Решение по делу № 33-3069/2021 от 03.03.2021

Судья Зинина И.В.                 №2-5523/2020

Докладчик Выскубова И.А. №33-3069/2021

                            54RS0010-01-2020-008320-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего                 Выскубовой И.А.,

судей                     Дроня Ю.И., Рукавишникова Е.А.,

при секретаре                         Солодовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 06.04.2021 гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Новосибирска в интересах С.Я.С. к мэрии города Новосибирска, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, Правительству Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,

по апелляционной жалобе представителя мэрии города Новосибирска – Ч.А.В. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21.12.2020.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Выскубовой И.А., объяснения прокурора Ж.Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района г.Новосибирска обратился в суд с иском в интересах С.Я.С. к мэрии города Новосибирска, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, Правительству Новосибирской области и просил обязать предоставить С.Я.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований указано, что С.Я.С. относится к категории детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. Полагает, что в силу закона С.Я.С. вправе претендовать на предоставление специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени ему не предоставлено.

Решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 21.12.2020 исковые требования удовлетворены, возложена обязанность на мэрию г. Новосибирска предоставить С.Я.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств бюджета Новосибирской области.

С решением суда не согласился представитель ответчика мэрии г.Новосибирска – Ч.А.В., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение по доводам, изложенным в жалобе.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражений на неё, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствие с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Вопросы обеспечениям жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области регулируются Законом Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно положениям указанного закона, а также Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» обязанность предоставления жилого помещения указанной категории граждан возложена на мэрию г. Новосибирска за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что С.Я.С., родился ДД.ММ.ГГГГ и его матерью является ФИО1, в свидетельстве о рождении в графе «отец» стоит прочерк.

Заочным решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего С.Я.С.

Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний С.Я.С. определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с приказом администрации Ленинского района города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ С.Я.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за от ДД.ММ.ГГГГ, С.Я.С. не имеет собственности на территории г.Новосибирска.

Справка МКУ города Новосибирска «ГЖА» за от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что С.Я.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на ДД.ММ.ГГГГ не использовал право приватизации жилья на территории г.Новосибирска.

Согласно информации УМВД Росси по городу Новосибирску С.Я.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке МКУ Центр «Жемчужина», С.Я.С. больше не является воспитанником Центра, проживать в нем не может, однако отказался сниматься с регистрационного учета по адресу: <адрес>, объяснив это тем, что у него нет постоянного места жительства.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами материального права и пришел к выводу о возложении на мэрию города Новосибирска обязанности по предоставлению С.Я.С. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, поскольку с момента включения истца в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, у мэрии города Новосибирска возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения за счет средств областного бюджета, которая до настоящего времени не исполнена.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит подлежащими отклонению, как основанные на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Как следует из содержания приведенных выше правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К их числу относятся, в частности, достижение лицом возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом, законом не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае, установление Законом Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.

Включение в список согласно ст. 8 Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Денежные средства на реализацию соответствующих государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается и не опровергнуто ответчиком, что С.Я.С. состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, прав на жилое помещения не имеет, до настоящего времени С.Я.С. в установленном порядке жильем не обеспечен, в связи с чем, доводы апеллянта в части отсутствия доказательств наличия у С.Я.С. прав на жилое помещение, нельзя признать состоятельными.

Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 21.12.2020, в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Новосибирска – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3069/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Силаев Ян Сергеевич
прокуратура Новосибирской области (в интересах Силаева Я.С.)
Ответчики
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Правительство Новосибирской области
Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области
мэрия г.Новосибирска
Другие
Администрация Ленинского района
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Выскубова Инна Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
06.04.2021Судебное заседание
13.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2021Передано в экспедицию
06.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее