Дело № 2-642/2023
УИД 35RS0019-01-2023-001057-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сокол Вологодской области 27 октября 2023 года
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Б.,
при секретаре Мотовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бюджетного учреждения социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» в интересах Тихонова Е.А. к Департаменту строительства Вологодской области о признании несовершеннолетнего не членом семьи нанимателя, признании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» (далее БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей») в интересах Тихонова (Вицина) Е.А. обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту строительства Вологодской области (далее Департамент) о признании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Требования мотивированы тем, что распоряжением Департамента от 07 апреля 2023 года № 661 принято решение об отказе во включении подопечного Тихонова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Указанное решение ответчика считает незаконным по следующим основаниям. Тихонов Е.А. является воспитанником БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», имеет социальный статус – ребёнок, оставшийся без попечения родителей, поскольку решением суда от 03 декабря 2019 года его родители Меркулова И.В. и Тихонов А.А. лишены родительских прав. Несовершеннолетнему Тихонову Е.А. принадлежит 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором распоряжением Департамента от 22 декабря 2022 года № 2201 установлен факт невозможности проживания Тихонова Е.А. в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания (постановление администрации города Сокола от 18 октября 2022 года № 615).
С 10 июля 2019 года Тихонов Е.А. зарегистрирован по месту жительства своей бабушки Тихоновой Н.Ю. по адресу: <адрес>, однако, членом семьи нанимателя по договору социального найма он не является, поскольку согласно договору социального найма от 13 августа 2008 года № 1966, заключенного администрацией г. Сокола с Тихоновой Н.Ю., данное жилое помещение было предоставлено нанимателю и ее сыну Тихонову А.А.
Решение Департамента нарушает право несовершеннолетнего Тихонова Е.А. на получение жилого помещения, установленное федеральным законом в рамках реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Жалоба на решение ответчика в вышестоящий в порядке подчинённости орган не подавалась.
Просит признать незаконным отказ Департамента строительства Вологодской области во включении Тихонова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; возложить на Департамент строительства Вологодской области обязанность включить Тихонова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 02 мая 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, публично-правовая компания «Роскадастр», администрация Сокольского муниципального округа.
Протокольным определением Сокольского районного суда Вологодской области от 26 июля 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Тихонова Н.Ю. и администрация Сокольского муниципального округа (отдел опеки и попечительства).
Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 11 сентября 2023 года изменён вид судопроизводства с административного на гражданское.
В дальнейшем БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» в интересах Тихонова Е.А. исковые требования увеличил, дополнительно просил установить факт того, что несовершеннолетний Тихонов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не является членом семьи нанимателя Тихоновой Н.Ю., в остальной части исковые требования поддержал.
Представитель истца БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании представитель истца БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» по доверенности Оскирко О.А. увеличенные исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям, просил иск удовлетворить в полном объеме, суду пояснил, что несовершеннолетний Тихонов Е.А. находится на попечении учреждения, статус его не менялся, в связи с чем законным представителем его является БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», постоянным местом жительства – учреждение. Членом семьи бабушки Тихоновой Н.Ю. несовершеннолетний не является, на основании гостевого соглашения он пребывает у нее временно на период летних каникул, выходных дней, общего хозяйства с бабушкой не ведет, в договор социального найма не включен. Учреждение в интересах несовершеннолетнего обратилось в Департамент строительства ВО с заявлением для включения его в список детей-сирот с целью в дальнейшем предоставления ему жилого помещения, однако, решением ответчика отказано во включении Тихонова Е.А. в список детей-сирот, что является незаконным, поскольку регистрация в жилом помещении не порождает никаких правовых последствий, а носит лишь уведомительный характер, несовершеннолетний находится под опекой учреждения и имеет право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные Законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ. Кроме того, бабушка не оформляла в отношении Тихонова Е.А. договор опеки.
Истец Тихонов Е.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Ранее несовершеннолетний Тихонов Е.А. в присутствии педагога Хребтовой Т.Г. в судебном заседании увеличенные исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить, суду пояснил, что он постоянно проживает в БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», после окончания 9 классов обучался в Вологодском строительном колледже на плотника, окончив обучение в июне 2023 года проходит обучение на курсах сварщика, в центре он будет находиться до совершеннолетия. На <адрес> проживает его бабушка Тихонова Н.Ю., по состоянию здоровья она не может оформить над ним опеку. Жилое помещение по <адрес>, в котором ему принадлежит 1/3 доли в праве, признано непригодным для проживания, в данной квартире он никогда не проживал. В собственности он иного жилья не имеет, с бабушкой он также не проживает, приезжает к ней в гости на каникулы, общего хозяйства с ней не ведет.
Представитель БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» - законного представителя несовершеннолетнего Тихонова Е.А. – Варзинова С.А. ранее в судебном заседании иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить, пояснила, что Тихонов Е.А. является воспитанником БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», находится на полном государственном обеспечении. В соответствии с приказом учреждения он может находиться у бабушки Тихоновой Н.Ю. только в выходные, праздничные и каникулярные дни, на эти дни бабушке выплачивается денежная компенсация на питание мальчика. Регистрация Тихонова Е.А. в квартире <адрес> имеется, при этом постоянным местом его жительства является учреждение. Пребывать у бабушки он может до 3 месяцев, в настоящее время он проживает в центре, проходит обучение на курсах сварщика, отчисление из спецконтингента его произойдет только по достижении совершеннолетия.
Представитель административного ответчика Департамента строительства Вологодской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, в письменном отзыве просил в удовлетворении иска БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» отказать, указав, что Тихонов Е.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, является членом семьи нанимателя в данном жилом помещении, в котором не установлен факт невозможности проживания.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Тихонова Н.Ю. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, публично-правовой компании «Роскадастр» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц администрации Сокольского муниципального округа, администрации Сокольского муниципального округа (отдела опеки и попечительства) в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей, в письменных возражениях указали, что несовершеннолетний Тихонов Е.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в детском доме, не является членом семьи нанимателя Тихоновой Н.Ю., в связи с чем имеет право на предоставление ему жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Ранее в судебном заседании администрации Сокольского муниципального округа (отдела опеки и попечительства) по доверенности Триполец Е.Л. полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснила, что Тихонов Е.А. - воспитанник БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», который является законным представителем несовершеннолетнего. На основании распоряжения Департамента социальной защиты Тихонов Е.А. помещен под надзор в учреждение для детей-сирот. Тихонов Е.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, однако, договор социального найма с ним не заключен, данный договор заключался с Тихоновой Н.Ю., с которой вселен членом семьи Тихонов А.А. – отец Е.. Тихонов Е.А. не является членом семьи бабушки, постоянно в квартире не проживает, общего хозяйства с ней не ведет, изменений в договор социального найма в части вселения Е. в качестве члена семьи не вносилось. На основании заключения бабушка берет своего внука на выходные, праздничные дни и каникулы. Постоянным местом жительства мальчика является БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», которое и представляет его интересы. Бабушка с заявлением об установлении над Тихоновым Е.А. опеки не обращалась, она представила заявление об отказе от оформления опеки по состоянию здоровья. 1/3 доли в праве на кв. <адрес> принадлежит Тихонову Е.А. на праве собственности, однако, данное жилое помещение признано непригодным для проживания. Родители Егора лишены родительских прав судебным актом в 2019 году, в 2020 году он помещен в детский дом, где находится по настоящее время, постановления о закреплении за ним жилого помещения не выносилось, в собственности он иного жилья не имеет. Считает решение Департамента об отказе во включении Тихонова Е.А. в список детей-сирот незаконным, поскольку он не является членом семьи бабушки, находится под опекой детского дома, относится к категории детей-сирот, нуждается в предоставлении жилого помещения и имеет право на дополнительные социальные гарантии по предоставлению жилья специализированного жилищного фонда, в связи с чем в интересах несовершеннолетнего просила иск удовлетворить в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьёй 1 Закона № 159-ФЗ, дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Положениями пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержатся в Законе Вологодской области от 15 января 2013 года № 2965-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (статья 1).
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения (абзац второй пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Закона № 159-ФЗ).
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 8 вышеназванного Закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием следующего обстоятельства: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства РФ.
Пунктом 8 статьи 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также, если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона № 159-ФЗ постановлением Правительства Вологодской области от 18 февраля 2013 года № 161 утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее Порядок № 161).
Из материалов дела следует, что согласно записи акта о рождении № 401 от 18 сентября 2006 года, копии свидетельства о рождении <данные изъяты> от 17 марта 2017 года, записи акта об установлении отцовства № 48 от 27 марта 2017 года, родителями Тихонова (Вицина) Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указаны Тихонов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Вицина И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 03 декабря 2019 года, вступившим в законную силу 10 января 2020 года, Тихонов А.А. и Меркулова (до брака Вицина) И.В. лишены родительских прав в отношении сына Тихонова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который передан органам опеки и попечительства; с Тихонова А.А. и Меркуловой (до брака Вициной) И.В. в пользу органа опеки и попечительства взысканы алименты на содержание сына Тихонова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере по <данные изъяты> части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно до совершеннолетия ребёнка.
Постановлением администрации Сокольского муниципального района от 17 января 2020 года № 54 Тихонов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан нуждающимся в государственной защите и направлен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 17 января 2020 года № 12-р Тихонов Е.А. передан в БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
Приказом БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» от 17 января 2020 года № 7 Тихонов Е.А. принят в контингент воспитанников БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» с 17 января 2020 года и поставлен на полное государственное обеспечение. Директором БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» с 08 мая 2014 года является Кухарина Е.А., которая представляет интересы учреждения – законного представителя несовершеннолетнего Тихонова Е.А.
Таким образом, Тихонов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выпиской из ЕГРН подтверждено, что Тихонов Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 19 мая 2011 года является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации города Сокола от 18 октября 2022 года № 615 в соответствии с заключением межведомственной комиссии от 13 октября 2022 года № 15 признано непригодным для проживания жилое помещение по адресу: <адрес>, на основании постановления заключением от 16 декабря 2022 года и распоряжением Департамента строительства ВО от 22 декабря 2022 года № 2201 установлен факт невозможности проживания Тихонова Е.А. в ранее занимаемом жилом помещении по указанному адресу.
Согласно Выписке из ЕГРН собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, с 20 сентября 2016 года являлось городское поселение город Сокол, в период с 11 июня 2015 года по 20 сентября 2016 года - Сокольский муниципальный район Вологодской области.
13 августа 2008 года между администрацией города Сокола, действующей от имени собственника жилого помещения Сокольского муниципального района (наймодатель), и Тихоновой Н.Ю. (наниматель) заключён договор социального найма жилого помещения № 1966, по которому Тихоновой Н.Ю. и члену её семьи сыну Тихонову А.А. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в отдельной квартире общей площадью 45,7 кв.м по адресу: <адрес>.
Адресной справкой группы адресно-справочной работы ОРГ УВМ УМВД России по ВО, копией паспорта, справкой МКУ СМО «Управление строительства и ЖКХ», поквартирной карточкой подтверждено, что Тихонов Е.А. с 10 июля 2019 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, в данном жилом помещении зарегистрирована Тихонова Н.Ю. с 19 сентября 1989 года по настоящее время, являющаяся бабушкой Тихонова Е.А., также в указанном жилом помещении имел регистрацию с 19 сентября 1989 года по 02 марта 2010 года, с 21 марта 2014 года по 19 сентября 2019 года Тихонов А.А. – отец Тихонова Е.А. и сын Тихоновой Н.Ю.
Согласно частям 1,2,3 статьи 1 Закона ВО от 06 мая 2022 года № 5119-ОЗ «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Сокольского муниципального района ВО, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Сокольского муниципального округа ВО» входящее в состав Сокольского муниципального района ВО городское поселение город Сокол Сокольского муниципального района ВО преобразовано в муниципальное образование Сокольский муниципальный округ ВО с административным центром в городе Соколе и статусом муниципального округа. Сокольский муниципальный район ВО и входящие в его состав поселения утрачивают статус муниципального образования со дня создания СМО ВО, днем создания которого является день вступления в силу настоящего закона области (01 июня 2022 года). Сокольский муниципальный округ ВО является правопреемником СМР ВО и муниципальных образований, преобразованных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ.
Пунктом 3 статьи 8 Закона № 159-ФЗ определено, что орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования Списка установлен Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 года № 397.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 397 в список включаются, дети-сироты и лица из их числа:
- которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,
- которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным.
С заявлением о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил обращаются законные представители детей-сирот и лиц из их числа. Уполномоченный орган не вправе отказать в приеме заявления и прилагаемых к нему документов. В порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган принимает одно из следующих решений: о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, в список; об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, в список (пункты 4,12,13).
Указанные полномочия осуществляются Департаментом.
Пунктом 3.1.2.1. Положения о Департаменте строительства ВО, утвержденного постановлением Правительства ВО от 11 июля 2016 года № 597, Департамент строительства ВО наделен полномочиями органов исполнительной государственной власти ВО в сфере жилищных отношений.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон № 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Приказом Департамента от 26 августа 2019 года № 44, утвержден административный регламент предоставления Департаментом строительства ВО государственной услуги по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее административный регламент) (приложение 1). Указанный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги.
Заявителями при предоставлении государственной услуги являются законные представители несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетние дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей указанных категорий, если их законные представители в установленном порядке с заявлением не обращались или указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года, а также представители, действующие на основании нотариально удостоверенной или приравненной к ней доверенности, обратившиеся в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги (пункт 1.2). Государственная услуга предоставляется Департаментом.
В соответствии с пунктом 2.3.1. административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
- принятие решения об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;
- принятие решения об установлении факта возможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Срок предоставления государственной услуги составляет 30 рабочих дней со дня поступления в Департамент заявления и документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 2.4.1.).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, определен в пункте 2.6.1 регламента: а) заявление об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении; б) документ, удостоверяющий личность заявителя; в) нотариально удостоверенная или приравненная к ней доверенность на представителя заявителя - в случае подачи заявления и документов представителем заявителя, а также документ, удостоверяющий его личность; г) вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ.
Действия (бездействие), решение Департамента, его должностных лиц и государственных гражданских служащих могут быть обжалованы в досудебном порядке, установленном Законом N 210-ФЗ, либо в судебном порядке.
Поскольку несовершеннолетний Тихонов Е.А. с 17 января 2020 года является воспитанником БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», находится на полном государственном обеспечении, имеет статус подопечного – ребенок, оставшийся без попечения родителей, то законный представитель несовершеннолетнего БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» обратился в Департамент строительства ВО с заявлением о включении Тихонова Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Департамента строительства ВО от 07 апреля 2023 года № 661 отказано во включении Тихонова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку не установлен факт невозможности проживания Тихонова Е.А. в ранее занимаемом жилом помещении (пункты 1, 5 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ).
На основании указанного распоряжения Департаментом 07 апреля 2023 года директору БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» направлена копия распоряжения и решение, изложенное в письме, из которого следует, что Тихонов Е.А. имеет регистрацию в квартире <адрес>, в связи с чем является членом семьи нанимателя данного жилого помещения Тихоновой Н.Ю., следовательно, необходимо первоначально решить вопрос об установлении факта невозможности проживания Тихонова Е.А. в данном жилом помещении и представить в Департамент соответствующие документы, после принятия Департаментом решения об установлении факта невозможности проживания его в ранее занимаемом жилом помещении будет повторно рассмотрен вопрос о включении несовершеннолетнего в список детей-сирот.
Таким образом, основанием отказа явилось то обстоятельство, что несовершеннолетний Тихонов Е.А. является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес> при этом не установлен факт невозможности проживания Тихонова Е.А. в ранее занимаемом жилом помещении по данному адресу.
Вместе с тем, суд не может согласиться с такими доводами Департамента по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В силу части 2 статьи 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные права и обязанности.
На основании части 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ, на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
В соответствии со статьей 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
Как следует из материалов дела, договор социального найма от 13 августа 2008 года заключен с Тихоновой Н.Ю., с которой вселен ее сын Тихонов А.А., являющийся отцом несовершеннолетнего Тихонова Е.А.
По сведениям ОВМ МО МВД России «Сокольский», законный представитель Тихонова Е.А. – отец Тихонов А.А. обратился в МФЦ г. Сокол с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, своего сына Тихонова Е.А., в связи с чем Тихонов Е.А. 10 июля 2019 года зарегистрирован на основании пункта 28 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, статьи 70 ЖК РФ, статьи 679 ГК РФ, следовательно, был вселен к отцу без согласия на то наймодателя и при отсутствии волеизъявления нанимателя.
Вместе с тем, судом установлено, что нанимателем Тихоновой Н.Ю. в качестве членов её семьи Тихонов Е.А. не вселялся в указанное жилое помещение, в дальнейшем с таким заявлением Тихонова Н.Ю. также к наймодателю не обращалась, изменений в договор социального найма о вселении Тихонова Е.А. в данное жилое помещение в качестве члена семьи до настоящего времени не внесено, отец несовершеннолетнего Тихонов А.А. утратил статус законного представителя, который имел на момент регистрации по месту своего жительства сына, поскольку 17 декабря 2019 года решением суда он лишен в отношении сына родительских прав, кроме того, снят с регистрационного учета 09 октября 2019 года, по данному адресу отец также не проживает.
По информации администрации Сокольского муниципального округа, отдела опеки и попечительства, в настоящее время законным представителем Тихонова Е.А. является БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», где несовершеннолетний проживает постоянно, окончил среднюю общеобразовательную школу, получил среднее образование, а также образование по профессии «столяр», проходит обучение в БПОУВО «Сокольский лесопромышленный техникум» по профессии «сварщик» и находится на полном государственном обеспечении, при помещении Тихонова Е.А. в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за несовершеннолетним не закреплено жилого помещения, иного жилого помещения в собственности он не имеет за исключением 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>, которая признана непригодным для проживания жилым помещением, при этом Тихонов Е.А. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> относящемся к муниципальной собственности, нанимателем которого является бабушка мальчика - Тихонова Н.Ю., не назначавшаяся опекуном Тихонова Е.А. по состоянию здоровья, что подтверждается заявлением от 15 января 2020 года. Вместе с тем, на основании заключения органа опеки и попечительства от 10 марта 2023 года по приказу директора учреждения в семью Тихоновой Н.Ю. временно передан несовершеннолетний Тихонов Е.А. (проживание в каникулярное время, выходные и праздничные дни), постоянного хозяйства с бабушкой он не ведет.
Указанные факты подтвердили в суде Тихонов Е.А., его законный представитель Варзинова С.А., представитель БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Оскирко О.А., представитель опеки и попечительства Триполец Е.Л., указав, что отказ Департамента во включении Тихонова Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является незаконным, поскольку регистрация в жилом помещении не порождает никаких правовых последствий, а носит лишь уведомительный характер, несовершеннолетний находится под опекой учреждения и имеет право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные Законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, что также подтверждено администрацией Сокольского муниципального округа в возражениях на иск.
Таким образом, суд находит доказанным факт того, что несовершеннолетний Тихонов Е.А. не является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес> Тихоновой Н.Ю., при этом регистрация его в квартире, являющейся муниципальной собственностью, и предоставленной его бабушке Тихоновой Н.Ю. по договору социального найма, не порождает возникновения у него права на указанную квартиру в будущем, а пользование жилым помещением не является постоянным, поскольку он пребывает в нем временно, только в каникулярные, праздничные и выходные дни, на основании заключения органов опеки и попечительства, при этом постоянным местом жительства несовершеннолетнего является БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», который и представляет интересы подопечного в качестве законного представителя. Кроме того, суд учитывает, что в опровержение изложенному, ответчиком суду не предоставлено доказательств того, что несовершеннолетний Тихонов Е.А. является членом семьи нанимателя (бабушки), либо того, что он вселен нанимателем Тихоновой Н.Ю. в указанное жилое помещение в качестве члена ее семьи и ведет с ней общее хозяйство.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что несовершеннолетний Тихонов Е.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является воспитанником БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», являющимся постоянным местом его жительства, нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, а также членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма он не является, в собственности иных жилых помещений не имеет, при этом проживание в жилом помещении, в котором ему принадлежит на праве собственности 1/3 доли, признано невозможным, следовательно, он приобрел право на предоставление ему жилого помещения специализированного жилищного фонда, в связи с чем законным представителем несовершеннолетнего в установленный срок, в соответствии с требованиями действующего законодательства и в интересах Тихонова Е.А. направлено в Департамент заявление о включении его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое Департаментом отказано по основаниям неустановления факта невозможности проживания несовершеннолетнего в ранее занимаемом жилом помещении, то есть по месту регистрации, что привело к нарушению его прав, установленных Законом № 159-ФЗ, в рамках реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований БУ СО ВО «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», действующего в интересах несовершеннолетнего Тихонова Е.А., в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Бюджетного учреждения социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» в интересах Тихонова Е.А. к Департаменту строительства Вологодской области о признании несовершеннолетнего не членом семьи нанимателя, признании отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, удовлетворить.
Признать несовершеннолетнего Тихонова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не членом семьи Тихоновой Н.Ю., являющейся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать незаконными действия Департамента строительства Вологодской области, выразившиеся в принятии решения, изложенного в письме от 07 апреля 2023 года № 12-3539/23, и распоряжение Департамента строительства Вологодской области от 07 апреля 2023 года № 661 об отказе во включении Тихонова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Вологодской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Возложить на Департамент строительства Вологодской области обязанность включить Тихонова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Вологодской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Б. Попова
Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2023 года.