Решение по делу № 2-2816/2024 от 27.02.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2024 года                                                               г. Тольятти

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Новак А.Ю.

при секретаре Журавлевой Д.Д.

с участием:

старшего помощника прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области Скоровой Ю.С.,

представителя ответчика ГБОУ «Школа-интернат »               г.о. ФИО3 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело      по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья               г.о. Тольятти» об обязании восстановить целостность защитного ограждения зданий учреждения, оборудовать главный вход на территорию учреждения видеодомофоном,

установил:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит с учетом уточнений:

- обязать ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Тольятти» в течение 5 месяцев со дня поступления финансирования восстановить целостность защитных ограждений зданий учреждения по адресу: <адрес>;

- оборудовать главный вход на территорию учреждения (калитку) здания учреждения видеодомофоном, по адресу: <адрес>.

Старший помощник прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Тольятти» ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв, его поддержала, пояснила, что обязанность по установке видеодомофона не предусмотрена законодательством. В учреждении организована физическая охрана здания – в соответствии с условиями договора заключенного с ООО ЧОО «Честь-С», обязанности по контролю за пропускным режимом и посетителями кроме того возложена на дежурного администратора школы-интерната. В учреждении функционирует видеонаблюдение, которое фиксирует ситуацию на территории учреждения на входной зоне в здании учреждения. На всех эвакуационных выходах установлена охранная сигнализация, пост охраны оснащен металлодетектором. В школе-интернате имеется ограждение сеткой-рабицей по всему периметру территории, которое находится в удовлетворительном состоянии. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица - администрации г.о. Тольятти в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв на иск, указав, что здание и территория учреждения оснащаются техническими системами, наличие которых предусмотрено требованиями к антитеррористической защищенности объекта. Перечень систем определяется по категории опасности образовательной организации. Технические системы защиты по категории опасности 3 установленной для МБУ «Школа », содержат следующие элементы: 1. Тревожная сигнализация с сигналом в Росгвардию или службу 112, 2. Система бесперебойной и устойчивой связи, 3. СОУЭ либо автономная система экстренного оповещения, 4. Система наружного освещения, 5. Система видеонаблюдения и охранной сигнализации, 6. Стационарные или ручные металлоискатели, 7. Оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом, 8. Оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении. Установка видеодомофона в указанной категории опасности не предусматривается. Действующее законодательство не содержит прямого указания на обязанность оснащения входных дверей образовательного учреждения видеодомофоном, требования прокуратуры <адрес> удовлетворению не подлежат.

Представители третьих лиц Министерства имущественных отношений <адрес>, Тольяттинского управления министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явились, извещены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск частично обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон является оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и других, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы.

Защита прав и интересов уязвимых общественных групп, не способных защитить свои права, может быть исключительной причиной вмешательства прокурора.

Согласно ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (п. 1).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Частью 7 ст. 28 указанного Федерального закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой <адрес> г.о. Тольятти проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях <адрес> г.о. Тольятти.

В ходе проверки установлено, что в здании корпуса ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Тольятти» на входных дверях учреждения не установлен видеодомофон, целостность защитного ограждения здания учреждения по адресу: <адрес> нарушена, что подтверждается фотоматериалом, представленным прокуратурой <адрес> г.о. Тольятти и не оспаривалось по факту стороной ответчика.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Пунктами 6 и 13 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Требования) определено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) на объекты 1, 2, 3 и 4 категорий.

Согласно п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

В силу п. 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении п. 26 Требований).

Как установлено судом для ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Тольятти»

установлена 3 категория опасности, следовательно, в силу вышеуказанных норм, технические системы защиты зданий школы должны содержать следующие элементы: тревожная сигнализация с сигналом в Росгвардию или службу 112; система бесперебойной и устойчивой связи; система оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения; система наружного освещения; система видеонаблюдения, охранной сигнализации; стационарные или ручные металлоискатели; система контроля и управления доступом; ворота, обеспечивающие жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Таким образом действующее законодательство не содержит прямого указания на обязанность оснащения главного входа на территорию учреждения (калитку) здания учреждения видеодомофоном, в связи с чем суд не находит оснований возлагать на ответчика обязанность оборудовать главный вход на территорию учреждения (калитку) по адресу: <адрес> видеодомофоном.

В силу п. 2.2.1 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями.

Судом также установлено, что по периметру здания ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Тольятти» расположенного по адресу: <адрес>, установлено защитное ограждение, целостность которого на момент проверки частично нарушена, что следует, из фотографий, представленных истцом.

Согласно подпунктам «а, в» п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подпунктом «а» п. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления.

Поскольку в нарушении указанных выше норм, целостность защитного ограждения нарушена, что способствует бесконтрольному пребыванию на территории школы посторонних лиц, образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, суд приходит к выводу о возложении на ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Тольятти» обязанность восстановить целостность (устранить повреждения) защитного ограждения здания учреждения по адресу: <адрес> течении 5 (пяти) месяцев со дня поступления финансирования.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что на момент вынесения судом решения ответчиком устранены повреждения защитного ограждения здания учреждения, в школе-интернате имеется ограждение сеткой-рабицей по всему периметру территории, которое находится в удовлетворительном состоянии, что подтверждается фотоматериалом, в связи с чем, решение следует считать исполненным.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования - удовлетворить частично.

Обязать ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Тольятти» (ИНН ) в течение 5 месяцев со дня поступления финансирования восстановить целостность (устранить повреждения) защитного ограждения здания учреждения по адресу: <адрес>. Решение суда в данной части считать исполненным.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 июня 2024 года.

Судья                                                                          А.Ю. Новак

2-2816/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Центрального района г.Тольятти
Ответчики
ГБОУ Школа-интернат№5 г.о.Тольятти
Другие
администрация г.Тольятти
Тольяттинское управление Министерства образования и науки Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти
Судья
Новак А.Ю.
Дело на странице суда
centralny.sam.sudrf.ru
27.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2024Передача материалов судье
05.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.05.2024Судебное заседание
13.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее