Дело № 2а-1-2197/2019
УИД 64RS0042-01-2019-001984-69
Решение
Именем Российской Федерации
28 марта 2019 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Врублевской Н.Ю.,
с участием представителя административных истцов в лице Горячева А.В., действующего на основании доверенностей, представителя административного ответчика администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в лице Платицыной Ю.С., действующей на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района в лице Бородиной Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комарова А.В. и Комаровой С.А., также представляющих интересы несовершеннолетних ФИО2 и ФИО1 о признании незаконным постановлений администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области об утверждении протоколом заседания жилищной комиссии в части отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, исключения их из списка граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении, в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,
установил:
административные истцы обратились в Энгельсский районный суд Саратовской области с совместным административным иском, в котором просят:
признать незаконным постановление администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 28 июня 2018 года № 2951 «Об утверждении протокола жилищной комиссии при администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в части отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» следующих граждан: Комаровой С.А., Комарова А.В., ФИО2, ФИО1;
- признать незаконным постановление администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 14 ноября 2018 года № 5006 «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии при администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в части исключения из списка граждан признанных нуждающимися в жилом помещении в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»: Комаровой С.А., Комарова А.В., ФИО2, ФИО1;
- обязать администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области восстановить Комарова А.В. Комарову СВ., ФИО2 ФИО1 в списках граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В обоснование исковых требований указывают, что постановлением администрации Энгельсского муниципального района № 2979 от 22 июня 2011 года с учетом извещения администрации Энгельсского муниципального района № 543/01-01-13 от 04 июля 2017 года их семья в составе 4 человек признана участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г.
Вместе с тем постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области утвержден протокол заседания жилищной комиссии от 28 июня 2018 года № 2951 им было отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 14 ноября 2018 года № 5006 их семья, состоящая из четырех человек, снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения. Кроме того, семья исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Поскольку они с составом семьи из четырех человек полностью соответствует требованиям, установленным Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предоставили необходимые документы для включения семьи в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, иных оснований для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы у ответчика не имеется, а получение кредита на приобретение домовладения (жилого дома с земельным участком) не является основанием для отказа в признании участником указанной подпрограммы, полагают, что отказ администрации в признании их семьи участником указанной подпрограммы является незаконным.
В судебном заседании представитель административных истцов Горячев А.В. заявленные требования, по изложенным в административном иске обстоятельствам, поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по доверенности Платицына Ю.С. в судебном заседании заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что молодая семья Комаровых приобрела в собственность домовладение, состоящее из жилого дома и земельного участка. При этом в кредитном договоре отсутствуют сведения о стоимости кредита, выданного непосредственно на дом и отдельно на земельный участок, что не позволяет произвести расчет социальной выплаты, осуществляемый исходя из стоимости жилья. При этом стоимость земельного участка в данный расчет не может включаться. Банк отказался вносить в кредитный договор изменения в части указания раздельной стоимости выданного кредита на жилье и земельный участок, в связи с чем социальная выплата стала невозможной, а общая площадь приобретенного Комаровыми жилого дома более учетной нормы. На этом основании Комаровым было отказано в предоставлении вышеназванной социальной выплаты и они были исключены из списка граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей».
Представитель заинтересованного лица, - Комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в лице Бородиной Е.В. поддержала позицию административного ответчика администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ порядке. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав лиц, участвующих в дела, исследовав материалы настоящего дела, а также материалы дела № 2а-1-1014/2019 и, дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что постановлением администрации Энгельсского муниципального района № 2979 от 22 июня 2011 года с учетом извещения администрации Энгельсского муниципального района № 543/01-01-13 от 04 июля 2017 года их семья в составе 4 человек признана участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
17 мая 2017 года между ФИО3 и ФИО13 с одной стороны и Комаровыми А.В. и С.А. с другой стороны заключен договор купли-продажи недвижимого объекта индивидуальной жилой застройки – жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, а также земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящихся по адресу: <адрес>, с согласованной сторонами ценой за жилой дом – 1550000 руб. 00 коп. и за земельный участок – 750000 руб. 00 коп, из которых 10000 рублей покупателями оплачено из собственных средств, а 2290000 рублей оплачено средствами кредита, предоставленного Саратовского отделения № 8622 ПАО «Сбербанк России» по кредитному договору №176497 от 17 мая 2017 года.
17 мая 2017 года между Комаровыми А.В. и С.А. с одной стороны и Публичным акционерным обществом «Сбербанк России» с другой стороны заключен кредитный договор №, по условиям которого кредитор обязуется предоставить, а созаемщики на условиях солидарной ответственности обязуются возвратить кредит «Приобретение готового жилья» в размере 2290000 рублей под 12,75% годовых, сроком на 360 месяцев.
Жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с 18 мая 2017 года находятся в совместной собственности Комаровых А.В. и С.В., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области утвержден протокол заседания жилищной комиссии от 28 июня 2018 года № 2951 Комаровым отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 14 ноября 2018 года № 5006 их семья, состоящая из четырех человек, снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения. Кроме того, семья исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, так как утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Возражая относительно заявленных административными истцами требований, представитель административного ответчика указывает, что поскольку в кредитном договоре от №176497 от 17 мая 2017 года целью использования заемных денежных средств названа приобретение в собственность готового жилого дома, сведения о стоимости кредита, выданного непосредственно на дом и отдельно на земельный участок в данном договоре отсутствуют, а указании лишь общая сумма, то расчет социальной выплаты в погашение основной суммы долга и процентов (35% от стоимости жилья) не может быть произведен. При таких условиях, с учетом целевого характера социальной выплаты, не имеется оснований для ее осуществления, вследствие чего семья Комаровых была исключена из списка граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей».
С приведенными административным ответчиком доводами суд согласиться не может, поскольку исходит из того, что исключение семьи административного истца из числа лиц, участников программы, при указанных выше условиях противоречит существу и задачам, для решения которых она была разработана.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
То есть при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В ее состав была включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы.
Названные Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат (пункт 1 Правил).
Подпунктом е) пункта 2 данных Правил предусмотрено, что социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Пункты 6 и 7 Правил устанавливают требования, в соответствии с которыми молодая семья может быть признана нуждающейся в жилом помещении и участником подпрограммы
Судом установлено и лицами участвующими в деле не опровергнуто, что семья Комаровых соответствует приведенным выше требованиям, и ею в соответствии с пунктом 19 Правил предоставлен необходимый перечень документов, необходимый для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты.
Согласно пункту 10 Правил, социальная выплата предоставляется в размере не менее: а) 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей; б) 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.
В случае использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом е) пункта 2 настоящих Правил, размер социальной выплаты устанавливается в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (пункт 12 Правил).
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил (пункт 13 Правил).
Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия (пункт 17 Правил).
Согласно подпункту г) пункта 19 Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом е) пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома.
Также пунктом 38 Правил предусмотрено, что распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья, уплаты цены договора участия в долевом строительстве, предусматривающего в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение для постоянного проживания.
Часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относит жилой дом, а также часть жилого дома.
Основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, является, в том числе, утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пункту 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не
подлежит. В ходе судебного разбирательства настоящего дела установлено, что ни один из указанных подпунктов пункта 22 Правил административными истцами не был нарушен либо не соблюден.
Указанные Правила также не содержат ограничений по получению молодой семьей кредита либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты с целью приобретения за свой счет дополнительной площади.
Таким образом, наличие оснований, приведенных в оспариваемых постановлениях администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, которыми семье Комаровых было отказано в предоставлении вышеназванной социальной выплаты и она была исключена из списка граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», в судебном заседании не установлено, вследствие чего данное постановление нельзя признать законным. При изложенных обстоятельствах требования административных истцов подлежат удовлетворению.
Права административных истцов на обеспечение жилым помещением и участие в подпрограмме подлежат восстановлению путем приведения в положение, существовавшее до нарушения права с возложением обязанности на ответчика восстановить Комаровых в списках молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить выплату, с момента первоначальной постановки на учет.
Руководствуясь требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным и отменить постановление администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 28 июня 2018 года № 2951 «Об утверждении протокола жилищной комиссии при администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в части отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» следующих граждан: Комаровой С.А., Комарова А.В., ФИО2, ФИО1;
признать незаконным и отменить постановление администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 14 ноября 2018 года № 5006 «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии при администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в части исключения из списка граждан признанных нуждающимися в жилом помещении в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»: Комаровой С.А., Комарова А.В., ФИО2, ФИО1;
Возложить на администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области обязанность по восстановлению Комаровой С.А., Комарова А.В., ФИО2, ФИО1 в списках граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении, в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в той очередности, которая предшествовала исключению их из списка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>