Дело № 12-290/2021
РЕШЕНИЕ
г. Воркута 22 декабря 2021 года
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Солодилова Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Немны Василия Васильевича на постановление мирового судьи Тундрового судебного участка, исполняющего обязанности мирового судьи Паркового судебного участка г.Воркуты РК от 12.11.2020 года по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ,
установил:
оспариваемым постановлением мирового судьи от 12.11.2020 (дело № 5-710/2020) Немна В.В. в качестве должностного лица – ликвидатора МУП «Воркутинское бюро по приватизации, обмену и бронированию жилой площади» МО ГО «Воркута», привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ в связи с несвоевременным предоставлением в ИФНС России по г.Воркуте сведений о среднесписочной численности работников за 2019; ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 300 рублей.
В жалобе на указанное постановление Немна В.В. указывает, что о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении не знал. С 25.11.2014 по настоящее время проживает по месту регистрации: <адрес>, где никаких документов по делу не получал. Должность ликвидатора занимал с конца октября 2012 по 21 января 2013, после чего уволился по собственному желанию. Постановление мирового судьи Немна В.В. просит отменить, восстановив ему срок обжалования.
В судебное заседание Немна В.В. не явился, о рассмотрении жалобы извещен, в связи с чем в соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено без его участия.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
По смыслу статьи 30.4 и части 2 статьи 30.6 КоАП РФ ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении может быть рассмотрено судьей (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу, в судебном заседании непосредственно при рассмотрении жалобы.
Обсуждая вопрос об уважительности пропуска срока для обжалования постановления, необходимо исходить из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В соответствии с частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Уважительными для решения вопроса о восстановлении процессуального срока могут признаваться любые причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению процессуального действия, и не могли быть преодолены по независящим от заинтересованного лица обстоятельствам.
Как следует из материалов дела копии протокола, судебные извещения и постановления направлялись Немне В.В. по адресу: <адрес>; а также по адресу: <адрес> на адрес Учреждения.
Однако по данным паспорта, с 25.11.2014 Немна В.В. зарегистрирован по месту проживания: <адрес>, по данному адресу корреспонденция Немне В.В. не направлялась.
Учитывая изложенное, срок на обжалование заявителем пропущен по уважительной причине, что позволяет восстановить срок обжалования постановления и рассмотреть жалобу Немны В.В. по существу.
Часть 1 ст.15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления, в том числе в налоговые органы, оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании личного заявления от 02.10.2012 постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 02.10.2012 № 2106 Немна В.В. назначен ликвидатором МУП «Воркутинское бюро по приватизации, обмену и бронированию жилой площади» МО ГО «Воркута».
31.01.2013 года Немной В.В. руководителю администрации МО ГО «Воркута» подано заявление об увольнении с должности ликвидатора муниципального унитарного предприятия «Воркутинское бюро по приватизации, обмену и бронированию жилой площади» МО ГО «Воркута», по собственному желанию.
Согласно постановления и.о. руководителя администрации городского округа «Воркута» от 30.05.2021, ликвидатором муниципального унитарного предприятия «Воркутинское бюро по приватизации, обмену и бронированию жилой площади» МО ГО «Воркута» назначен ФИО5
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пп. «л» п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, п.5 ст.5.
В соответствии с п.5 ст.11 Закона 129-ФЗ регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности), п.6.
Таким образом, изменение сведений в ЕГРЮЛ осуществляется на основании соответствующих заявлений.
Тем не менее, действующее законодательство (в том числе, о труде) не связывает возникновение и прекращение полномочий руководителя с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ, не обусловливает перечень его полномочий по отношению к юридическому лицу такой записью.
При прекращении трудовых отношений с руководителем полномочия последнего прекращаются вне зависимости от внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.
Однако, учитывая назначение государственной регистрации и государственного реестра, согласно Закону № 129-ФЗ, изменений полномочий лица, имеющего право действовать без доверенности, для третьих лиц, имеет значение только с момента внесения данных в ЕГРЮЛ, без которых лицо, не имея полномочий руководителя, для третьих лиц таковым является.
Положения ч.ч.1, 2 ст.51 ГК РФ предусматривают, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Абз.1 ст.273 Трудового кодекса РФ определяет руководителя организации как физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Таким образом, лицо, полномочия руководителя прекратившее, не приобретает и не продолжает осуществлять право действовать от имени юридического лица: не имеет права подписи и заверения документов, проверки и предоставления отчетности. Положения ст.11 Закона 129-ФЗ предоставляют физическому лицу право, но не налагают обязанность сообщать о недостоверности сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, при этом нежелательные последствия недостоверной информации несет само юридическое лицо.
В данном случае, Немна В.В., прекративший исполнение обязанностей ликвидатора (то есть, фактически, руководителя) Учреждения в 2013, более не несет каких-либо обязанностей по осуществлению полномочий от имени юридического лица, интересы которой как руководитель не представляющий.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку Немна В.В. не являлся должностным лицом, ответственным за предоставление документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля до окончания срока их предоставления, основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Жалобу Немна В.В. – удовлетворить.
Постановление мирового судьи Тундрового судебного участка, исполняющего обязанности мирового судьи Паркового судебного участка г.Воркуты РК от 12.11.2020 года по делу об административном правонарушении № 5-710/2020 по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ в отношении Немны В.В. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – Немны Василия Васильевича на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора по правилам ст.30.12-30.16 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Е.Ю. Солодилова