Решение по делу № 8а-8095/2020 [88а-9996/2020] от 28.02.2020

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                         а-9996/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    27 мая 2020 года                                   г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу Шикова А.В. на решение Муромского городского суда Владимирской области от 8 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 28 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Шикова А.В. к Призывной комиссии Военного комиссариата г. Мурома, Муромского и Селивановского районов Владимирской области, Военному комиссариату г. Мурома об оспаривании решения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-1278/2019).

Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., выслушав объяснения административного истца Шикова А.В., его представителя Мухина А.А., судебная коллегия

установила:

    Шиков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии Военного комиссариата г. Мурома, Муромского и Селивановского районов Владимирской области, Военному комиссариату г. Мурома об оспаривании решения от 5 апреля 2019 года о зачислении в запас гражданина, не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований, возложении обязанности принять в отношении него решение в соответствии с положениями статей 28, 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

    Требования мотивировал тем, что в 2013 году по направлению врачей был помещен в стационар, однако после прохождения лечения повесток в Военный комиссариат для явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, он не получал, при том, что с рождения зарегистрирован по одному и тому же адресу, место жительства не менял, с военного учета не снимался, от прохождения военной службы не уклонялся. 5 апреля 2019 года Призывной комиссией было вынесено решение о том, что он не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, и ему была выдана соответствующая выписка из протокола Призывной комиссии Военного комиссариата г. Мурома, Муромского и Селивановского района Муромской области.

Решением Муромского городского суда Владимирской области от 8 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда 28 ноября 2019 года, в удовлетворении административного иска Шикова А.В. отказано.

    В кассационной жалобе Шикова А.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.

    Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и второй инстанций исходили из того, что обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток Шикову А.В. по месту его регистрации по адресу: <адрес>, Военным комиссариатом были осуществлены.

    В обоснование такого вывода в судебных постановлениях приводится подробная оценка повесток и корешков к ним в период с 2014 года по 13 апреля 2018 года, из которых следует, что повестки не вручены, вложены в дверь; докладная записка сотрудника Военного комиссариата о результатах выхода по месту жительства Шиква А.В.; обращения военного комиссара в адрес начальника ОМВД «Муромский» об установлении местонахождения гражданина, которому не представилась возможность вручить повестку для явки в Военный комиссариат; рапорты сотрудников полиции о том, что дверь в квартиру никто не открыл, со слов соседки Шиков А.В. по данному адресу не проживает, точное местонахождение последнего установить не удалось; комиссионный акт о ходе совместного рейда по розыску граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с прохождением службы по призыву от 2 декабря 2014 года, рапорт сотрудника Военного комиссариата аналогичного содержания.

    В кассационной жалобе Шикова А.В. приводится довод о том, что указанный вывод нижестоящих судов является необоснованным, поскольку с 2014 года повестки о явке на мероприятия, связанные с военным призывом, ему вручены не были, доказательств вручения повесток сотрудниками Военного комиссариата со стороны административного ответчика не представлено, в то время, когда им представлены видеозаписи и скриншоты в подтверждение тому, что по Муромскому телевидению, <данные изъяты> неоднократно транслировались репортажи с его выступлениями, а также поздравлениями в наступающим 2015 годом и 2016 годом, что, по его мнению, опровергает факт его скрытия на протяжении четырех лет. Кроме того, административному ответчику с 2014 года было известно место его работы <данные изъяты> и должность <данные изъяты>

    Проверяя доводы кассационной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

    Шиков А.В., ДД.ММ.ГГГГ, состоял на воинском учете в Военном комиссариате г. Мурома, Муромского и Селивановского районов Владимирской области с ДД.ММ.ГГГГ.

    Решением Призывной комиссии от 22 декабря 2009 года Шикову А.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон № 53-ФЗ) до 30 июня 2013 года.

Решением Призывной комиссии от 25 ноября 2013 года Шикову А.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу как временно не годному к военной службе по состоянию здоровья <данные изъяты> на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 24 Закона № 53-ФЗ до 1 апреля 2014 года.

    Решением Призывной комиссии Военного комиссариата г. Мурома, Муромской и Селивановского районов Владимирской области от 5 апреля 2019 года Шиков А.В. зачислен в запас в связи с достижением 27-летнего возраста, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований, со ссылкой на подпункт «а» пункта 1 статьи 22 Закона № 53-ФЗ.

    Согласно пункту 1.1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663.

В силу пункта 34 названного акта при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Пунктом 18 Положения установлено, что контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.

Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения).

В силу пункта 1 статьи 5 Закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 указанного Закона.

В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3).

Согласно статье 31 Закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.

При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Вместе с тем, из материалов настоящего дела следует и установлено, что призывнику Шикову А.В. лично под расписку повестки для явки в военный комиссариат вручены не были.

При этом перечисленные в судебных актах многочисленные корешки повесток без личной подписи Шикова А.В., докладная записка, рапорты сотрудников полиции, комиссионный акт не могут свидетельствовать об обратном.

В такой ситуации Призывная комиссия решение о том, что Шиков А.В., подлежавший призыву на военную службу и не прошедший ее до достижения возраста 27 лет, не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вынесла неправомерно.

С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности оспариваемого решения Призывной комиссии являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.

Установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление нарушенных прав и законных интересов Шикова А.В., судебная коллегия считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отмене оспариваемого решения Призывной комиссии, влекущий для Призывной комиссии обязанность по принятию соответствующего решения.

Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    решение Муромского городского суда Владимирской области от 8 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 28 ноября 2019 года отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление Шикова А.В. удовлетворить.

Решение Призывной комиссии Военного комиссариата г. Мурома, Муромского и Селивановского районов Владимирской области от 5 апреля 2019 года № 1 о признании Шикова А.В. не прошедшим военную службу, не имея законных оснований, отменить.

Председательствующий                        С.А. Склярук

Судьи:                                    Е.Д. Смирнова

С.В. Сорокин

8а-8095/2020 [88а-9996/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с вынесением нового судебного акта
Истцы
Шиков Алексей Владимирович
Ответчики
Военный комиссариат г.Мурома, Муромского и Селивановского районов, Владимирской области
ФКУ "Военный комиссариат Владимирской области"
Призывная комиссия военного комиссариата г.Муром, Муромского и Селивановского районов
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Смирнова Елена Дмитриевна
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
24.04.2020Судебное заседание
27.05.2020Судебное заседание
27.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее