Решение по делу № 2-348/2023 от 27.04.2023

    Дело № 2-348/2023

    УИД: 91RS0017-01-2023-000513-55

    категория: 2.211 – Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)

    строка отчета: 211

                                                    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2023 года                                         пгт. Раздольное

Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи              Абеляшева А.В.,

секретарь судебного заседания              Либова В.С.,

с участием:

помощника прокурора Раздольненского района Республики Крым

                                 Минаенкова А.А.,

представителя ответчика                 Мозолевский Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым, ФИО2 сельскому совету <адрес> Республики Крым, третье лицо - Администрация <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора <адрес> Республики Крым обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым, ФИО2 сельскому совету <адрес> Республики Крым, третье лицо - Администрация <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определенные действия. Заявленные требования мотивированы тем, что <адрес> проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности ФИО2 сельского поселения <адрес> Республикпи Крым. В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО2 сельского поселения, расположено по адресу: <адрес>. Республики Крым; относится к объектам социальной инфраструктуры. В указанном образовательном учреждении, в нарушение требований действующего законодательства, должностными лицами указанного объекта не обеспечено размещение для инвалидов по зрению при входе информирующих тактильных табличек (в том числе тактильно-звуковых) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения. По мнению заместителя прокурора <адрес> Республики Крым, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. В связи с чем, заместитель прокурора <адрес> просит ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение календарного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание, информирующими тактильными табличками для идентификации помещений с учетом требований п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года             /пр.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> Республики Крым Минаенкова А.А., заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым, ФИО2 сельского совета <адрес> Республики Крым заявленные требования признал в полном объеме. Также пояснил, что отсутствует соответствующие денежные средства на изготовление и размещение соответствующих табличек. В ближайшее время нарушения, установленные прокуратурой <адрес>, будут устранены.

Представитель ответчика – Администрации <адрес> Республики Крым, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует копия разностной книги суда. Каких-либо заявлений об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика в адрес суда не поступало.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 167 ГПК РФ неявка представителя ответчика, надлежаще извещенного о слушании дела, не является препятствием для рассмотрения дела, по существу.

Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что следует из копии Выписки из ЕГРЮЛ                   № ЮЭ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым, расположенное по адресу: Республики Крым, <адрес>, является органом местного самоуправления.

<адрес> Республики Крым проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ,             N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры – ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым.

В ходе проверки установлено, что указанное здание, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано информирующими тактильными табличками для идентификации помещений.

<адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ (исх. № Прдр/-20350020) в адрес председателя ФИО2 сельского совета – главе ФИО2 сельского поселения <адрес> Мозолевскому Ю.И., внесено Представление, содержащее требования об устранении нарушений законодательства о социальной защите прав и интересов инвалидов, выявленных в ходе проверки.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).

В силу п. "а" ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в том числе на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В силу ст. ст. 2, 15 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации.

В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

В соответствии со статьями 2, 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.

Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.

Оборудование и оснащение объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами осуществляется в соответствии с техническими регламентами, национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр утвержден «СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность, формирование среды жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления. Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно раздела 1 «Область применения», из п. 1.1, п. 1.2 следует, что настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

Согласно п 3.27 Свода правил средства информации тактильные – это носители информации, предназначенные для чтения людьми с нарушением зрения посредством прикосновения к источнику информации.

Как следует из п. 6.5.9 Свода правил, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефноточечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Так, судом установлено, что не отрицалось ответчиком, что в указанном здании администрации имеются нарушения действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии информирующих тактильных табличек для идентификации помещения. Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

С учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий суд полагает необходимым установить срок для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей по созданию условий для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры в течение календарного года со дня вступления судебного акта в законную силу, который отвечает требованиям разумности и достаточности.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление, удовлетворить.

ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение календарного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание администрации, расположенное по адресу: <адрес>, информирующими тактильными табличками для идентификации помещений с учетом требований п. 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /пр.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья -

2-348/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Раздольненского района Республики Крым
Ответчики
Администрация Кукушкинского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым
Суд
Раздольненский районный суд Республики Крым
Судья
Абеляшев Александр Витальевич
Дело на странице суда
razdolnenskiy.krm.sudrf.ru
27.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2023Передача материалов судье
28.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2023Подготовка дела (собеседование)
01.06.2023Подготовка дела (собеседование)
01.06.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
01.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее