№ 2-1310/2024
УИД 26RS0012-01-2024-002043-87
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 07 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Осиповой И.Г.,
судей Муратовой Н.И., Дириной А.И.,
при секретаре Фатневой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации г.Ессентуки - Шогенова А.А. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 26 июля 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора г.Ессентуки, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к администрации г.Ессентуки об определении порядка расселения многоквартирного аварийного дома, установлении разумного срока расселения собственников помещений многоквартирного аварийного дома,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
установила:
Прокурор г.Ессентуки обратился в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Установлено, что постановлением администрации г.Ессентуки от 29.12.2022 № *** многоквартирный дом, до 1917 года постройки, расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул.***, *, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановление от 29.12.2022 № *** принято на основании акта обследования от 24.11.2021 и заключения об оценке соответствия МКД от 09.09.2022 № ***, которыми установлено, что фасад, наружные стены находятся в неудовлетворительном состоянии, установлено наличие разрушений стенового материала, отделочный слой местами разрушен, на отмостке и наружных стенах имеются трещины, наружная водосточная система, крыша находятся в технически неисправном состоянии, оконные и дверные заполнения не исправны. Износ здания составляет 77%. В настоящее время на территории Ставропольского края реализуется краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019-2024 годах», утв. постановлением Правительства Ставропольского края от 01.04.2019 №126-п. В указанную региональную программу МКД не включен ввиду того, что признан аварийным после 01.01.2017. Исполнение органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных ст. 2, 32 и 87 ЖК РФ в случае проживания граждан в домах, представляющих опасность для жизни и здоровья человека по причине их аварийного состояния не может быть поставлено в зависимость от включения данного дома в региональную программу по переселению граждан из ветхого жилья и предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014). Администрацией г.Ессентуки требования о сносе или реконструкции аварийного многоквартирного дома собственникам до настоящего времени не направлены, муниципалитетом земельный участок, на котором расположен указанный дом, для муниципальных нужд не изъят, также не изъято каждое жилое помещение в указанном доме, порядок и сроки расселения собственников помещений жилых и нежилых дома не определены. Поскольку дальнейшая эксплуатация МКД и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, необходимо обеспечить жилищные права граждан в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. У муниципалитета имелась возможность устранить выявленные нарушения, вместе с тем, данная возможность не использована. Прокуратурой города перед направлением искового заявления в суд приняты иные меры прокурорского реагирования. 22.08.2023 заместителем прокурора г.Ессентуки в адрес главы г.Ессентуки внесено представление об устранении нарушений законодательства в указанной сфере. Вместе с тем, органами местного самоуправления меры к устранению выявленных нарушений не приняты, указано, что у муниципалитета отсутствуют денежные средства, необходимые для проведения мероприятий по переселению граждан, покупке квартир для переселения. Отсутствие необходимых денежных средств не эти цели не могут быть приняты во внимание, поскольку бюджетная политика и расчет необходимых денежных средств напрямую зависят от деятельности муниципалитета в соответствии с его уставом. В ситуации с аварийным домом, обрушение грозит не только жильцам дома, который фактически аварийным является с 2022 года, но и посетителям, проходящим мимо гражданам, число которых постоянно меняется.
Истец просил возложить обязанность на ответчика определить порядок расселения многоквартирного аварийного дома, установить разумный срок расселения собственников помещений многоквартирного аварийного дома до 31.12.2025.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 26.07.2024 исковые требования прокурора г.Ессентуки, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к администрации г.Ессентуки об определении порядка расселения многоквартирного аварийного дома, установлении разумного срока расселения собственников помещений многоквартирного аварийного дома – удовлетворены частично.
Суд возложил обязанность на администрацию г.Ессентуки определить в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ, порядок расселения многоквартирного аварийного дома, расположенного по адресу: г.Ессентуки, ул.***, *.
Определил разумный срок расселения собственников помещений многоквартирного аварийного дома, расположенного по адресу: г.Ессентуки, ул.***, * - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований об установлении срока расселения собственников помещений многоквартирного аварийного дома, расположенного по адресу: г.Ессентуки, ул.***, *, до 31.12.2025 – отказал.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г.Ессентуки - Шогенов А.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты прав, поскольку данный спор рассматривается в порядке КАС РФ путем предъявления административного искового заявления об оспаривании бездействия органов и лиц, наделенных публичными полномочиями. Избрание истцом ненадлежащего способа защиты прав является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации г.Ессентуки от 29.12.2022 № *** многоквартирный дом, до 1917 года постройки, расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул.***, *, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановление от 29.12.2022 № *** принято на основании акта обследования от 24.11.2021 и заключения об оценки соответствия МКД № *** от 09.09.2022, которыми установлено, что фасад, наружные стены находятся в неудовлетворительном состоянии, установлено наличие разрушений стенового материала, отделочный слой местами разрушен, на отмостке и наружных стенах имеются трещины, наружная водосточная система, крыша находятся в технически неисправном состоянии, оконные и дверные заполнения не исправны. Износ здания составляет 77%.
В настоящее время на территории Ставропольского края реализуется краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019-2024 годах», утв. постановлением Правительства Ставропольского края от 01.04.2019 № 126-п.
В краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019-2024 годах», утв. постановлением Правительства Ставропольского края от 01.04.2019 № 126-п МКД по адресу: г.Ессентуки, ул.***, д. *, не включен ввиду того, что признан аварийным после 01.01.2017.
Разрешая спор, руководствуясь ст. 1, 15, 32, 57 ЖК РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, разъяснениями, содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», а также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ответе на вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 года, суд первой инстанции рассмотрел дело в порядке гражданского судопроизводства и частично удовлетворил заявленные прокурором г.Ессентуки исковые требования о возложении обязанности на администрацию города-курорта Ессентуки определить, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, порядок расселения многоквартирного аварийного дома, расположенного по адресу: г.Ессентуки, ул.***, д. *.
Однако судебная коллегия находит основания для снятия и передачи данного дела для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного ч. 2 ст. 46 Конституции РФ права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Главой 22 КАС РФ установлен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
В порядке административного судопроизводства суды рассматривают и разрешают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).
Конституционный Суд РФ в Определении от 25.05.2017 N 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства КАС РФ устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 2 ст. 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 9 ст. 226КАС РФ).
На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 КАС РФ), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 125 КАС РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 1 ст. 178 КАС РФ).
Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев прямо определенных в законе.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции РФ, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции РФ, федеральным законом (Определения от 24.11.2005 N 508-О, от 19.06.2007 N 389-О-О, от 15.04.2008 N 314-О-О).
Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.
Исходя из смысла приведенных предписаний федерального законодателя, суд в случае установления невозможности рассмотрения заявления в порядке Гражданского процессуального кодекса РФ должен рассмотреть вопрос о принятии его к производству в порядке административного судопроизводства с применением норм Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно положениям ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Учитывая изложенные нормы закона, их официальное разъяснение и толкование, а также характер заявленных истцом требований, судебная коллегия приходит к выводу о том, что настоящее дело не может быть рассмотрено по нормам ГПК РФ, а подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вследствие чего надлежит передать дело для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.
Руководствуясь ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
дело по иску прокурора г.Ессентуки, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к администрации г.Ессентуки об определении порядка расселения многоквартирного аварийного дома, установлении разумного срока расселения собственников помещений многоквартирного аварийного дома, с апелляционной жалобой представителя ответчика администрации г.Ессентуки - Шогенова А.А. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 26 июля 2024 года, - передать на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.