Решение по делу № 2а-633/2019 от 24.01.2019

                                                                                    Дело № 2а-633/2019

РЕШЕНИЕ

                    Именем Российской Федерации

21 февраля 2019                                                                               г. Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи        Мазаловой М.И.,

при секретаре                                    Джанджугазян А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ряполова ФИО12 к ФИО3 <адрес>, ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Ряполов О.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения, к ФИО3 <адрес>, ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым об оспаривании решения органа местного самоуправления. Просит:

- признать незаконным пункт <данные изъяты> распоряжения <адрес>ной государственной ФИО3 в АР Крым о выдаче разрешения Ряполову О.Н. на составление технической документации по землеустройству для составления документов, удостоверяющих право собственности на земельный участки гражданам <данные изъяты> для ведения садоводства на территории ФИО2 сельского совета <адрес> АР Крым в части установления срока действия распоряжения до ДД.ММ.ГГГГ.

- признать незаконным отказ и Постановление от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 сельского поселения <адрес> «Об отказе Ряполову О.Н. в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> <адрес>» <адрес>.

-ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым рассмотреть заявление истца о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> <адрес>» <адрес> собственность в порядке завершения оформления прав, сообщив в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу об исполнении настоящего постановления суду и истцу.

    В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ <адрес>ной государственной ФИО3 в АР Крым было издано распоряжение -<данные изъяты> которым Ряполову О.Н. дано разрешение на составление технической документации по землеустройству для составления документов, удостоверяющих право собственности на земельные участки, находящиеся в пользовании граждан, для ведения садоводства из землепользования обслуживающего кооператива <данные изъяты>» на территории ФИО2 сельского совета <адрес> площадью <данные изъяты> га индивидуальный участок по <адрес> обслуживающего кооператива « <данные изъяты>». Предписано ФИО2 граждан, в том числе истца, предоставить согласованную техническую документацию по землеустройству на утверждение в Сакскую райгосадминистрацию. Пунктом <данные изъяты> распоряжения установлен срок действия – до ДД.ММ.ГГГГ.

     ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым постановлением об отказе Ряполову О.Н. в предоставлении земельного участка по <адрес> в связи с тем, что распоряжение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ действительно до ДД.ММ.ГГГГ.

     Считает указанный пункт незаконным, т.к. Сакская РГА, принимая оспариваемое распоряжение и устанавливая срок его действия, нарушила свои полномочия, выйдя за их пределы, т.к. не обладала правом устанавливать срок действия данного постановления.

Истец узнал о нарушении своего права лишь после получения постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что данное постановление принято без учета положений п.1. ст.13 -ЗРК.

В судебном заседании истец Ряполов О.Н., представитель истца Яценко А.А., исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Истец дополнил, что не заявляет требование о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд, т.к. он не знал о наличии <данные изъяты> Он получил оспариваемое распоряжение в 2010 году и обратился в Евпаторийский институт для составления технической документации. Постоянно в течение 9 месяцев звонил в институт, но по причине смены власти в городе Саки длительное время не мог дооформить документы. Самостоятельно забрал документацию из института, чтобы согласовать с должностными лицами города. Но оказалось, что необходимо устанавливать 2-х километровую охранную зону. Везде были препятствия, и он приостановил деятельность по согласованию документации. В настоящее время кооператив принял решение об исключении из членов, и он вновь начал заниматься завершением оформления своих прав на земельный участок. Ранее не смог оформить, т.к. работал. Кроме того, менялся режим прибрежной зоны, не было генерального плана застройки, затем - мораторий на оформление участков. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ не мотивировано. Орган муниципальной власти не указал основания, не учел, что приняты изменения в закон Республики Крым -ЗРК. Он разработал техническую документацию, но она не утверждена и решение Сакской РГА не исполнено.

Представители ответчиков: ФИО3 <адрес>, ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явились. От ФИО2 сельского поселения в суд поступило письменное заявление о несогласии с заявленными требованиями. Просят отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав мнение истца, представителя истца, изучив письменные материалы дела, всесторонне и полно исследовав фактические обстоятельства дела, на которые обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагает, что нарушено или оспорено его право, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его права, свобод и реализация законных интересов.

В судебном заседании установлено, что истец обжалует <данные изъяты> распоряжения <адрес>ной государственной ФИО3 <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче разрешения на составление технической документации по землеустройству для составления документов, удостоверяющих право собственности на земельный участки гражданам Украины для ведения садоводства на территории ФИО2 сельского совета <адрес> АР Крым в части установления срока действия распоряжения до ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 219 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, истцом заключен договор на составление технической документации с государственным предприятием «Крымский научно-исследовательский и проектный институт землеустройства» от ДД.ММ.ГГГГ. Техническая документация не утверждена.

Истец обратился в ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, входящий , с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок.

Постановлением ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , истцу было отказано в предоставлении земельного участка, т.к. распоряжение Сакской РГА -<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ действительно до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, объективно оценив обстоятельства пропуска процессуального срока на обращение в суд, пришел к выводу, что данный срок истцом пропущен. Заявлений о его восстановлении истцом не подано. Доводы истца и его представителя о том, что истец не был осведомлен о сроке действия оспариваемого распоряжение не состоятельны, т.к. истец получил распоряжение лично в 2010. Своевременно приступил к его исполнению, но по причине занятости на работе и служебной волокиты не оформил право на данный земельный участок. Решил обратиться к ответчику лишь после того, как кооператив принял решение об исключении из членов кооператива.

Истцом в суд не представлено доказательств, подтверждающих, что он обратился к ответчику с заявлением в пределах срока действия процедуры завершения оформления прав на земельные участки, предусмотренной республиканским законодательством, как и доказательств отсутствия у истца информации в 2010 году об установлении срока действия оспариваемого распоряжения.

Таким образом, судом установлено, что истцу об установленном сроке исполнения распоряжения <адрес>ной государственной ФИО3 АР Крым -р от ДД.ММ.ГГГГ стало известно в день его вынесения.

Установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (части 5 и 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований о признании п.3 распоряжения <адрес>ной государственной ФИО3 АР Крым -р от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока действия по причине пропуска срока обращения в суд.

В судебном заседании установлено, что истец обжалует также постановление от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым об отказе истцу в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> , так как распоряжение Сакской райгосадминистрации -р от ДД.ММ.ГГГГ действительно до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, относительно требования о признании незаконным отказа и вышеуказанного постановления, истцом срок обращения в суд не пропущен.

На основании пп. 2 п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к п.п.8 п.1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

В ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, согласно которой предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ст. 12.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Республики Крым -ЗРК « Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с которыми не утверждена документация по землеустройству (в редакции закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2018).

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта на следующих условиях: бесплатно – в собственность гражданам Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>» <адрес> , так как распоряжение Сакской райгосадминистрации -р от ДД.ММ.ГГГГ действительно до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно технической документации, представленной истцом в суд, она изготовлена государственным предприятием «Крымский научно-исследовательский и проектный институт землеустройства» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного истцом с вышеуказанным институтом.

Материалы технической документации по землеустройству содержат заключение горрайонного управления Госкомзема в <адрес> и <адрес>, не утвержденное должностными лицами, но согласованное с <данные изъяты>» и смежными землепользователями. Были установлены границы земельного участка, что подтверждается каталогом координат углов внешних границ земельного участка.

Из части 1 статьи 4 КАС РФ следует что, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица ФИО2 также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не ФИО2 доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но ФИО2: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Ответчик не предоставил в суд достоверных и допустимых доказательств законности обжалуемого Постановления, подтверждающих правомерность действий ответчика по отказу в предоставлении земельного участка истцу.

Так, выводы ответчика не основаны на действующих нормах права, применительно к данным правоотношениям и противоречат положениям ст.13 Закона Республики Крым -ЗРК « Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Судом в судебном заседании установлено, истец начал оформление земельного участка до принятия Федерального конституционного закона при наличии у него неисполненного решения Сакской райгосадминистрации, принятом до в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ( дата вынесения решения-ДД.ММ.ГГГГ). Техническая документация по землеустройству разработана, но не утверждена.

Из положений ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

    Исходя из приведенных выше правовых норм, требование истца может быть удовлетворено при совокупности двух условий: незаконность оспариваемых актов, действий (бездействий) органов и должностных лиц и нарушение прав и свобод гражданина.

Учитывая положения действующих федеральных и региональных законов, суд принимает довод истца о том, что оспариваемым Постановлением созданы препятствия для реализации в силу положений Земельного кодекса РФ права истца на предоставление в собственность земельного участка.

В судебном заседании судом установлена как незаконность оспариваемого Постановления, так и нарушение прав истца, который лишен возможности завершить оформления права собственности на земельный участок.

Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), ФИО2 устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Суд частично удовлетворяет требования истца и признает незаконным оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ, также возлагает на ответчика обязанность, согласно требованиям ст.227 КАС РФ, повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу. Суд пришел к выводу, что исполнение ответчиком обязанности по повторному рассмотрению вышеуказанного заявления является надлежащим способом восстановления нарушенных прав истца.

Суд освобождает ответчика - ФИО3 <адрес> Республики Крым от обязанностей по иску.

Суд взыскивает с ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым государственную пошлину в размере 300 руб. в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, ст.227 Кодекса об административном судопроизводстве, суд

                                                   РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░8 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ « ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░>.

░░░2 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░..

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░11 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░                                                                                 ░.░. ░░░░░░░░

2а-633/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ряполов О.Н.
Ответчики
Администрация Уютненского сельского поселения
Администрация Сакского района
Суд
Сакский районный суд Республики Крым
Судья
Мазалова М.И.
Дело на сайте суда
saki.krm.sudrf.ru
24.01.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
24.01.2019[Адм.] Передача материалов судье
24.01.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.01.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
07.02.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2019[Адм.] Судебное заседание
21.02.2019[Адм.] Судебное заседание
26.02.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее