по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Козьмодемьянск 18 декабря 2020 года
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Айплатов Н.М., рассмотрев жалобу директора ООО «Барабан» Львова П.О. на постановление Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ №, которым
юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Барабан» ОГРН 1171215001100, ИНН 1223000292, КПП 122301001, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> Эл ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ №, общество с ограниченной ответственностью «Барабан» (далее ООО «Барабан») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Барабан» Львов П.О. подал жалобу в суд, в которой не оспаривается факт совершения административного правонарушения, просит изменить постановление в части назначенного наказания. Допущенные нарушения в сфере трудового законодательства ООО «Барабан» устранены в полном объеме, работники, осуществляющие трудовую деятельность в ООО «Барабан» прошли обязательный медицинский осмотр, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведен вводный инструктаж. ООО «Барабан» впервые привлекается к административной ответственности по данной статье, обстоятельства, отягчающие административную ответственность отсутствуют и при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей просит применить положения ч.3 ст.3.4, ст.4.1.1 КоАП РФ, заменить назначенное наказание в виде административного штрафа предупреждением.
Директор ООО «Барабан» Львов П.О. в судебном заседании не оспаривая фактически выявленные нарушения законодательства об охране труда, просил применить в отношении ООО «Барабан» наказание в виде предупреждения. Дополнительно пояснил, что выявленные нарушения закона были устранены. С учетом назначенного юридическому лицу штрафа, а также назначения административных штрафов по другим административным правонарушениям на общую сумму около 400000 рублей, полагает, оплату настоящего штрафа для юридического лица обременительной.
Старший помощник Горномарийского межрайонного прокурора Баранов А.С. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился. Полагал постановление должностного лица Гострудинспекции от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, оснований для замены наказания предупреждением или снижения его не имеется.
Государственная инспекция труда в РМЭ надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечила. Считаю возможным рассмотреть дело без участия её представителя.
Выслушав участвующих лиц, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены) или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст.69, 266 ТК РФ лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
В соответствии со ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда.
Часть. 2 ст.213 ТК РФ установлено, что работники общественного питания и торговли проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В силу требований ст.225 ТК РФ все работники обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.
В соответствии с п.15 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные и периодические медицинские осмотры работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №н, обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении работников в организациях общественного питания, торговли, буфетах.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенной Горномарийской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований охраны труда в ООО «Барабан», осуществляющего деятельность в кафе «Карамель», расположенной по адресу РМЭ, <адрес>, и баре «Барабан», расположенной по адресу: <адрес>, выявлены нарушения названного законодательства.
В кафе «Карамель» ООО «Барабан» с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. работала несовершеннолетняя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в должности официантки в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.; в должности повара ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В баре «Барабан» в качестве барменов работали в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. ФИО5, с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ ФИО6. При приеме на работу ФИО3, ФИО4, ФИО5. ФИО6 не проходили предварительный обязательный медицинский осмотр, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в течение месяца с момента поступления на работу в ООО «Барабан» с ними не проводилось. ФИО6 и ФИО5, работая барменом бара «Барабан» в указанный период, а также ФИО7 работая официанткой в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. обязательный медицинский осмотр не прошли. Указанные лица работали в ООО «Барабан» с ведома или по поручению директора ООО «Барабан» ФИО1.
Событие и виновность ООО «Барабан» в совершении указанных нарушений подтверждается: постановлением заместителя Горномарийского межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг., объяснениями ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГг., ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГг., ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГг., ФИО10 от 19.07.2020г., ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГг., ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГг., ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГг., ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГг., ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГг., ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГг., ФИО6 от 14 и ДД.ММ.ГГГГг., справкой об исследовании от ДД.ММ.ГГГГг. № и другими материалами проверки.
При рассмотрении дела должностным лицом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
Заявитель не оспаривает факты нарушения требований трудовогозаконодательства в сфере охраны труда.
Действия (бездействие) ООО «Барабан» квалифицированы должностным лицом как административные правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ, с чем судья соглашается.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с назначением наказания в виде штрафа и применению в отношении юридического лица наказания в виде предупреждения, указывая, что административное правонарушение совершено впервые, не причинило вреда либо угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, выявленные нарушения устранены.
Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.
В силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ. Между тем в данном случае условия, позволяющие заменить вид административного наказания в отношении общества, отсутствуют.
Как следует из материалов дела, в ООО «Барабан» в нарушение требований законодательства об охране труда допущенные к работе ФИО7, ФИО6, ФИО3 при приеме на работу предварительный обязательны медицинский осмотр не проходили, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, в течение месяца с момента поступления на работу не проводилось.
Выявленные нарушения государственных нормативных требований охраны труда, связанные с допуском к работе лиц не прошедших медицинский осмотр, создавали угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, в силу чего замена административного штрафа на предупреждение в данном случае не отвечает требованиям КоАП РФ.
В связи с тем, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью работников организации, судья также не усматривает оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ.
С учетом фактических обстоятельств, связанных с допущенными нарушениями, назначенное административное наказание в виде административного штрафа соответствует тяжести совершенного правонарушения.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В силу ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч.ч.3.2, 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, либо жалобу, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
По смыслу закона, под исключительными обстоятельствами, связанными с имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует понимать такие обстоятельства, при наличии которых назначение этому лицу штрафа в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, может повлечь неблагоприятные последствия, сопоставимые с фактическим прекращением деятельности юридического лица.
В материалах дела отсутствуют, и в судебном заседании не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а потому не имеется правовых оснований для назначения наказания ниже низшего предела санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ и, соответственно, снижения размера наказания.
Довод о тяжелом финансовом положении юридического лица не подтверждена надлежащими доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Барабан» оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Барабан» Львова П.О. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии. Судья Н.М. Айплатов