121а
3а-728/2019
УИД 24OS0000-01-2019-000664-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 24 октября 2019 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Козиной Е.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петакчяна К.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Петакчян К.С., будучи собственником, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № №, расположенных на территории Кировского района г. Красноярска.
Заявленное требование мотивировал тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административного истца экономически необоснованного земельного налога.
Просил об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости: для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 622 000 руб. по состоянию на <дата>; для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 677 000 руб. по состоянию на <дата>, для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 1 596 000 руб. по состоянию на <дата>, для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 340 000 руб. по состоянию на <дата>.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю Кувшинова М.В., действующая на основании доверенности, направила в адрес суда письменные пояснения, в которых оставила вопрос об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда.
Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края, по состоянию на 01.01.2011, в том числе, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №.
Земельные участки с кадастровыми номерами №, № в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением, не вошли, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки эти участки не были сформированы и учтены в государственном кадастре недвижимости.
Поскольку Правительством Красноярского края до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края, то суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков.
Разрешая дело по существу, суд исходит из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Как следует из материалов административного дела, на основании договора купли-продажи имущества от <дата> № (т. 1, л.д. 8-11), административному истцу Петакчяну К.С. принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 980 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: Размещение объектов производственного назначения, адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (т. 1, л.д. 26). Кадастровая стоимость по состоянию на <дата> составляет 1 825 034,4 руб. (т. 1, л.д. 33);
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1080 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: размещение объектов производственного назначения, адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира<адрес> Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (т. 1, л.д. 27). Кадастровая стоимость по состоянию на <дата> составляет 2 011 262,4 руб. (т. 1, л.д. 32).
На основании договора купли-продажи земельного участка № от <дата> (т. 1, л.д. 12-18) Петакчян К.С. также приобрел в собственность:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 828 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: размещение объектов производственного назначения, адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилые здания и сооружения. Почтовый адрес ориентира: <адрес> Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (т. 1, л.д. 28). Кадастровая стоимость по состоянию на <дата> составляет 1 541 967,84 руб. (т. 1, л.д. 31).
На основании договора купли-продажи земельного участка № от <дата> (т. 1, л.д. 19-25) Петакчян К.С. также приобрел в собственность:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4941 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: размещение объектов производственного назначения, адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилые здания и сооружения. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (т. 1, л.д. 29). Кадастровая стоимость по состоянию на <дата> составляет 9 201 525,48 руб. (т. 1, л.д. 30).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке № (учетный № от <дата> (т. 1, л.д. 43-184), № (учетный № от <дата> (т. 2, л.д. 1-130), выполненные ООО «Альянс-Оценка».
Согласно указанным отчетам, рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости была определена в следующем размере:
для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 622 000 руб. по состоянию на <дата>;
для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 677 000 руб. по состоянию на <дата>,
для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 1 596 000 руб. по состоянию на <дата>,
для земельного участка с кадастровым номером № – в размере 340 000 руб. по состоянию на <дата>.
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Судом исследованы № (учетный № от <дата>, № (учетный № от <дата>, и установлено, что оформление и содержание указанных отчетов соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчетах об оценке, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости земельных участков не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о размере рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № у суда не имеется.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости данных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Административный истец является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 НК РФ). Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие их действительной рыночной стоимости, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости участков в размере их рыночной стоимости.
С учетом изложенного,
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена в размере 622 000 руб. по состоянию на <дата>;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена в размере 677 000 руб. по состоянию на <дата>;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена в размере 1 596 000 руб. по состоянию на <дата>;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена в размере 340 000 руб. по состоянию на <дата>.
Рыночная стоимость вышеназванных земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – <дата>.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
восстановить Петакчяна К.С. срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номероми №, №, №, №
Административное исковое заявление Петакчяна К.С., – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 980 кв.м., адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 622 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1080 кв.м., адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 677 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4941 кв.м., адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилые здания и сооружения. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 1 596 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 828 кв.м., адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилые здания и сооружения. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 340 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № считать <дата>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский
Дата изготовления решения в окончательной форме: 25 октября 2019 года.