нарушены собственно оспариваемыми изменениями и дополнениями, внесенными в Устав указанным решением.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку Решение№ 64чр-131 принято в соответствии с требованиями законодательства и не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов, суд полагает в удовлетворении административного иска отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Ехлакова Владимира Николаевича, Михайловой Александры Исмаиловны, Калицкого Михаила Петровича, Сергеева Александра Валентиновича, Константинова Евгения Геннадьевича, Игнатьевой Марины Викторовны о признании не действующим в части решение Шушенского поселкового Совета депутатов от 29 марта 2019 года № 64чр-131 «О внесении изменений и дополнений в Устав поселка Шушенское Шушенского района Красноярского края» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда         Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 03 сентября 2019 года

3а-487/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Игнатьева Марина Викторовна
Михайлова Александра Исмаиловна
Сергеев Александр Валентинович
Калицкий Михаил Петрович
Ехлаков Владимир Николаевич
Ответчики
Шушенский поселковый совет депутатов
Другие
Глава поселка Шушенское Красноярский край
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.07.2020Регистрация административного искового заявления
26.07.2020Передача материалов судье
26.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2020Дело оформлено
23.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее