Дело № 12-279/19
РЕШЕНИЕ
28 октября 2019 года г. Новороссийск
Судья Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Прохоров А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением по делу об административном правонарушении №05-06-300-П-1 от 18 июля 2019 года, вынесенным ст. государственным инспектором Росприроднадзора <ФИО2, юридическое лицо ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» через представителя по доверенности подало жалобу, в обоснование которой указано, что ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» с вынесенным постановлением не согласно. Считает, что выявленные в ходе проведения проверки действия/бездействия общества на нескольких объектах, содержащие, по мнению должностного лица, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату проведения проверки, не образуют состава нескольких административных правонарушений и, соответственно, не являются основанием для назначения нескольких самостоятельных наказаний. При выявлении в ходе проверки нескольких действий/бездействий общества, содержащих, по мнению должностного лица, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату проведения проверки, должностное лицо должно было вынести одно постановление об административном правонарушении с описанием в нем всех обнаруженных нарушений осуществления деятельности. Однако, по результатам одной и той же проверки на основании одного акта проверки в нарушение ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ общество несколько раз было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату проведения проверки. На момент вынесения обжалуемого постановления на основании вышеуказанного акта проверки общество уже было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату проведения проверки, на основании постановления №05-06-288-П-1, вынесенного должностным лицом 18.07.2019 г. Таким образом, заявитель считает, что обществу неправомерно вменено совершение нескольких самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.2. КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату проведения проверки. Помимо этого, общество не согласно с требованием о необходимости выделения «Тары полиэтиленовой, загрязненной средствами моющими, чистящими и полирующими» как отдельного отхода. Обществом разработан паспорт на отход «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», в компонентный состав которого входит 17,8 % полимерных материалов, включающие тару от чистящих и моющих средств. Также общество не согласно с нарушением утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на полигонах. В связи с вышеизложенным просит постановление №05-06-300-П-1 от 18.07.2019 г., вынесенное ст. государственным инспектором Росприроднадзора <ФИО2 в отношении ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по ст.8.2 КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату проведения проверки, отменить.
Представитель ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Росприроднадзора о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, судья считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях и решений вышестоящих должных лиц по жалобам на эти постановления регулируются ст.ст. 30.1- 30.9 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из текста оспариваемого постановления административного органа, следует, что ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» по адресу: г. Новороссийск, пос. Верхнебаканский, ул. Кубанская, д.5, ведет деятельность, в результате которой образуются отходы, с нарушением требований ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности». Кроме того, ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» по образованным отходам по адресу: г. Новороссийск, пос. Верхнебаканский, ул. Кубанская, д.5, не обеспечена передача для размещения отходов – мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33 100 01 72 4); смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 7 33 390 01 71 4); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код ФККО 7 35 100 01 72 5); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (7 35 100 02 72 5) на объект размещения отходов – полигон ТБО, эксплуатируемый юридическим лицом ООО «Сигма» (№ объекта размещения отходов в ГРОРО – 61-00006-З-00870-311214), что является нарушением утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 19.12.2016 г. № О 870, в части изменения данных об объектах размещения отходов. Таким образом, ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» по образованным отходам по адресу: г. Новороссийск, пос. Верхнебаканский, ул. Кубанкая, д.5, осуществляет деятельность с нарушением требований ч.1 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 25.02.2010 г. №50.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
На основании ч. ч. 1,2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд обращает внимание на тот факт, что в соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 8.2 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Такое административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Несоблюдение ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами подтверждается материалами дела об административном правонарушении №05-06-300-П, в том числе: постановлением №05-06-300-П-1 от 18.07.2019 г., протоколом об административном правонарушении №05-06-300-П от 12.07.2019 г., почтовыми документами, уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 28.06.2019 г., актом проверки №05-15-40-П от 28.06.2019 г., уведомлением от 26.06.2019 г., уведомлением о времени и месте составления акта проверки от 07.06.2019 г., служебной запиской от 28.05.2019 г., служебной запиской от 21.05.2019 г., оборотно-сальдовой ведомостью по счету 10 за 1 квартал 2019 г., письмом управления Росприроднадзора от 19.12.2016 г., приказом от 19.12.2016 г. «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, данными учета отходов за 2018 год, данными учета в области обращения с отходами за 2018 год, данными учета отходов за 1 квартал 2019 года, данными учета в области обращения с отходами за 1 квартал 2019 года, справкой о месте конечного размещения отходов от 07.06.2019 г., распоряжением (приказом) органа государственного надзора о проведении плановой выездной проверки от 16.04.2019 г. №01-04-19/53 и другими материалами дела в их совокупности.
Обвинительные доказательства получены с соблюдением закона, сомнения в достоверности не вызывают, и в действиях ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей назначено в пределах санкции, установленной частью ст.8.2 КоАП РФ для юридических лиц. Нарушения порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Относительно доводов жалобы суд указывает следующее.
Управлением Росприроднадзора было вынесено несколько постановлений о привлечении заявителя к административной ответственности по аналогичной статье на основании того, что правонарушение было совершено обществом на разных объектах деятельности. Следовательно, действия/бездействия общества образуют несколько отдельных составов административного правонарушения, так как объект совершения правонарушения различный.
Поскольку обществом допущено несколько самостоятельных правонарушений на различных объектах в каждую из дат проверок, оно подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение отдельно.
Согласно ч.1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Законодатель таким образом предусмотрел то обстоятельство, что если юридическое лицо совершили не одно, а несколько правонарушений (как различных, так и одинаковых), то за каждое из них лицо отвечает отдельно, то есть дела о них рассматриваются в разных производствах. Обстоятельств, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст.4.4 КоАП РФ, судом при рассмотрении дела не установлено.
Кроме того, на основании Приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» отход «Тара полиэтиленовая, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими», Код ФККО 4 38 119 1151 4, отнесен к 4 классу опасности и к 4 блоку классификатора. Данный вид отходов не может быть включен в состав паспорта на отходы «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)». В соответствии с ФККО «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» относится к 7 блоку. Следовательно, заявитель не имел права и оснований для включения одного блока отходов в другой, так как данные виды отходов различаются по компонентному составу и не могут быть отнесены к одному блоку, таким образом, действия заявителя нарушают требования федерального законодательства.
Исходя из вышеизложенного, суд находит, что Управлением Росприроднадзора правомерно и обоснованно сделан вывод о том, что у общества отсутствует паспорт отходов на отходы «Тара полиэтиленовая, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими».
Также заявитель ссылается на то, что нарушение им утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является действием в связи с крайней необходимостью.
В обоснование своей позиции общество приводит доводы о том, что объектом размещения отходов является полигон ТКО, эксплуатируемый ООО «СИГМА». Размещение отходов на данном полигоне нарушает территориальную схему размещения отходов, так как полигон расположен на территории Ростовской области. Администрация Краснодарского края инициировала проведение тендерной процедуры по выбору регионального оператора. Региональный оператор выбран в 2018 году, однако, в соответствии с заявлением не приступил к исполнению своих обязанностей.
Однако в соответствии с письмом министерства ТЭК от 29.12.2018 г. начало деятельности Региональных операторов откладывалось на 12 месяцев, но вместе с тем, в целях сохранения надлежащего санитарного состояния территорий сохраняется старая схема сбора и вывоза ТКО. Следовательно, у заявителя не было оснований на заключение соглашения с иными компаниями.
Также ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» было обязано направить запрос на заключение соглашения с выбранным региональным оператором. Изменение и выбор тарифов не относится к компетенции заявителя и не может служить основанием для не заключения соглашения с региональным оператором. Соглашение с новым региональным оператором в материалы дела не представлено.
В ходе проведения проверки было установлено, что для ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по адресу: <адрес>, Утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение от 19.12.2016 № О 870, сроком действия с 19.12.2016 г. по 18.12.2021 г.
В соответствии с утвержденными нормативами образования отходов и лимитами на к размещение от 19.12.2016 г. № О 870, установлено, что объектом размещения отходов, образующихся в результате деятельности ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по адресу: <адрес>, а именно: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33 100 01 72 4); смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 7 33 390 01 71 4); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код ФККО 7 35 100 01 72 5); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (7 35 100 02 72 5) является полигон ТБО, эксплуатируемый юридическим лицом ООО «Сигма» (№ объекта размещения отходов в ГРОРО - 61-00006-З-00870-311214).
В рамках проверки установлено, что в 2018 году ПАО «НК «Роснефть»- Кубаньнефтепродукт образованные отходы по адресу: <адрес>, передавало для транспортирования ООО "Чистый сервис", <№> от 18.07.17 г., с последующим размещением ООО МП "ЖКХ" Красноармейского района, <№> от 19.12.16 г.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждается учетом в области обращения с отходами согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» за 2018 год.
Аналогичная ситуация происходит и в 1 квартале 2019 года, что подтверждается справкой от 07.06.2019 г. ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт».
Кроме того, ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по адресу: <адрес>, выдано свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с которым подтверждена актуализация сведений относительно производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>. Код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: 0 3 – 0 1 2 3 – 0 0 4 8 8 2 - П, II (второй) категории негативного воздействия на окружающую среду, включенный в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, проанализировав представленные суду материалы, суд приходит к выводу о том, что заявителем не обеспечена передача для размещения отходов - мусор от офисных и бытовых помещений организаций «сортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33 100 01 72 4); смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 7 33 390 01 71 4); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код ФККО 7 35 100 01 72 5); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (7 35 100 02 72 5) на объект размещения отходов - полигон ТБО, эксплуатируемый юридическим лицом ООО «Сигма» (№ объекта размещения отходов в ГРОРО - 61-00006-З-00870-311214), что является нарушением утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 19.12.2016 г. № О 870, в части изменения данных об объектах размещения отходов.
В соответствии с вышеизложенным, ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по образованным отходам по адресу: г. Новороссийск, пос. Верхнебаканский, ул. Кубанская, 5, осуществляет деятельность с нарушением требований ч.1 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления", Приказа Минприроды России от 25.02.2010 г. №50, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу, что ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» является надлежащим субъектом вмененного правонарушения.
Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, установленный статьями 25.1, 28.2, 29.10 КоАП РФ, соблюден.
Наличие нарушений, влекущих отмену оспариваемого решения судом, не установлено. Административным органом оспариваемое постановление вынесено в пределах срока привлечения к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
С учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, а также финансового и имущественного положения юридического лица, административным органом законно и обоснованно назначено наказание в виде штрафа в соответствии с санкцией инкриминируемой статьи.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого постановления и удовлетворения требований жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении №05-06-300-П-1 от 18 июля 2019 года, вынесенное ст. государственным инспектором Росприроднадзора <ФИО2, в соответствии с которым ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Приморский районный суд гор. Новороссийска в течение десяти дней со дня получения его копии.
Судья: А.Ю. Прохоров