дело №2-308/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Адамовка 26 мая 2020 года
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Абдулова М.К.,
при секретаре судебного заседания Супрун В.Е.,
с участием истца помощника прокурора Адамовского района Оренбургской области Сейткалиевой Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Теренсайская средняя общеобразовательная школа имени И.Ф. Павлова» и Отделу образования администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области об обязании выделить денежные средства и оборудовать здание металлоискателем,
У С Т А Н О В И Л :
прокурор Адамовского района Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском. В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» требований законодательства в сфере безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности учреждений образования установлено, что законодательство в указанной сфере исполняется ненадлежащим образом. Так, в нарушение требований законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности учреждений образования здание МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» стационарным или ручным металлоискателем не оборудовано, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, в виду отсутствия надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей и работников учреждения.
С учетом того, что собственником имущества МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» является муниципальное образование Адамовский район, которое несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, просит обязать администрацию муниципального образования Адамовский район Оренбургской области в срок до 1 сентября 2020 года выделить МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» необходимые денежные средства для оборудования здания школы стационарным или ручным металлоискателем, а также обязать МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» в срок до 1 апреля 2021 года оборудовать здание школы стационарным или ручным металлоискателем.
В судебном заседании истец помощник прокурора Адамовского района Сейткалиева Р.К. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представители ответчиков Отдела образования администрации МО Адамовский район Оренбургской области, МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» в судебном заседании участие не принимали, о дате, месте и времени его рассмотрения были извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» также в заявлении указал, что исковые требования признает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО Адамовский район Оренбургской области в судебном заседании участие не принимал, о дате, месте и времени его рассмотрения был извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В возражении на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований в части обязания администрации района выделения необходимых денежных средств для оборудования здания школы металлоискателем, поскольку МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» является самостоятельным хозяйствующим субъектом.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова», Отдела образования администрации МО Адамовский район Оренбургской области, администрации МО Адамовский район Оренбургской области.
Выслушав истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.
Из подпунктов 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» следует, что одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 4 ст. 3 названного Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как следует из ст. 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Как следует из ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 названного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлены обязательные требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования).
В силу подп. «д» п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно п. 5.2 приказа Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии общеобразовательную деятельность.
Учредителем МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» является администрация МО Адамовский район, что следует из Устава Учреждения. Собственником имущества Учреждения является администрация МО Адамовский район, что следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами.
Здание МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова», согласно проведенному на основании Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» категорированию образовательных объектов относится к третьей категории опасности, однако ручным или стационарным металлоискателем не оборудовано, что подтверждается справкой Отдела образования администрации МО Адамовский район от 24 марта 2020 года.
Указанные нарушения законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности учреждений образования могут повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц. В частности, отсутствие в здании МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» стационарного или ручного металлоискателя отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, в виду отсутствия надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей и работников учреждения.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Адамовского района в интересах неопределенного круга лиц суд находит законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Принимая решение, суд исходит из того, что на образовательные учреждения возложена обязанность по оборудованию зданий металлоискателями, а финансирование данных мероприятий должно осуществляться органом местного самоуправления, учитывая, что выполнение обязанности по оборудованию здания учреждения металлоискателем направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
иск прокурора Адамовского района Оренбургской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Адамовский район Оренбургской области в срок до 1 сентября 2020 года выделить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» необходимые денежные средства для оборудования здания образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>, стационарным или ручным металлоискателем.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» в срок до 1 апреля 2021 года оборудовать здание образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>, стационарным или ручным металлоискателем.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 28 мая 2020 года.
Председательствующий: М.К. Абдулов