Дело № 2-348/2023
УИД: 91RS0017-01-2023-000513-55
категория: 2.211 – Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
строка отчета: 211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2023 года пгт. Раздольное
Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Абеляшева А.В.,
секретарь судебного заседания Либова В.С.,
с участием:
помощника прокурора Раздольненского района Республики Крым
Минаенкова А.А.,
представителя ответчика Мозолевский Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым, ФИО2 сельскому совету <адрес> Республики Крым, третье лицо - Администрация <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора <адрес> Республики Крым обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым, ФИО2 сельскому совету <адрес> Республики Крым, третье лицо - Администрация <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определенные действия. Заявленные требования мотивированы тем, что <адрес> проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности ФИО2 сельского поселения <адрес> Республикпи Крым. В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО2 сельского поселения, расположено по адресу: <адрес>. Республики Крым; относится к объектам социальной инфраструктуры. В указанном образовательном учреждении, в нарушение требований действующего законодательства, должностными лицами указанного объекта не обеспечено размещение для инвалидов по зрению при входе информирующих тактильных табличек (в том числе тактильно-звуковых) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения. По мнению заместителя прокурора <адрес> Республики Крым, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. В связи с чем, заместитель прокурора <адрес> просит ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение календарного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание, информирующими тактильными табличками для идентификации помещений с учетом требований п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года №/пр.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> Республики Крым Минаенкова А.А., заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым, ФИО2 сельского совета <адрес> Республики Крым заявленные требования признал в полном объеме. Также пояснил, что отсутствует соответствующие денежные средства на изготовление и размещение соответствующих табличек. В ближайшее время нарушения, установленные прокуратурой <адрес>, будут устранены.
Представитель ответчика – Администрации <адрес> Республики Крым, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует копия разностной книги суда. Каких-либо заявлений об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика в адрес суда не поступало.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 167 ГПК РФ неявка представителя ответчика, надлежаще извещенного о слушании дела, не является препятствием для рассмотрения дела, по существу.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что следует из копии Выписки из ЕГРЮЛ № ЮЭ№ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым, расположенное по адресу: Республики Крым, <адрес>, является органом местного самоуправления.
<адрес> Республики Крым проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры – ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым.
В ходе проверки установлено, что указанное здание, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано информирующими тактильными табличками для идентификации помещений.
<адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ (исх. № Прдр№/-20350020) в адрес председателя ФИО2 сельского совета – главе ФИО2 сельского поселения <адрес> Мозолевскому Ю.И., внесено Представление, содержащее требования об устранении нарушений законодательства о социальной защите прав и интересов инвалидов, выявленных в ходе проверки.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
В силу п. "а" ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в том числе на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. ст. 2, 15 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
В соответствии со статьями 2, 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.
Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.
Оборудование и оснащение объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами осуществляется в соответствии с техническими регламентами, национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр утвержден «СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность, формирование среды жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления. Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно раздела 1 «Область применения», из п. 1.1, п. 1.2 следует, что настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.
Согласно п 3.27 Свода правил средства информации тактильные – это носители информации, предназначенные для чтения людьми с нарушением зрения посредством прикосновения к источнику информации.
Как следует из п. 6.5.9 Свода правил, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефноточечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Так, судом установлено, что не отрицалось ответчиком, что в указанном здании администрации имеются нарушения действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии информирующих тактильных табличек для идентификации помещения. Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий суд полагает необходимым установить срок для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей по созданию условий для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры в течение календарного года со дня вступления судебного акта в законную силу, который отвечает требованиям разумности и достаточности.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление, удовлетворить.
ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение календарного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание администрации, расположенное по адресу: <адрес>, информирующими тактильными табличками для идентификации помещений с учетом требований п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья -