24RS0013-01-2021-005027-08
2.211
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 мая 2023 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Крятова А.Н.,
судей Килиной Е.А., Полянской Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Перескоковой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Килиной Е.А. гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о возложении обязанности,
по апелляционным жалобам ответчика ФКУ ИК-5 ГУФСИН России и третьего лица ООО «Феникс-Полигон»
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 07 ноября 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю оборудовать объекты хозяйственной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду - промплощадку, расположенную по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, д. Старцево, ул.Центральная, 50, газоочистными установками (ИЗА 0001, ИЗА 0002, ИЗА 0006, ИЗА 0008-0009 0020-0021, ИЗА 0010-0012, ИЗА 0013-0016) в соответствии с действующим законодательством в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Взыскать с ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ИНН 2465068887 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей»,
УСТАНОВИЛА:
Красноярского природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, впоследствии уточненном (т.2 л.д.158-160), к ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о возложении обязанности, ссылаясь на то, что Красноярской природоохранной прокуратурой с привлечением специалиста министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в деятельности ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю. В ходе проведенной проверки установлено, что по адресу: ул. Центральная, 50, д. Старцево Емельяновский район, Красноярский край, расположена промплощадка, на которой эксплуатируется источники негативного воздействия на окружающую среду. Однако, в нарушение ч.1 ст. 30, ч. 7 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 8, 9 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России № 498 15.09.2017, следующие источники негативного воздействия ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю не оборудованы установками очистки газа: ИЗА 0001 (алюминиевый цех), ИЗА 0002 (котельная технологическая), ИЗА 0006 (отопительная печь столярной мастерской), ИЗА 0008-0009 (углежог), ИЗА 0010- 0012 (автосервис), ИЗА 0020-0021 (углежог) ИЗА 0013-0016 (пекарня). В связи с тем, что установками очистки газа данные установки не оборудованы, выбросы загрязняющих веществ поступают в атмосферный воздух не очищенными, что представляет опасность для окружающей среды и человека. Просил обязать ответчика оборудовать объект хозяйственной деятельности, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - промплощадку, расположенную по адресу: ул. Центральная, 50, д. Старцево Емельяновский район, Красноярский край, газоочистными установками (ИЗА 0001, ИЗА 0002, ИЗА 0006, ИЗА 0008-0009, ИЗА 0010-0012, ИЗА 0020-0021, ИЗА 0013-0016) в соответствии с действующим законодательством в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИК-5 ГУФСИН России – Савченко А.А. просит решение отменить. Выражает несогласие с выводами суда, полагает, что суд не учел всех фактических обстоятельств дела, а именно: была произведена модернизация оборудования цеха переработки вторичного алюминия (ИЗА 0001) осуществлен переход на более качественное сырье без масленых примесей и лакокрасочного покрытия, установлено новое газоочистное оборудование батарейный циклон типа ЦН-15-700-4УП, произведена замена всех труб газоотхода, установлен дополнительный вытяжной зонд над изложницей для розлива метала модернизирована дымовая труба путем увеличение ее трубы до 25 метров, пересмотрен технологический процесс производства. В технологической котельной (ИЗА 0002) осуществлен ремонт пылеулавливающих колодцев, восстановлены технологические засовы. Печи углевыжигания (ИЗА 0008, 0009) не производят выброс в атмосферу твердых частиц, выбразывают только продукты горения древесины. Дизельные электростанции (ИЗА 0018, 0019)укомплектованы штатной системой газоочищения, являются резервными источниками электроснабжения на случай аварии на сетях энергоснабжающей организация, следовательно, их пуск в работу происходит крайне редко и непродолжителеное время. 17 августа 2021 года ФКУЗ МСЧ №24 ФСИН России проведена санитарно- эпидемиологическая экспертиза проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производственной площадки, экспертным заключением установлено, что проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух производственной площадки по адресу ИК-5 соответствует требованиям СанПин 2.1.3684-21, СанПин 1.2.3685-21. Также проведен дополнительный отбор проб по установленному газоочистному оборудованию, на основании которых можно сделать выводы об отсутствии нарушений действующего законодательства. Пекарня (ИЗА 0013-0016) является жизненно необходимым объектом, остановка которого приведет к деструктивному поведению осужденных.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица ООО «Феникс-Полигон» - Марченко И.В. просит решение отменить. Указывает, что ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю в 2020 году проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в последующем 02.11.2020 Ответчиком был утвержден расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, получивший 17.08.2021 положительное заключение Главного государственного санитарного врача ФСИН России. Согласно протоколу испытаний от 26.10.2022 показатели по веществам в полном объеме соответствует утвержденным ПДК (предельно допустимой концентрации) для конкретного стационарного источника. Указанное свидетельствует о том, что при эксплуатации ИЗА 0001 превышений предельно допустимой концентрации ни Ответчиком, ни Третьим лицом не допускается, что исключает возможность возложение на ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю обязанности по оборудованию ГОУ объекта - ИЗА 0001.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе заказными письмами с уведомлением о вручении (т.2 л.д.215-220), информация о дне времени и месте судебного заседания своевременно размещена на сайта Красноярского краевого суда, в связи с чем неявка кого-либо из них не может служить препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя ответчика Сердюк А.С. и представителя третьего лица Марченко И.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя процессуального истца помощника прокурора отдела Красноярской краевой прокуратуры Андрееву А.Г., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как верно установлено судом и следует из материалов дела, ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществляет хозяйственную деятельность на промплощадке, расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, д.Старцево, ул.Центральная, 50. Данный объект внесен в государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду, код объекта №04-0124-000977, объект имеет II категорию негативного воздействия на окружающую среду (т.2 л.д.113-114).
На промплощадке ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю имеются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в числе которых ИЗА 0001 (алюминиевый цех), ИЗА 0002 (котельная технологическая), ИЗА 0006 (отопительная печь столярной мастерской), ИЗА 0008-0009, 0020-0021 (углежог), ИЗА 0010-0012 (автосервис), ИЗА 0013-0016 (пекарня) (т.1 л.д.173).
В процессе эксплуатации от рассматриваемых источников загрязнения в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: ИЗА 0001 (алюминиевый цех): диАлюминий триоксид, диВанадий пентоксид (пыль), висмут оксид, диЖелезо триоксид, магний оксид, марганец и его соединения, медь оксид, ртуть, свинец и его неорганические соединения, цинк оксид, молибден м его неорганические соединения, азот, хлористый водород, углерод, селен диоксид, сернистый ангидрид, углерод оксид, вториды неорганические, бензапирен, пыль неорганическая, ИЗА 0002 (котельная технологическая): диоксид азота, оксид азота, углерод (сажа), углерод оксид, бензапирен, взвешенные вещества, ИЗА 0006 (отопительная печь столярной мастерской): диоксид азота, оксид азота, углерод оксид, бензапирен, взвешенные вещества, ИЗА 0008-0009, 0020-0021 (углежог): диоксид азота, азот оксид, углерод оксид, бензапирен, взвешенные вещества, ИЗА 0010-0012 (автосервис): диЖелезо триоксид, марганец и его соединения, пыль неорганическая, ИЗА 0013-0016 (пекарня): этиловый спирт, кислота уксусная, уксусный альдегид, взвешенные вещества (т.1 л.д.173).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание, что газоочистными установками в соответствии с действующим законодательством указанные источники негативного воздействия на окружающую среду не оборудованы, вырабатываемые источниками загрязнения (ИЗА) вредные (загрязняющие) вещества включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р, и пришел к выводу, что ответчик осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При этом, судом первой инстанции отвергнуты доводы ответчика и третьего лица о том, что стационарные источники выбросов подлежат оснащению ГОУ только в том случае, если не соблюдаются нормативы допустимых выбросов или технологические нормативы и нормативы качества атмосферного воздуха, как основанные на неверном толковании норма материального права. По мнению суда, положениями ч.7 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» прямо предусмотрен запрет на размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов. В законе не содержится указаний на то, что источники негативного воздействия на окружающую среду могут не обеспечиваться газоочистными установками в случае осуществления вредных выбросов в пределах допустимых нормативов. В противном случае нарушался бы базовый принцип экологии - минимизации вредного воздействия на окружающую среду.
Судом достоверно установлено и не оспаривается сторонами, что при эксплуатации ответчиком оборудования промплощадки через стационарные источники выбросов (дымовые трубы, системы вентиляции) в отсутствие средств очистки газов осуществляется выброс в атмосферу загрязняющих веществ. Указанное безусловно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред атмосферному воздуху и экологии в целом. При этом, согласно информации Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (т.2 л.д.122-125), за второе полугодие 2021 года – 2022 год по телефону горячей линии министерства поступило 25 обращений граждан с жалобами на загрязнение атмосферного воздуха ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, ответчиком не представлено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. №498, которым утверждены Правила эксплуатации установок очистки газа и пришел к обоснованному выводу о наличии у ответчика обязанности оборудовать источники выбросов, расположенные на промплощадке ответчика, и обеспечения очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, приходит к выводу о законности состоявшегося по делу судебного постановления и отсутствии оснований для удовлетворения поданной апелляционной жалобы (за исключением выводов относительно ИЗА 0001).
Довод апелляционных жалоб о том, что у ответчика отсутствует обязанность по установлению газоочистных установок на объектах, в отношении которых проводилась проверка (за исключением ИЗА 0001), судебной коллегией отклоняется исходя из следующего.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов загрязняющих веществ.
В силу ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны: соблюдать требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Согласно положениям статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
Под установкой очистки газа, в силу статьи 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», понимается сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В силу императивных указаний пункта 7 статьи 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена (статья 16.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Из вышеуказанных нормативных положений следует, что объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны в обязательном порядке быть оборудованы установками очистки газа (ГОУ), что согласуется с обозначенной в статье 30 Закона об охране атмосферного воздуха обязанностью по внедрению наилучших доступных технологий, малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Согласно пунктам 8, 9 Правил эксплуатации установок очистки газа, утверждённых приказом Минприроды России от 15.09.2017 №498, запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.
Хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ (пункт 18 Правил эксплуатации ГОУ).
Таким образом, доводы апеллянтов об отсутствии у ответчика обязанности устанавливать газоочистное оборудование при соблюдении предельно допустимых нормативов выбросов загрязняющих веществ основаны на неправильном понимании вышеуказанных норм законодательства. Установление предельно допустимых нормативов выбросох загрязняющих веществ, их контроль и пр. регулируется нормами санитарного законодательства, соблюдение которого ответчиком предметом настоящего спора не являлось, и кроме того, исполнение ответчиком санитарных требований не освобождает его от обязанности соблюдать требования законодательства об охране атмосферного воздуха. Также следует отметить, что отбор проб атмосферного воздуха на предмет соблюдения хозяйствующим субъектом нормативов выбросов вредных веществ, в силу объективных причин не может носить ежедневный, постоянный характер, в частности в ходе проведения истцом проверки деятельности ответчика и в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела судом, данные показатели указывали как на превышение нормативов выбросов, так и на их соблюдение.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с возложением на ответчика обязанности обеспечить газоочистным оборудованием алюминиевый цех (ИЗА 0001), так как согласно материалам дела с февраля 2021 года труба данного цеха оборудована газоочистной установкой «Батарейный циклон типа ЦН-15» Плавильной печи МКПА 0,3 №104» (т.1 л.д.97-104). При этом, паспорт ГОУ соответствует Правилам от 15.09.2017 №498, в нем имеется схема размещения и характеристики мест отбора проб для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности его работы, технические характеристики ГОУ, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу. Учитывая предмет заявленного иска, без каких-либо конкретных требований к ГОУ, судебная коллегия полагает, что газоочистное оборудование на ИЗА 0001 ответчиком установлено с февраля 2021 года.
Таким образом, в указанной части (по ИЗА 0001) решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 07 ноября 2022 года в части возложения на ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю обязанности оборудовать объект хозяйственной деятельности - Алюминиевый цех (ИЗА 0001), расположенный на промплощадке по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, д. Старцево, ул. Центральная, 50, газоочистными установками – отменить.
Принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 07 ноября 2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ООО «Феникс-Полигон» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: