ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело №33-2394/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Кундикова Ю.В.
(2-3042/2023) УИД 91RS0003-01-2023-003080-80
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи | Морозко О.Р. |
судей | Курской А.Г.Подлесной И.А. |
при секретаре | ФИО8 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО1 в установлении досрочной страховой пенсии по старости; обязать пенсионный орган включить истцу в специальный стаж работы, который дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажной медсестры в Крымском Республиканском доме «Ёлочка», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности сестры медицинской патронажной в Крымском Республиканском учреждении «Дом ребенка «Ёлочка», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры патронажной в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым «Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики «Ёлочка» и установить истцу досрочную пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости, однако оспариваемым решением ей было отказано, ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку №. Из специального стажа истца были исключены спорные периоды работы ввиду отсутствия документального подтверждения непосредственного обслуживания психических больных в течение полного рабочего дня, не менее 80% рабочего времени в специализированном отделении (структурном подразделении) психиатрического (психоневрологического) профиля. С данными выводами ответчика истец не согласна, в связи с чем и обратилась с указанным иском в суд.
Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО1 удовлетворен частично. Признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить ФИО1 в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением отпуска без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ досрочную пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить в части и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Апеллянт не согласен с указанным решением, считает его незаконным, не обоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Доводы жалобы повторяют позицию пенсионного органа, изложенную в оспариваемом решении, и сводятся к невозможности учесть спорные периоды работы по Списку №, ввиду отсутствия документального подтверждения непосредственного обслуживания психических больных в течение полного рабочего дня в специализированном отделении (структурном подразделении).
Представителем истца поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Истец в судебное заседание не явилась о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением, обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержала апелляционную жалобу и просила ее удовлетворить.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подано заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 2 л.д. 33-35).
Решением Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого документально подтвержденного льготного стажа (т. 2 л.д. 9-10)
ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку № (т. 2 л.д. 36-42, 43).
Решением Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ поскольку нет требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку № – 10 лет (т. 1 л.д. 17-18, т. 2 л.д. 11-14).
Из оспариваемого решения следует, что в льготный стаж по Списку № не подлежат включению периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «патронажная медсестра» Крымского республиканского дома ребенка «Ёлочка» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «медсестры патронажной» ГБУЗ РК «Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушений психики «Ёлочка», поскольку нет документального подтверждения непосредственного обслуживания психических больных в течение полного рабочего дня, не менее 80% рабочего времени в специализированном отделении, при этом указанные периоды учтены в общий страховой стаж, за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ.
По расчету пенсионного органа общий страховой стаж истца составил 32 года 01 месяц 14 дней, в том числе стаж работы по Списку № – 00 лет.
Трудовая книжка серии БТ-II №, заведенная ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, содержит сведения о спорных периодах работы (т. 1 л.д. 20-25, т. 2 л.д. 152-157, 167-174).
В качестве подтверждения льготного характера работы истцом предоставлена уточняющая справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ГБУЗ РК «Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики «Ёлочка», о том, что ФИО1 была принята на должность патронажной медсестры на 1,0 ставки в Крымский Республиканский дом ребенка «Ёлочка» с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №). Работала на условиях внутреннего совместительства дополнительно к основному месту работы (1,0 ставки медицинской сестры патронажной): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должности прививочной медсестры на 0,5 ставки, с ДД.ММ.ГГГГ на должности патронажной медсестры по совместительству на 0,5 ставки, ДД.ММ.ГГГГ уволена с 0,5 ставки внутреннего совместительства патронажной медсестры, с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность патронажной медсестры по совместительству на 0,25 ставки, откуда ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением штата, с ДД.ММ.ГГГГ принята на 0,25 ставки сестры медицинской детского стационара по совместительству, с ДД.ММ.ГГГГ переведена с 0,25 ставки внутреннего совместительства медицинской сестры детского стационара на должность медицинского статистика по совместительству на 0,5 ставки (т. 2 л.д. 46-48).
Указано, что ФИО1 входит в список персонала, работающего с группой для ВИЧ-инфицированных детей. За весь период работы выполняла нормы рабочего времени в объеме полной ставки в должности медицинская сестра патронажная, переводы на другую должность и на неполную ставку в той же должности отсутствуют. Продолжает работать по настоящее время на 1,0 ставки медицинской сестрой патронажной и 0,5 ставки внутренним совместителем в должности медицинский статистик.
Данная должность включена Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, Список №2, вид производства «XXIV. Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», вид работ «Средний медицинский персонал в домах-интернатах для психических больных, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей социального обеспечения», позиция в списке профессий 2260000г, должности Средний медицинский персонал.
Указано, что не подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды: курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, донорские дни с отрывом от производства.
Также предоставлены сведения о переименовании учреждения и заработной плате истца с октября 1999 года по январь 2001 года (т. 2 л.д. 49, 50).
Информация, изложенная в уточняющей справке, Актом Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ признана достоверной (т. 2 л.д. 73-76).
Суду первой инстанции истцом предоставлены уточняющие справки ГБУЗ РК «Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушения психики «Ёлочка» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием, что выполнение должностных обязанностей по обслуживанию воспитанников дома ребенка (выполнение врачебных назначений, обследование детей, уход и наблюдение за больными, забор анализов и т.д.) медицинской сестры патронажной ФИО1 в течение полного рабочего дня занимает более 80% рабочего времени. (т. 1 л.д. 26-27, т. 2 л.д. 183-184).
Сведения о льготном характере работ, указанные в уточняющих справках, подтверждаются приказами Крымского Республиканского дома ребенка «Ёлочка» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1 л.д. 67-69, 77-83), Крымского Республиканского учреждения «Дом ребенка «Ёлочка» от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1 л.д. 75-76), в которых поименованы средний медицинский персонал, сестра медицинская патронажная, содержатся сведения об аттестации этого рабочего места по Списку №.
В соответствии с картами специальной оценки условий труда работников № от ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестре (патронажной) установлен класс условий труда вредный 3.2; № от ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестре патронажной установлен итоговый класс условий труда 3,3 (т. 1 л.д. 86-90).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400 - ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам
В целях реализации ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" пункта 1 названного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В Списке N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют работники, непосредственно обслуживающие больных в домах - интернатах для психических больных, детских домах - интернатах для умственно отсталых детей системы социального обеспечения, средний, младший медицинский персонал (Раздел XXIV, код позиции: 22600000г).
Письмом Минтруда РФ от 28.09.1992 N 1910-РБ "О льготном пенсионном обеспечении" разъяснено, что младшему и среднему медицинскому персоналу психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений льготные пенсии следует назначать по Списку N 2, разделу XXIV; в письме указано, что по сообщению Минздрава России с развитием психиатрии во многих многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях оборудованы отделения и кабинеты, куда поступают психические больные по направлению психдиспансеров и других психиатрических учреждений для лечения сопутствующих соматических заболеваний; младший и средний медперсонал психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов по характеру работы постоянно обслуживают психических больных; нормативы численности обслуживающего персонала, продолжительность рабочего дня и отпуска, условия труда персонала этих отделений и кабинетов такие же, как у соответствующего персонала специализированных психиатрических и психоневрологических лечебных учреждений.
Согласно Указанию Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 N 1-31-У «О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение "непосредственное обслуживание больных" - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента; выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов; в соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Согласно Уставу Республиканского дома ребенка «Ёлочка», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, целями деятельности дома ребенка является профилактика и лечение детей с дефектами умственного и физического развития, а также с органическим поражением ЦНС с нарушением психики; лечение детей с органическим поражением ЦНС в т.ч. детей с детским цереберальным параличем без нарушений психики; лечение детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата и других дефектов физического развития, без нарушений психики; лечение детей с нарушением слуха, речи и зрения (т. 1 л.д. 28-31).
В соответствии с Положениями «О республиканском специализированном Доме ребенка «Елочка» за 2000 и 2003 гг. дом ребенка обеспечивал медико-социальное обслуживание детей-сирот, детей, которые остались без родительской опеки, имеющих заболевание центральной нервной системы и нарушением психики, в том числе детским церебральным параличом без нарушений психики, физических и умственных отклонений (т. 1 л.д. 32-38).
В Уставе Крымского республиканского учреждения «Дом ребенка «Елочка» кроме деятельности, предусмотренной Уставом от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена медико-социальная реабилитация ВИЧ-инфицированных детей со слабыми клиническими проявлениями (от рождения до семи лет) (т. 1 л.д. 39-43).
Согласно Уставу ГБУЗ РК «Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики «Ёлочка», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, целями и видами деятельности Учреждения является оказание медицинской помощи, включающую, в том числе, медико-социальную реабилитацию детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от рождения до четырех лет), детей с заболеваниями центральной нервной системы и расстройствами психики, с нарушением слуха и зрения, ВИЧ-инфицированных детей со слабыми клиническими проявлениями (от рождения до семи лет) (т. 1 л.д. 44-53).
В должностных инструкциях патронажной медицинской сестры, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены следующие функциональные обязанности: осуществляет выполнение врачебных назначений в части организации, транспортировки, и проведения консультаций, обследований, госпитализации в плановом и экстренном порядке в другие лечебные учреждения, перевод в другие детские дома, а также для проведения освидетельствования на ПМК и МСЭ, в том числе и ВИЧ- инфицированных; осуществляет уход и наблюдение за воспитанниками; осуществляет санитарно-гигиеническое обслуживание ребенка; в случае необходимости оказывает медицинскую помощь; проводит забор анализов у детей, в том числе и ВИЧ-инфицированных; осуществляет транспортировку анализов в лаборатории города; осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов; заполняет соответствующую документацию и отвечает за жизнь и здоровье детей (т. 1 л.д. 56-62).
В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ в период с 2009 по 2022 год воспитанники дома ребенка, имеющие психические расстройства и расстройства поведения, страдающие болезнями нервной системы составляли основной контингент (т. 1 л.д. 65).
Из изложенного следует, что истец в спорные периоды работала в специализированном доме ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики в должности, относящейся к должности среднего медицинского персонала, полный рабочий день и была занята непосредственным обслуживанием больных детей.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 208-ФЗ от 21.07.2014 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 по 31.12.2014, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.1992 N 442 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, которым установлено, что в соответствии со статьей 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" пенсии по возрасту на льготных условиях по Спискам N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, предоставляющих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждаемым Кабинетом Министров Украины, а также пенсии, которые могут устанавливаться предприятиями и организациями за счет собственных средств работникам других производств, профессий и должностей в зависимости от условий труда, назначаются по результатам аттестации рабочих мест.
Приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.11.2005 №383 утвержден Порядок применения Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий и показателей при исчислении, стажа работы, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях.
В соответствии с пунктом 4.2. указанного Порядка, результаты аттестации (как впервые проведенной, так и очередной) применяются при исчислении стажа, дающего право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в течение 5 лет после утверждения ее результатов, при условии, если в течение этого времени на данном предприятии не менялись коренным образом условия и характер труда (производство, работа, рабочее место), дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях. В случае коренного изменения условий и характера труда для подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях должна быть проведена внеочередная аттестация.
Согласно приказам по проведению аттестации рабочих мест № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ средний медицинский персонал и должности «медицинская сестра патронажная», «сестра медицинская патронажная» включены в перечень рабочих мест и должностей, работникам которых подтверждено право на льготную пенсию по Списку № (т. 1 л.д. 67-85).
Таким образом, в спорные периоды работы ФИО1 в медицинском учреждении осуществлялась организация и проведение аттестации рабочих мест, что подтверждается надлежащим образом заверенными протоколами аттестационной комиссии, заключениями по результатам экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, приказами, картами специальной оценки условий труда.
То есть рабочее место медицинской сестры патронажной в Крымском Республиканском «Доме ребенка «Ёлочка» отнесено к работам с условиями труда подлежащими тарификации согласно разделу XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, относятся к вредным и опасным условиям труда с подтверждением права на льготное пенсионное обеспечение.
Анализируя изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что работа истца в медицинском учреждение по характеру работы предусматривала постоянное обслуживание больных, осуществляя при этом функции по наблюдению и уходу за ними, т.е. работа в спорный период осуществлялась ФИО1 в условиях контакта медицинского работника и пациентов, и предполагала предоставление специализированной помощи детям с поражением центральной нервной системы и нарушением психики, в связи с чем периоды работы истца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ соответствуют требованиям Списка № от ДД.ММ.ГГГГ и подлежат включению в специальный стаж истца согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 15 Постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из вышеприведенного следует, что периоды работы, в том числе по льготной профессии, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.
В материалы дела пенсионным органом предоставлены выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и указанием кода особых условий «27-ГД», что соответствует лечебной и иной работе по охране здоровья населения в городах (т. 2 л.д. 92-99, 158-165). При этом, исходя из приведенных положений законодательства, ответственность за правильность отображения указанных сведений лежит на работодателе, в связи с чем бездействие работодателя, не подавшего в установленном порядке сведения о выполнении истцом в оспариваемый период после ДД.ММ.ГГГГ сведений о выполнении ею работ, предусмотренных Списком № не может повлечь для истца негативных последствий в виде лишения права на своевременное и в полном объеме предоставление пенсионного обеспечения.
Относительно указания работодателем на необходимость исключения из специального стажа истца периодов нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации и донорских дней, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.
Таким образом, работнику, направленному на повышение квалификации, гарантируются такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время, по сути, законодателем установлено, что период нахождения работника на курсах повышения квалификации приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям, предусмотренным соответствующими Списками.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, подтверждены справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ РК «Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики «Ёлочка», за данные периоды за истцом сохранялась средняя заработная плата.
Относительно исключения донорских дней, то в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов" государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, а также предоставляет ему меры социальной поддержки.
Статьей 6 названного Закона предусмотрено, что руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны в том числе предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
Согласно ч. 1 ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы.
При этом ч. 3 указанной статьи названного Кодекса предусмотрено, что в случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 названной нормы после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.
Порядок оплаты дней отдыха, предоставленных работнику в связи со сдачей крови и ее компонентов, определен ч. 5 ст. 186 ТК РФ и предусматривает сохранение за работником его среднего заработка за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Исходя из приведенных правовых норм трудового законодательства при сдаче крови работником в выходной день работник имеет право с учетом дополнительного дня отдыха на два дня отдыха, которые подлежат оплате в размере среднего заработка. При этом ограничений в оплате дней отдыха, предоставляемых работнику за день сдачи крови, в зависимости от того, является такой день выходным или рабочим, не установлено.
На основании изложенного, включению в специальный стаж подлежат также периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и донорские дни, а соответствующий вывод работодателя не основан на законе.
При этом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о необходимости исключения из подсчета стажа истца на соответствующих видах работ отпуска без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует положениям пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно предварительному расчету, предоставленному пенсионным органом суду первой инстанции, при учете спорных периодов работы стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составит 23 года 04 месяца 19 дней, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий страховой стаж составит 32 года 03 месяца 04 дня, ИПК – 86,033. Право на назначение досрочной пенсии у истца наступило бы в 50 лет (ДД.ММ.ГГГГ), но не ранее обращения с заявлением о назначении пенсии (т. 1 л.д. 169). Таким образом, исключение из подсчета специального стажа одного дня отпуска без сохранения заработной платы не влечет утрату истцом права на установление досрочной страховой пенсии по старости.
В силу абз. 3 п. 90 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п (ред. от 23.09.2020), заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) граждан, обращающихся за назначением пенсии по старости, может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Поскольку обращение с заявлением о назначении пенсии имело место ДД.ММ.ГГГГ – в пределах месяца до даты достижения истцом возраста 50 лет, вывод суда о наличии оснований для назначения истцу пенсии с даты возникновения права основан на предоставленных доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий | О.Р. Морозко |
Судьи | А.Г. КурскаяИ.А. Подлесная |