66RS0006-01-2019-000760-70
2а-1270/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2019 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Ярмушевой Р. Ф., с участием старшего помощника прокурора Курочкиной В. А., административного ответчика Матросова О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Матросову О. А. о прекращении действия специального права на управление транспортными средствами и изъятии водительского удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Матросову О. А. о прекращении действия специального права на управление транспортными средствами, обязании Управление ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области изъять водительское удостоверение серия и < № >, выданное 11.09.2014, указав, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Матросов О. А., < дд.мм.гггг > года рождения, имеющий право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения < № > категории «В, В1, С, С1», выданного 11.09.2014, имеет медицинские противопоказания для управления транспортным средством. По данным ГАУЗ СО «Областная наркологическая больница», Матросову О. А. установлен диагноз «< данные изъяты >», отсутствует стойка подтвержденная ремиссия. Матросов О. А. взят под диспансерное наблюдение в учреждении после стационарного лечения в июне 2016 года, последнее посещение врача психиатра-нарколога было в октябре 2017 года. В силу действующего законодательства наличие < данные изъяты > и отсутствие у Матросова О. А. стойкой подтвержденной ремиссии является противопоказанием к управлению транспортным средством, в связи с чем действие его права управления транспортными средствами подлежит прекращению. Управление транспортным средством лицом, страдающим < данные изъяты >, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, причинению имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства. Указанные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд с настоящим исковым заявлением в силу ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Курочкина В. А. заявленные требования и доводы административного искового заявления поддержала.
Ответчик Матросов О. А. в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что диагноз установлен в мае 2016 года, последнее употребление < данные изъяты > было в ноябре 2016 года, после этого регулярно посещал врача психиатра-нарколога, за это время имеется подтвержденная ремиссия. Поскольку через полгода период ремиссии составит 3 года, в настоящее время нецелесообразно прекращение права управления транспортными средства. Кроме того, транспортных средств в собственности не имеется, управление транспортными средствами не осуществляется, водительское удостоверение не сдано.
Представитель заинтересованного лица Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л. д. 23), о причинах неявки суд не уведомлен.
С учетом мнения прокурора, административного ответчика суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав объяснения прокурора, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Реальная опасность причинения вреда при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 5 указанного Федерального закона).
Согласно п. п. 1, 6 ст. 23 названного Федерального закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Таким образом, одним из условий допуска лица к управлению транспортными средствами является отсутствие у него медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу п. п. 1, 4 ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно п. 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Данным Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, также установлено, что управление транспортными средствами не допускается при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией (допускается лишь при стойкой ремиссии).
В соответствии с п. п. 2, 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30.12.2015 №1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 - F1х.2).
Из материалов дела установлено, что Матросову О. А., < дд.мм.гггг > года рождения, ГИБДД 6608 11.09.2014 выдавалось водительское удостоверение серия и < № > сроком до 11.09.2024 на право управления транспортными средствами категории «В, В1, С, С1» (л. д. 9).
Из сообщения ГАУЗ СО «Областная наркологическая больница» от < дд.мм.гггг > следует, что Матросов О. А., < дд.мм.гггг > года рождения, взят под диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога ГАУЗ СО «Областная наркологическая больница»после стационарного лечения в июне 2016 года с диагнозом: < данные изъяты >. О необходимости дальнейшего наблюдения Матросов О. А. был проинформирован в стационаре. С августа 2016 г. по октябрь 2018 г. пациент посещал врача психиатра-нарколога регулярно, проходил курсы поддерживающего лечения и амбулаторный курс в ноябре 2016 г. с целью купирования < данные изъяты >. Последнее посещение врача психиатра-нарколога в октябре 2018 г. (продолжительность объективно подтвержденной ремиссии составила 1 год 11 месяцев). Однако, имеется подтвержденный факт активного употребления ПАВ менее 3 лет назад (в ноябре 2016 года). Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604, лица, страдающие заболеванием Синдром зависимости вследствие употребления психоактивных веществ, допускаются к управлению транспортным средством только после прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией. Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 №1034н, решение о прекращении диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией принимает врачебная комиссия при наличии ремиссии не менее трех лет, подтвержденной регулярными врачебными осмотрами и результатами лабораторных, инструментальных исследований и психопатологических обследований. Наличие синдрома зависимости < данные изъяты > и отсутствие у пациента Матросова О. А. стойкой подтвержденной ремиссии является противопоказанием к управлению транспортным средством (л. д. 7).
При установлении обстоятельств, препятствующих управлению гражданином транспортными средствами, продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Ответчиком Матросовым О. А. наличие у него заболевания, препятствующего возможности управлению транспортными средствами, и отсутствие заключения врачебной комиссии о снятии с диспансерного учета не оспаривается, водительское удостоверение не сдано.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения действия права Матросова О. А. на управление транспортными средствами в связи с наличием заболевания, препятствующего возможности управления транспортным средством, при отсутствии требуемой в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами стойкой ремиссии.
В силу п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
На основании п. 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
На Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности: участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению (подп. «е, т» п. 11 Положения).
Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом (подп. «и» п. 12 Положения).
При наличии установленных судом медицинских противопоказаний к управлению Матросовым О. А. транспортным средством, имеются основания для изъятия у него сотрудниками Госавтоинспекции водительского удостоверения серия и < № >, выданного 11.09.2014.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, на основании абз. 10 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., < ░░.░░.░░░░ > ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ < № >, ░░░░░░░░░ 11.09.2014.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.04.2019.
░░░░░