Дело № 2-1324/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2014 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи А.В.Собецкой, при секретаре Е.Ю.Зелениной, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску администрации г. Лысьвы к отделу судебных приставов по г. Лысьве Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У с т а н о в и л:
Администрация г. Лысьвы обратилась в суд с иском к отделу судебных приставов по г. Лысьве Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю (далее – ОСП по г.Лысьве) об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что решением Лысьвенского городского суда от 15.01.2013 г. на администрацию г. Лысьвы возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу установить устройства наружного уличного освещения на участке улицы Серова от дома № 19 до дома № 45 и от дома №66 до дома № 86 в г. Лысьве и обеспечить беспрерывное наружное уличное освещение в темное время суток.
01.08.2013 г. в отношении администрации г. Лысьвы было возбуждено исполнительное производство №, которое было окончено судебным приставом-исполнителем 30.06.2014 г. в связи с фактическим исполнением решения суда.
04.09.2014 г. в адрес администрации г.Лысьвы поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Лысьве от 01.09.2014 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением без уважительных причин решения суда в 5-дневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Администрация г.Лысьвы просит отменить данное постановление, поскольку бездействие в исполнении требований решения суда от 15.01.2013 г. отсутствует, так как все необходимые и возможные меры были предприняты. Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. Уважительность причин не была установлена судебным приставом, постановление о взыскании исполнительского сбора было принято за пределами срока основного исполнительного производства, оконченного 30.06.2014г. Требования исполнительного документа выполнены в установленный решением суда срок, в связи с чем, просит освободить администрацию города Лысьвы от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Заместитель Лысьвенского городского прокурора П.А. в судебном заседании не возражал по заявленным требованиям, поскольку фактически решение суда администрацией г.Лысьвы было исполнено.
Представитель администрации г.Лысьвы М.М. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без из участия, а также акты обследования и журнал учета работ по наружному освещению, в том числе на участке улицы Серова от дома №19 до №46 и от дома № 66 до дома № 85 в г.Лысьве, в период с 01.08.2013г. по 22.04.2013г.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Лысьве УФССП России по Пермскому краю Т.К. в судебное заседание не явилась, письменно просила о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела и материалы исполнительного производства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как установлено в судебном заседании, решением Лысьвенского городского суда от 15.01.2013г. на администрацию г. Лысьвы возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу установить устройства наружного уличного освещения на участке улицы Серова от дома № 19 до дома № 45 и от дома № 66 до дома №85 в г. Лысьве и обеспечить беспрерывное наружное уличное освещение в темное время суток.
01.08.2013 г. в отношении администрации г. Лысьвы было возбуждено исполнительное производство №, должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
30.06.2014 г. исполнительное производство было окончено судебным приставом-исполнителем в связи с фактическим исполнением решения суда.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 01.09.2014г. (л.д. 4), с должника – администрации г. Лысьвы взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение без уважительных причин исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Копия постановления получена должником 04.09.2014 года.
Администрация г. Лысьвы, обращаясь в суд с требованиями об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, ссылается на факт исполнения решения суда в установленный решением суда срок и до принятия постановления о возбуждении исполнительного производства.
Суд считает, что данные обстоятельства нашли подтверждение в ходе судебного заседания.
Как следует из материалов дела за № 2-116/2013, решение Лысьвенского суда, которым на администрацию г. Лысьвы возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу установить устройства наружного уличного освещения на участке улицы Серова от дома № 19 до дома № 45 и от дома № 66 до дома № 85 в г. Лысьве, вступило в законную силу 25.03.2013г.
Соответственно, установленный решением суда 3-месячный срок для его исполнения заканчивался 25.06.2013 года. Решение суда исполнено администрацией г. Лысьвы в установленный срок, что подтверждается представленными материалами.
Так в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также Постановлением администрации г. Лысьвы «О порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» от 28 марта 2013 г. N 887, Управлением ЖКХ г. Лысьвы 01.01.2013 г. было утверждено муниципальное задание, в соответствии с которым на бюджетное учреждение МО ЛГО «Чистый город» были возложены обязанности по техническому обслуживанию сетей электроснабжения, в том числе по установке устройств наружного уличного освещения по г. Лысьве.
Согласно представленной истцом выписке из журнала учета работ по наружному освещению Управления ЖКХ г. Лысьвы, работы по устройству освещения по ул. Серова от дома № 19 до дома № 45 и от дома № 66 до дома № 85 в г. Лысьве были осуществлены в период с 01.04.2013г. по 22.04.2013 года (л.д.11-13). Факты выполненных работ также подтверждаются актами обследования комиссией в составе представителей администрации г.Лысьвы от 17.11.2014г. (л.л.9-10).
Таким образом, судом установлено, что решение суда от 15.01.2013 года было исполнено администрацией г. Лысьвы до вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и постановления о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года N 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, поскольку исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, постановление о взыскании исполнительского сбора при добровольном исполнении администрацией г. Лысьвы требований исполнительного документа в установленные сроки, нельзя признать законным.
С учетом данных обстоятельств, суд считает, что все необходимые меры для исполнения решения суда до момента вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и взыскании исполнительского сбора, администрацией г. Лысьвы были предприняты, уклонения от исполнения решения суда, равно как и наличия в действиях администрации виновного неисполнения решения суда, не установлено, в связи с чем, оснований для взыскания с администрации г. Лысьвы Пермского края исполнительского сбора у судебного пристава не имелось.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства в срок, установленный решением суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г. Лысьвы удовлетворить.
Освободить администрацию г. Лысьвы от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Лысьве Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 01.09.2014 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья