Решение по делу № 2-1291/2018 от 13.02.2018

Дело № 2-1291/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 мая 2018 года                                г. Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего Репринцевой Н.Ю.,

при секретаре                       Артемовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Томарченко Р.В. к ООО «УК «Север» о признании бездействия по применению методики незаконными, возложении обязанности производства начисления, производстве перерасчета, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Томарченко Р.В. обратилась в суд с иском к ООО «УК «Север» о признании бездействия по неприменении методики начисления с *** по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; обязании ответчика при расчете оплаты по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении по ... в ... исходить из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении истца, расчетное количество граждан, использующих место накопление твердых коммунальных отходов объем контейнеров, вывезенных с места накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период до начала осуществления деятельности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; обязать ответчика произвести перерасчет оплаты по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении по ... в ... исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении истца, расчетное количество граждан, использующих место накопление твердых коммунальных отходов объем контейнеров, вывезенных с места накопления твердых коммунальных отходов за расчетный период с *** по ***; взыскании компенсации морального вреда в размере 1000 руб.

В обоснование требований указала, является собственником ... ООО «УК «Север» является компанией, обслуживающей жилой дом, в котором проживает истец. ООО «Р» и ООО «Б» являются компаниями, которые вывозят мусор и утилизируют его от жилого ... в .... Указывает, что ответчик производит начисления на вывоз и утилизацию мусора исходя из площади помещения, что подтверждается квитанцией о начислении оплаты за коммунальные услуги и обслуживание жилья без учета количества проживающих, количества контейнеров и периодичности вывоза, что позволяет ответчику собирать денежные средства в разы больше за вывоз мусора, чем его количество утилизировано. Ссылаясь на п.3 Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», считает, что при расчете оплаты за вывоз мусора подлежит применению формула 9.3 Правил № 354 в соответствии с принятыми изменениями.

    Истец- Томарченко Р.В., представитель истца – С.Е.Ю., действующий на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Представитель истца пояснил, что все требования сводятся к тому, что необходимо применять при расчете за указанную услугу формулу 9 (3) приложения № 2 к Правилам № 354.

Представитель ответчика ООО «УК «Север» - Я.С.В.., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что ими ничего не нарушается при подсчете, так как до настоящего времени региональный оператор на территории Алтайского края не выбран, следовательно, данная услуга входит в содержание жилья, а не коммунальную услугу. Кроме того, указанная формула 9.3 неприменима, так как раздельного накопления твердых бытовых отходов в данном доме нет.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Рубцовске, Рубцовском, Егороьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах- Д.К.В.., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в своем письменном отзыве поддержал.

Третьи лица- ООО «Р», ООО «Б» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом в установленном законом порядке.

    В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.     

Судом установлено, что Томарченко Р.В. на праве собственности принадлежит ... в ..., что подтверждается договором о передачи жилья в собственность от ***. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «Север», что подтверждается протоколом общего собрания от *** и приказом Государственной инспекции Алтайского края о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом от ***.

В соответствии с п. 3.2 Постановления Администрации города Рубцовска от 30.05.2014 N 2307 "Об утверждении Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления в границах муниципального образования город Рубцовск Алтайского края" лица, осуществляющее управление многоквартирными домам имеют право заключить со специализированной организацией письменный договор на выполнение работ.

Судом установлено, что *** между ООО «Р» (исполнитель) и ООО «УК «Север» (заказчик) заключен договор на оказание возмездных услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов по адресу, в том числе .... Из указанного договора следует, что исполнитель обязуется оказать услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ч.1 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с ч.1 ст.37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

С *** введен в действие п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" введена Глава V.I, посвященная регулированию деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст.24.6 указанного Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет.

Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

На основании указанного главы были приняты ряд нормативных правовых актов, регулирующих деятельность регионального оператора и определяющих порядок расчета платы за предоставленную услугу, среди которых: Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами"); Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" (вместе с "Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами"); Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 дополнены Разделом XV.1 «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года.

Затем, ч.8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ внесены изменения в части сроков заключения соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на данную услугу- не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2016 года в субъекте Российской Федерации заключены государственные контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на срок более чем десять лет, в данном субъекте Российской Федерации до окончания сроков действия указанных государственных контрактов или прекращения обязательств по указанным государственным контрактам:

1) многоквартирные дома, в которых оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами осуществляется подрядчиками, исполнителями по государственным контрактам, указанным в абзаце первом настоящей части, не входят в зону деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и этот региональный оператор не оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в таких многоквартирных домах;

2) в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, указанных в пункте 1 настоящей части, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих управление такими многоквартирными домами, не применяются положения части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и частей 6.2, 6.3, 7.1 статьи 155, части 1 статьи 157, частей 2.1, 11.1, 12, 15.1 статьи 161, части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части обращения с твердыми коммунальными отходами. Плата за обращение с твердыми коммунальными отходами входит в состав платы за содержание жилого помещения для собственников помещений и нанимателей жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, указанных в пункте 1 настоящей части.

Таким образом, указанным ФЗ предусмотрен определенный переходный период, в соответствии с которым заключенные до 2016 года контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами продолжают свое действие до момента их окончания и плата за обращение с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами входит в состав платы за содержание жилого помещения.

Данное правило установлено на федеральном уровне и подлежит исполнению на территории всех субъектов РФ, в том числе в Алтайском крае. Это же положение дополнительно разъяснено в Письме Минстроя России от 22.02.2017 № 5554-АТ/04.

Поэтому заключенный *** договор между ООО «УК «Север» и ООО «Р» на оказание возмездных услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов до окончания срока его действия или прекращения обязательств по нему продолжает действовать и плата за обращение с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами входит в состав платы за содержание жилого помещения для собственников указанных помещений, расположенных в многоквартирных домах, что прямо предусмотрено Федеральным законом.

В эту же ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ введена часть 8.1 Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ, которой определен порядок первоначального включения указанной услуги в качестве коммунальной, в соответствии с которым при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.

Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 № 215 для многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края, утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

В настоящее время на территории Алтайского края, на территории г.Рубцовска региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не осуществляет свою деятельность, соответствующие соглашения не заключены.

Согласно квитанциям, представленным истцом, начисления размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги за период с сентября по декабрь 2017 года, январь 2018 года за ... в ..., плата за вывоз мусора рассчитывается из количества квадратных метров -55,17 кв.м.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что понятие «твердые коммунальные отходы» в качестве коммунальной услуги может быть применено к правоотношениям с момента введения в действие регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего региона и до окончания срока заключенных договоров на вывоз твердых бытовых отходов, а до этого являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома и соответствующие платежи входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания действий ответчика по применению методики начисления на вывоз мусора с квадратного метра незаконными.

Данный вывод суда подтверждается также ответом Регионального государственного жилищного надзора Государственной инспекции Алтайского края, осуществляющим свою деятельность на территории Алтайского края, подготовленным начальником отдела контроля за формированием фондов капитального ремонта и проверки правильности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.

В компетенцию именно указанных государственных органов входит контроль и надзор за деятельностью управляющих компаний, проверка правильности производимых начислений платы за жилищно-коммунальные услуги, что следует из п.1.1 Положения о государственной инспекции Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 25.07.2014 № 107, а также п.2 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 19.02.2014 № 64 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Алтайского края», ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с данным ответом, плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом Главы XV.1 «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» Правил № 354 и установленными решением № 215 нормативы накопления твердых коммунальных отходов будет рассчитываться со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. В связи с тем, что региональный оператор на территории Алтайского края не выбран, до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Отделом жилищного надзора по г.Рубцовску, г.Славгороду Государственной инспекции Алтайского края Региональный государственный жилищный надзор, осуществляющим свою деятельность на территории г.Рубцовска и г.Славгорода дан ответ аналогичного содержания.

Из вышеизложенного следует, что в соответствии с действующим законодательством, услуги по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов и обслуживанию контейнерных стоянок оплачиваются исходя из площади жилого помещения до начала осуществления деятельности на территории Алтайского края и г.Рубцовска регионального оператора, поэтому не подлежит применению при расчете платы формула 9.3, предусмотренная Разделом XV.1 «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами», на которую ссылается истец в исковом заявлении.

С доводами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Рубцовске, Рубцовском, Егороьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах, изложенные в письменном отзыве, суд не соглашается, кроме того учитывает, что указанное третье лицо, не обладает компетенцией для дачи заключения по данному делу о правильности производства начислений за жилищно-коммунальные услуги.
Ссылку представителя истца в исковом заявлении на необходимость применения к данным правоотношениям п.3 Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в котором закреплено, что до утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 г., расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения N 2 к Правилам N 354 суд расценивает, как основанную на неправильном толковании норм права в связи с тем, что дата- не позднее 1 сентября 2017 года связана с предположительным началом осуществления деятельности регионального оператора, который не действует до настоящего времени на территории Алтайского края.
Данный вывод подтверждается и тем, что формула 9 (3) приложения N 2 к Правилам N 354, о применении которой просит истец может быть применена при раздельном накоплении и сборе сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. К тому же применение данной формулы невозможно в связи с тем, что в настоящее время отсутствует одна из составляющих формулы Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании изложенного, в ходе судебного разбирательства нарушений прав Томарченко Р.В. действиями управляющей компании судом не установлено, поэтому требования истца о признании действий ООО «УК «Север» по признанию бездействия по неприменении методики начисления с *** по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; обязании ответчика при расчете оплаты по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении по ... в ... исходить из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении истца, расчетное количество граждан, использующих место накопление твердых коммунальных отходов объем контейнеров, вывезенных с места накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период до начала осуществления деятельности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; обязании ответчика произвести перерасчет оплаты по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении по ... в ... исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении истца, расчетное количество граждан, использующих место накопление твердых коммунальных отходов объем контейнеров, вывезенных с места накопления твердых коммунальных отходов за расчетный период с *** по ***; взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований Томарченко Р.В, к ООО «УК «Север» о признании бездействия по применению методики незаконными, возложении обязанности производства начисления, производстве перерасчета, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     Н.Ю. Репринцева

2-1291/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Томарченко Р.В.
Ответчики
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Север"
Другие
Общество с ограниченной ответственностью "Ремстройбыт"
Соломатин Е.Ю.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере ЗПП и благополучия человека по АК в лице Территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском и Шупуновском районах.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере ЗПП и благополучия человека по АК в лице Территориального отдела в г. Р
Соснов Е.А.
Общество с ограниченной ответственностью Благоустройство
Суд
Рубцовский городской суд Алтайского края
Дело на сайте суда
rubtcovsky.alt.sudrf.ru
13.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2018Передача материалов судье
19.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.03.2018Предварительное судебное заседание
06.04.2018Судебное заседание
07.05.2018Судебное заседание
08.05.2018Судебное заседание
14.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2018Дело оформлено
03.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее