Дело №а-1316/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2019 года г. Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
при секретаре Гумбатовой А.М.,
с участием представителей административного истца Конева И.У., Гуриной Е.В.,
представителя административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Борзенкова А.В.,
представителя заинтересованного лица Колесниковой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лопушанской Анны Владимировны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Горячевой М.В. о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В обоснование исковых требований истец указал, что истцу на основании приказа Горрайонного управления Госземагенства в <адрес> и <адрес> АРК от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,1002га кадастровый № для ведения индивидуального садоводства в «ОК СТ «Казачья станица княза Потемкина» на территории Трудовского сельского совета <адрес>. Истец обратилась с заявлением к ответчику для регистрации права собственности на указанный земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации права по причине не передачи документации Госземагенства в <адрес> и <адрес> за 2014 года в архивный отдел администрации <адрес>. Полагает отказ не законным. Земельный участок стоит на кадастровом учете с кадастровым номером 90:12:171601:256. Госкомрегистром проводилась работа по оцифровке госактов, поземельных книг и договоров аренды на земельные участка расположенные на территории Республики Крым м учет которых был осуществлен ранее в соответствии с законодательством Украины. Госкомрегитср не предпринял мер по получению дополнительных документов для осущетсвления государственной регистрации права истца. Просит признать сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ Госкомрегистра об отказе в регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, Трудовской сельский совет кадастровый № незаконным и отменить его. Обязать Госкомрегистр зарегистрировать право собственности ФИО1 на земельный участок площадью 0,1002 га, расположенный по адресу <адрес> Трудовской сельский совет кадастровый №.
В судебное заседание административный истец не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, обеспечила явку своих представителей, которые в судебном заседании поддержали требования по изложенным основаниям.
В судебном заседании представитель административного ответчика Госкомрегистра возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:12:171601:256, расположенный по адресу: <адрес>, Трудовской с/с обратилась ФИО8, действующая в интересах ФИО1 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве документа-основания осуществления государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок заявителем представлен приказ горрайонного управления Госземагентства в <адрес> и <адрес> Автономной Республики Крым.
В соответствии со статьей 29 Закона №218-ФЗ, государственная регистрация права включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок приостановлено в связи со следующим.
Так, государственным регистратором при проведении правовой экспертизы представленных документов, с целью получения информации, необходимой для проведения государственной регистрации права, а именно проверки подлинности и актуальности представленного заявителем Приказа от ДД.ММ.ГГГГ, направлен запрос в <адрес> Республики Крым, ответ на который на дату приостановления государственной регистрации права не поступил.
В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственной регистрации права собственности отказано ввиду следующего. Так, в представленном ответе <адрес> Республики Крым на межведомственный запрос государственного регистратора указано, что документы горрайонного управления Госземагентства в <адрес> и <адрес> за 2014 год на хранение в архивный отдел (муниципальный архив) администрации <адрес> не передавались.
Заявителем дополнительные документы в Госкомрегистр не представлялись.
В связи с изложенным считаем решение Госкомрегистра об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности законным и обоснованным.Относительного земельного участка с кадастровым номером 90:12:171601:256, Госкомрегистр сообщает следующее.
Сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости путем выполнения работ по переносу сведений о ранее учтенных земельных участках.
Так, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости 2014 - 2019 годы» (далее - ФЦП) предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих создание на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя информационных ресурсов, содержащих полные и достоверные сведения об объектах недвижимого имущества и о зарегистрированных правах, внедрение системы государственной кадастровой оценки недвижимости.
В соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № главным распорядителем бюджетных средств, полученных из федерального бюджета и ответственным за реализацию на территории Республики Крым мероприятия № «Перенос сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории Крымского федерального округа, в государственный кадастр недвижимости» федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» назначен Госкомрегистр. В целях реализации мероприятия № программы ФЦП, Госкомрегистром с АО «ЭЛАР» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Контракт) на выполнение работ по переносу сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории Республики Крым.
Таким образом, выполнение работ по переносу сведений о ранее учтенных земельных участках было выполнено АО «ЭЛАР» в рамках реализации мероприятия № программы ФЦП.
Основанием для переноса сведений о земельном участке с кадастровым номером 90:12:171601:256 послужила поземельная книга от ДД.ММ.ГГГГ.Согласно данной поземельной книге, а именно раздела 1, информация о зарегистрированном праве в Государственном земельном кадастре отсутствует. Аналогичная информация содержится в извлечении из государственного земельного кадастра о земельном участке.
Таким образом, в Госкомрегистре отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости.
Представитель заинтересованного лица председатель СПК «СТ Казачья станица князя Потемкина» в судебном заседании поддержала доводы искового заявления.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов реестрового дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:12:171601:256, расположенный по адресу: <адрес>, Трудовской с/с обратилась ФИО8, действующая в интересах ФИО1 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве документов-оснований заявителем был представлен приказ № от ДД.ММ.ГГГГ Горрайонного управления Госземагенства в <адрес> и <адрес> АРК согласно которому приказано утвердить проект землеустройства относительно отведения земельного участка в частную собственность ФИО2 для индивидуального садоводства из земель запаса сельскохозяйственного назначения государственной собственности, расположенной на территории Трудовского сельского совета <адрес> АРК и передать в собственность ФИО2 земельный участок площадью 0,1001 га кадастровый № для ведения индивидуального садоводства из земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности расположенной на территории Трудовского сельского совета <адрес> АРК.
Согласно справки о заключении брака ФИО2 сменила фамилию на ФИО1 в связи с вступлением в брак ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было вынесено на имя ФИО1 уведомление о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что с целью проверки подлинности и актуальности представленного Приказа от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором направлен запрос в <адрес> Республики Крым, ответ на который не поступил в Госкомрегистр. Срок приостановления до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответа <адрес> Республики Крым государственному регистратору от ДД.ММ.ГГГГ, документы Горрайонного управления Госземагенства в <адрес> и <адрес> АРК за 2014 год на хранение в архивный отдел (муниципальный архив) администрации <адрес> не передавались.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором на имя ФИО1 было направлено сообщение № об отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок расположенный по адресу <адрес> Трудовской с/с кадастровый № в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации права собственности и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению регистрации права собственности. Указано, что с целью получения информации об актуальности приказа от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором был направлен запрос в администрацию <адрес> согласно ответа которой документы горрайонного управления Госземагенства в <адрес> и <адрес> за 2014 года на хранение в архивный отдел администрации <адрес> не передавались.
В соответствии со ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании частей 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 29 Закона №218-ФЗ, государственная регистрация права включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 9,10 части 1 ст.26 Закона № 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Согласно ст.27 указанного Закона, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом по делу в срок до ДД.ММ.ГГГГ заявителем не были устранены причины послужившие основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации, а из ответов, поступивших по межведомственным запросам следует, что документы горрайонного управления Госземагенства в <адрес> и <адрес> за 2014 года на хранение в архивный отдел администрации <адрес> не передавались.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Лопушанской Анны Владимировны признать сообщение № 90/016/170/2018-3314 от 18.01.2019 года Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в регистрации права собственности Лопушанской А.В. на земельный участок, расположенный по адресу Республика Крым Симферопольский район, Трудовской сельский совет кадастровый номер 90:12:1716011:256 незаконным и отменить его, обязать Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать право собственности Лопушанской А.В. на земельный участок площадью 0,1002 га, расположенный по адресу Республика Крым Симферопольский район Трудовской сельский совет кадастровый номер 90:12:171602:256, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий З.Ю. Каралаш
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2019 года.