РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2020 года сел. Новолакское
Новолакский районный суд РД в составе: Председательствующего – судьи Магдуев А.М., при секретаре Хасанбековой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в сел. Новолакское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан к <адрес> <адрес> и администрации <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц о признании противоправными действий в части нарушения санитарно –эпидемиологических требований к организации питания обучающихся и по организации обучения и возложении обязанностей об их устранении,
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее Управление) обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц к <адрес> (далее МКОУ) и к Администрации <адрес> о признании незаконными действий в части нарушения санитарного законодательства и возложении обязанностей по устранению нарушений.
В обоснование исковых требований указало, что на основании Распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена плановая проверка деятельности МКОУ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки выявлены нарушения требований санитарного законодательства, которые отражены в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: В образовательном учреждении отсутствует медицинский кабинет (п.5. 19.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10);
в помещениях начальных классов отсутствуют умывальные раковины (п.4.27 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ
объёмно планировочные и конструктивные решения помещений для организации общественного питания не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, исключающие встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды (п.2.5 СанПин 2ДД.ММ.ГГГГ
при обеденном зале достаточное количество раковин для мытья рук учащихся, не соответствуют требованиям (п 3.4. СанПин ДД.ММ.ГГГГ), то есть не дооборудованы две раковины.
Администрация <адрес> является учредителем МКОУ, что подтверждается уставом школы. МКОУ является бюджетным учреждением, своих собственных средств не имеет, финансируется за счет средств своего учредителя.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» МО «<адрес>» обязан обеспечить финансирование деятельности муниципальных казенных учреждений.
Выявленные нарушения санитарного законодательства создают угрозу для неопределенного круга лиц, в связи с чем истец просит: Признать действие (бездействие) МКОУ в части нарушения требований СанПиН ДД.ММ.ГГГГ «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», и СанПиН ДД.ММ.ГГГГ «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» <адрес> РД противоправными;
обязать МКОУ в течение шести месяцев календарного года со дня вступления решения суда в законную силу в здании школы оборудовать медицинский кабинет п.5.19.5 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ в помещениях начальных классов оборудовать умывальные раковины, (п.4.27 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ
объёмно планировочные и конструктивные решения помещений для организации общественного питания привести в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, исключающие встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды (п.2.5 СанПин ДД.ММ.ГГГГ
при обеденном зале установить достаточное количество раковин для мытья рук учащихся, в соответствии с требованиями п.3.4 СанПин ДД.ММ.ГГГГ то есть установить дополнительно две раковины;
обязать администрацию <адрес> РД в течение трех календарных месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства в МКОУ.
Будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, истец своего представителя в судебное заседание не направил и просит рассмотреть дело в отсутствии представителя и удовлетворить исковые требования.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассматривал дело в отсутствии представителя истца.
Представитель ответчика МКОУ Киталаев А.З. исковые требования признал полностью и пояснил, что он работает в должности директора МКОУ, деятельность которой финансируется учредителем <адрес> собственных средств не имеет. Поскольку выполнение работ по устранению нарушений санитарного законодательства требует значительных средств, при надлежащем обеспечении финансирования учредителем она обязуется устранить нарушение требований санитарного законодательства в установленные сроки.
Представитель ответчика <адрес> по доверенности Л.А.И., исковые требования не признала, пояснила, что МО является учредителем и полностью финансирует деятельность образовательных учреждений района. Бюджет района на ДД.ММ.ГГГГ год утвержден и школам денежные средства сверх заложенных в бюджет в этом году выделятся больше не будут.
Суд, выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению полностью по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.40 Закона РФ от №. № «О защите прав потребителей», Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей.
В соответствии ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон № 52-ФЗ) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Согласно ст. 11 Закона № №ФЗ Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ст. 28 Закон № №ФЗ в образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства. Данные меры предполагают обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Закона № ФЗ).
Согласно п.15 ч 3 ст. 28 Федерального закона о т ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п.2, 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Судом установлено, что согласно распоряжения Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена плауновая проверки соблюдения требований санитарного законодательства в МКОУ, в результате проверки выявленные нарушения изложенные в Акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: В образовательном учреждении отсутствует медицинский кабинет (п.5. 19.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10);
в помещениях начальных классов отсутствуют умывальные раковины (п.4.27 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10);
объёмно планировочные и конструктивные решения помещений для организации общественного питания не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, исключающие встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды (п.2.5 СанПин 2.4.5 2409-08);
при обеденном зале достаточное количество раковин для мытья рук учащихся, не соответствуют требованиям (п 3.4. СанПин 2.4.5 2409-08), то есть не дооборудованы две раковины.
Таким образом факт нарушения учреждением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения доказан материалами проверки и учреждением не оспаривался.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона о т ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Поскольку учредителем школы, которая является муниципальным бюджетным учреждением, является <адрес> и оно в соответствии со ст.210 ГК РФ обязано нести бремя содержания имущества, суд считает необходимым обязать Администрацию <адрес> РД осуществить финансирование мероприятий по проведению работ по устранению нарушений санитарного законодательства в МКОУ в течение трех календарных месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает, что заявленные Управлением Роспотребнадзора исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к <адрес> <адрес> и администрации <адрес> Республики Дагестан удовлетворить.
Признать действие <адрес> в части нарушения требований (п.5. 19.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», и СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» противоправными.
Обязать <адрес> в течение шести месяцев календарного года со дня вступления решения суда в законную силу: В здании школы оборудовать медицинский кабинет (п.5. 19.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10);
в помещениях начальных классов оборудовать умывальные раковины (п.4.27 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10);
объёмно планировочные и конструктивные решения помещений для организации общественного питания привести в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, исключающие встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды (п.2.5 СанПин 2.4.5 2409-08);
при обеденном зале установить достаточное количество раковин для мытья рук учащихся, в соответствии с требованиями п.3.4 СанПин 2.4.5 2409-08), то есть установить дополнительно две раковины.
Обязать Администрацию <адрес> РД в течение трех календарных месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства в <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий- А.М.Магдуев
Мотивированное решение составлено 29 июня 2020 года.