Судья Одинцов В.В. дело № 33а-722/2022
(№ дела в суде первой инстанции 2а-2861/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 апреля 2022 года г. Майкоп
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Бзегежевой Н.Ш.,
судей – Тхагапсовой Е.А. и Шишева Б.А.,
при секретаре судебного заседания – Дауровой М.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Мусаева Г.К. по доверенности ФИО6 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 09 декабря 2021 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление МИФНС России № 3 по Республике Адыгея к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу МИ ФНС № 3 по Республике Адыгея:
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2019г. в размере 3327.27 руб., пеня в размере 21.43 руб.
Реквизиты по уплате налоговых платежей. Получатель: ИНН №, КПП № Управление федерального казначейства по Республике Адыгея (МИ ФНС РФ № 3 по РА) Номер счета получателя 03№ Банк получателя: Отделение-НБ <адрес>//УФК по <адрес> счет: №, БИК: № КБК (взносы) № КБК ( пеня) № ОКТМО №.
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период 2019г. в размере 14187.77 руб., пеня в размере 91.39 руб.
Реквизиты по уплате налоговых платежей. Получатель: ИНН № КПП № Управление федерального казначейства по Республике Адыгея (МИ ФНС РФ № 3 по РА) Номер счета получателя № Банк получателя: Отделение-НБ <адрес>//УФК по <адрес> счет: №, БИК: № КБК (взносы) № КБК (пеня) № ОКТМО №
Заслушав доклад судьи Бзегежевой Н.Ш., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
МИФНС России № 3 по Республике Адыгея (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мусаеву Г.К. о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2019 года в размере 3 327 рублей 27 копеек, пени в размере 21 рубля 43 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период 2019 года в размере 14 187 рублей 77 копеек, пени в размере 91 рубля 39 копеек, на общую сумму 17 627 рублей 86 копеек, мотивировав свои требования тем, что Мусаев Г.К., состоит на налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Адыгея и в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.
Налоговым органом соблюдены требования статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в установленные сроки налогоплательщику направлено требование об уплате налога и штрафа от 05.08.2019 № в котором сообщалось о наличии задолженности по страховым взносам за период 2019 года в общей сумме 17 515 рублей 04 копеек, пени в размере 112 рублей 82 копеек, которое оставлено без исполнения.
Согласно выписки из ЕГРИП Мусаев Г.К. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В виду неуплаты обязательных платежей, Инспекция обратилась в установленный срок с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в судебный участок № 2 Тахтамукайского района Республики Адыгея. Мировым судьей судебного участка вынесен судебный приказ от 29.01.2020 по делу № 2а-494/2020. В связи с поступившими возражениями от ответчика 26.03.2021 судебный приказ отменен.
Истец МИФНС № 3 по Республике Адыгея, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, суд о причинах неявки не известил.
Административный ответчик Мусаев Г.К., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, суд о причинах не явки не извещен.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Мусаева Г.К. по доверенности ФИО6 ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что истцом не представлен расчет денежной суммы, составляющей санкцию, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.
Административный истец МИФНС России № 3 по Республике Адыгея и административный ответчик Мусаев Г.К., в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного истца и административного ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Мусаев Г.К. состоит на налоговом учёте в Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Адыгея и в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 17.09.2021 Мусаев Г.К. являлся индивидуальным предпринимателем в период с 06.09.2007 по 24.06.2019 (л.д. 22-26).
05.08.2019 Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Адыгея направила Мусаеву Г.К. требование № по состоянию на 05.08.2019 об уплате недоимки по страховым взносам в размере 17 515 рублей 04 копеек и пени в размере 112 рублей 82 копеек со сроком исполнения до 30.09.2019 (л.д. 14-15, 16).
29.01.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Тахтамукайского района Республики Адыгея вынесен судебный приказ по делу № 2а-494/2020 о взыскании с Мусаева Г.К. задолженности по страховым взносам в размере 17 627 рублей 86 копеек, который отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 Тахтамукайского района Республики Адыгея от 26.03.2021, в связи с поступившими от Мусаева Г.К. возражениями (л.д. 12).
Разрешая спор и удовлетворяя требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Адыгея, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательств исполнения налоговых обязательств в материалы дела стороной административного ответчика не представлено, при этом, суд первой инстанции установил, что налоговым органом срок на обращение в суд не пропущен.
Судебная коллегия в полном объеме соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу части 3.1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений глав 11.1 и 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья отказывает в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отменен судебного приказа (часть 2 статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом (таможенным органом) должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом оснований для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным.
Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявление о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Материалами дела подтверждается, что налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 2 Тахтамукайского района Республики Адыгея с заявлением о вынесении судебного приказа для взыскания с Мусаева Г.К. имеющейся задолженности.
29.01.2020 вынесен судебный приказ, однако, определением от 26.03.2021 судебный приказ отменен, в связи с поступившими от Мусаева Г.К. возражениями.
Административное исковое заявление поступило в адрес Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея 12.10.2021, что следует из входящего штампа суда (л.д. 8), при этом, направлено почтовым отправлением 23.09.2021 (л.д. 28), то есть в шестимесячный срок с даты, вынесения определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, судом первой инстанции, в соответствии с приведенными положениями законодательства, верно, сделан вывод о соблюдении налоговым органом срока на обращение в суд.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
В соответствии с положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 232 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают за 2019 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере составляют 6 884 рубля за расчетный период 2019 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 этого же Кодекса.
Таким образом, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет за собой обязанность уплачивать страховые взносы, постольку у налоговой инспекции имелись основания для направления Мусаеву Г.К. требования об уплате страховых взносов и пени.
Размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями за 2019 год установлен пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок определения размера страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, прекратившим осуществлять предпринимательскую деятельность, определен положениями пункта 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, в связи с тем, что Мусаев Г.К. прекратил осуществление предпринимательской деятельности 24.06.2019, налоговым органом обоснованно, в соответствии с требования закона, произведен расчет страховых взносов пропорционально времени осуществления Мусаевым Г.К. предпринимательской деятельности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оценка доказательств по делу произведена судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по правилам относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд отразил в решении. Несогласие с оценкой принятых судом доказательств не свидетельствует о незаконности принятого судом решения.
Судом первой инстанции, верно, установлен факт неуплаты Мусаевым Г.К. страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2019 года в размере 3 327 рублей 27 копеек, пени в размере 21 рубля 43 копеек, и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период 2019 года в размере 14 187 рублей 77 копеек, пени в размере 91 рубля 39 копеек.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 09 декабря 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Мусаева Г.К. по доверенности ФИО6 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея.
Председательствующий – Н.Ш. Бзегежева
Судьи - Е.А. Тхагапсова
Б.А. Шишев