Решение по делу № 2а-869/2020 от 16.03.2020

Дело № 2а-869/2020

УИД 75RS0002-01-2020-000784-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    гор.Чита 28 апреля 2020 года

Ингодинский районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Шишкаревой С.А., при секретаре Петровой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите к Батоцыреновой Ж. Р. о взыскании задолженности по налогам,

УСТАНОВИЛ:

обратившись в суд с административным иском, Межрайонная ИФНС России №2 по г.Чите (далее – МИФНС №2 по г.Чите, налоговый орган) просила взыскать с ответчика задолженность по уплате транспортного налога в сумме 770 рублей, пени за его неуплату 8,58 рублей, пени за неуплату налога на доходы физических лиц в сумме 3187,61 рублей и восстановить пропущенный срок на подачу административного иска.

В судебное заседание административный истец явку представителя не обеспечил, ответчик не явился при надлежащем извещении. Дело рассмотрено в отсутствие данных лиц, участвующих в деле, явка которых не признавалась обязательной.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено из дела, административный ответчик состоит на налоговом учете в МИФНС №2 по г.Чите.

Налоговым органом установлен факт неуплаты ответчиком транспортного налога в сумме 770 рублей, пени за его неуплату 8,58 рублей, пени за неуплату налога на доходы физических лиц в сумме 3187,61 рублей.

В адрес ответчика направлены требования об уплате налога и пени №3863 по состоянию на 27.10.2017, №2620 по состоянию на 22.02.2017, №806364 по состоянию на 12.11.2015 в срок до 11.12.2017, 10.04.2017, 31.12.2015 соответственно.

В связи с неуплатой в досудебном порядке данной недоимки, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов, штрафов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса РФ и главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 286 КАС РФ.

В вышеназванных требованиях сроки для уплаты налогов и пени установлен до 11.12.2017, 10.04.2017, 31.12.2015, следовательно, с административным иском налоговый орган мог обратиться не позднее 11.06.2018, 10.04.2017, 31.06.2016, административный иск подан 16.03.2020, т.е. со значительным пропуском предусмотренного законом срока. До подачи административного иска в суд с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган не обращался, на данные обстоятельства не ссылается.

В административном иске налоговый орган ходатайствует о восстановлении названного срока, ссылаясь на то, что он пропущен в связи с массовым характером списанием безнадежной ко взысканию задолженности, большим объемом работы и недостаточностью специалистов.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.

Уважительных причин пропуска указанного срока налоговым органом не представлено. Доказательств того, что инспекция была лишена возможности своевременно обратиться в суд ввиду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, последней не представлено.

В то же время отмечается, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимок.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таком положении оснований для удовлетворения ходатайства налогового органа о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с данными требованиями не имеется, в удовлетворении административного иска следует отказать ввиду пропуска установленного законом срока обращения в суд без уважительной причины.

Руководствуясь статьями 170-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите к Батоцыреновой Ж.Р. о взыскании задолженности по налогам, пени отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья         С.А. Шишкарева

Решение суда в окончательной форме принято 08.05.2020

2а-869/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите
Ответчики
Батоцыренова Жаргалма Раднацыреновна
Суд
Ингодинский районный суд г. Чита
Судья
Шишкарева Светлана Александровна
Дело на сайте суда
ingoda.cht.sudrf.ru
16.03.2020Регистрация административного искового заявления
16.03.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
28.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее