Судья Аббазова А.В. № 33-12288/2021, А-2.209
24RS0054-01-2020-000782-78
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Елисеевой А.Л.
судей Лоншаковой Е.О., Абрамовича В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лоншаковой Е.О.,
гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 32441, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих,
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ - Петренко В.В.,
по апелляционной жалобе командира войсковой части 32441 - Драй Ю.В.,
на решение Ужурского районного суда Красноярского края от 14 мая 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 32441, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих удовлетворить частично.
Запретить Министерству обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 32441 эксплуатацию казармы (Красноярский край, ЗАТО <адрес>, в/ч 32441, строение <адрес>), солдатского клуба (Красноярский край, ЗАТО <адрес>, в/ч 32441, строение <адрес>), пожарного депо (Красноярский край, ЗАТО <адрес>, в/ч 32441, строение <адрес>), материально-технического склада (Красноярский край, ЗАТО <адрес>, в/ч 32441, строение <адрес>), принять меры к консервации зданий.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать работу по проведению инструментального обследования казармы (Красноярский край, ЗАТО <адрес>, в/ч 32441, строение 42), пожарного депо (<адрес>, ЗАТО <адрес>, в/ч 32441, строение №), материально-технического склада (Красноярский край, ЗАТО <адрес>, в/ч 32441, строение <адрес>) войсковой части 32441 на территории военного городка № 1 (ЗАТО п<адрес> Красноярского края) на предмет соответствия строительных нормам и правилам в течение 4-х (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части заявленных требований и к остальным ответчикам отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681, обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, Департаменту строительства Министерства обороны РФ, командиру войсковой части 32441, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки военным прокурором установлено, что здания и сооружения военного городка № 1 расположены по адресу: Красноярский край, ЗАТО <адрес>, на территории которого дислоцируется войсковая часть 32441. Эксплуатирующей организацией является жилищно-коммунальная служба № 14 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны (по РВСН). В ходе надзорных мероприятий установлено, что в 2017-2019 годах при комиссионном осмотре технического состояния зданий военного городка № 1, проведенной должностными лицами войсковой части 32441 и специалистами ЖКС № 14 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по РВСН) четыре здания войсковой части 32441 признаны аварийными (предаварийными), а именно: казарма (по генеральному плату № <адрес>), солдатский клуб (по генеральному плану № <адрес>), пожарное депо (по генеральному плату № <адрес>), материально-технический склад (по генеральному плану № <адрес>). Указанные здания имеют многочисленные дефекты, они были включены в заявочные планы текущего и капитального ремонта в 2017-2019 годы и в заявочный план по капитальному ремонту (реконструкции) зданий и сооружений военных городков Министерства обороны РФ и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны РФ по Центральному военному округу на 2018 год, утвержденного командующим Центрального военного округа 27 декабря 2017 года. Между тем, несмотря на принимаемые командованием войсковой части 32441 меры по включению вышеуказанных зданий в титул капитального ремонта в 2017-2019 годы, указанные здания не были включены в титул капитального ремонта. В связи с чем, согласно вышеуказанным актам четыре указанных здания требуют проведения инструментального обследования специализированной организацией и капитального ремонта. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, расквартирование и обустройство войск, управление и распоряжение жилищным фондом, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт имущества. Приказом Минобороны России от 14 мая 2014 года № 300 утверждено Положение о Департаменте строительства Минобороны России, пунктом 7 которого определены основные задачи Департамента, такие как осуществление перспективного и текущего планирования объемов государственных капитальных вложений и бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования расходов на проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, покупку жилых помещений, территориальное планирование и планировку территорий. Таким образом, обязанность по организации работы на проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, в данном случае, на осуществление инструментального обследования возложена на Департамент строительства Минобороны России.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 28 октября 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. ГОСТ 31937-2011, истец, с учетом уточнений, принятых к производству суда определением от 11 марта 2021 года, и частичным отказом от исковых требований, принятых судом определением от 14 мая 2021 года, просит:
- запретить Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, командиру войсковой части 32441 эксплуатацию 4-х аварийных зданий, а именно казармы (по генеральному плану №), солдатского клуба (по генеральному плану №), пожарного депо (по генеральному плану №а), материально-технического склада (по генеральному плану №), принять меры по консервации указанных зданий в целях предотвращения возможной гибели и травматизма военнослужащих;
- обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент строительства Минобороны России в течение 4-х месяцев организовать работу по проведению инструментального обследования 3-х зданий по генеральному плану №№, 49а, 79) войсковой части 32441 на территории военного городка № (ЗАТО <адрес> Красноярского края) на предмет соответствия строительным нормам и правилам;
- по результатам обследования 4-х зданий (по генеральному плану №№, 45, 49а, 79) войсковой части 32441, расположенных на территории военного городка № (ЗАТО <адрес> Красноярского края), обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент строительства Минобороны России в течение 6 месяцев провести в них капитальный ремонт (реконструкцию) путем заключения соответствующего государственного контракта.
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ – Петренко В.В. просит отменить решение как незаконное и необоснованное. Указывает, что спорные объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, а также за войсковой частью 32441. Полагает, что в данном случае гражданско-правовая ответственность возлагается на юридические лица, в оперативном управлении которых спорные здания находятся и которые в силу закона обязаны нести бремя содержания, принадлежащего им имущества, в том числе обеспечивать пожарную безопасность объекта защиты. Также указывает, что судом не установлены фактические и правовые основания возникновения у ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ обязанности по проведению инструментального обследования спорных объектов недвижимого имущества. Отмечает, что из содержания решения суда не следует указаний на конкретную норму материального права, которая была нарушена Министерством обороны РФ по отношению к лицам, отнесенным военным прокурором к неопределенной категории. Кроме того, судом при принятии иска не учтены положения приказа Министра обороны РФ 2015 года № 047, определяющего порядок учета личного состава Вооруженных Сил РФ. Каждый командир воинской части Вооруженных Сил РФ располагает пофамильными сведениями о личном составе подразделения. Таким образом, оснований полагать, что настоящее исковое заявление подано военным прокурором в интересах неопределенного круга лиц является необоснованным и противоречит требованиям ст.ст. 45, 131 ГПК РФ. Полагает, что суд должен был установить отсутствие полномочий военного прокурора гарнизона на обращением с настоящим иском в суд. Указывает, что при разрешении настоящего спора к участию в деле не привлечены директор ДЭС, а также ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа».
В апелляционной жалобе командир войсковой части 32441 – Драй Ю.В. просит отменить решение как незаконное и необоснованное. Полагает, что ФКУ «Войсковая часть 32441» и Жилищно-коммунальную службу № 14 нельзя отнести к специализированным организациям, оснащенным современной приборной базой и имеющих в своем штате высококвалифицированных специалистов. Обращает внимание суда на то, что при составлении актов осмотров указанных зданий осмотр проводится только визуально и какие-либо необходимые приборы не применялись, расчеты не производились. Полагает, что суд без достаточных доказательств наложил запрет на эксплуатацию пожарного депо и материально-технического склада. Отмечает, что отменять запрет на эксплуатацию зданий необходимо как Министерству обороны РФ, так и командиру войсковой части 32441, так как в противном случае окончательное решение будет неисполнимое, в связи с тем, что командир войсковой части 32441 является воинским должностным лицом в структуре Министерства обороны РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерства обороны РФ представитель ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России – Филиппова Е.В., заместитель военного прокурора – Кольцов К.В. просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу командира войсковой части старший помощник военного прокурора – Мамазиев Р.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание явились представитель войсковой части 32441 – Загребанцев Д.В., в деле принимают участие посредством видеоконференц-связи военный прокурор Диденко А.В., иные лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания: представители войсковой части 56681, Министерства обороны РФ (уведомление о вручении), Департамента строительства министерства обороны РФ (уведомление о вручении), ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России (уведомление о вручении), в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Войсковой части 32441 – Загребанцева Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, военного прокурора, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое здание «казарма», расположенное по адресу: Красноярский край, ЗАТО <адрес>, строение №, нежилое здание «солдатский клуб», расположенное по адресу: <адрес>, ЗАТО <адрес>, строение <адрес>, нежилое здание «пожарное депо», расположенное по адресу: Красноярский край, ЗАТО <адрес>, строение №, нежилое здание «материально-технический склад», расположенное по адресу: Красноярский край, ЗАТО <адрес>, строение №, находится в Федеральной собственности и переданы в оперативное управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Из актов ежегодных осмотров казарменно-жилищного фонда проводимых 19 апреля 2017 года, 20 сентября 2017 года, от 02 апреля 2018 года, 17 сентября 2018 года, 25 марта 2019 года, 20 марта 2020 года, утвержденных командиром войсковой части 32441, следует, что по результатам указанных осмотров установлено, что казарма-строение <адрес> имеет много численные дефекты фундамента (разрыв и выступ железобетонного цоколя), наружных стен (выветривание швов, искривление отельных участков, наличие трещин), фасадов (повреждение окрасочного слоя), перегородок (повреждение окрасочного слоя, трещины), окон (повреждение оконных блоков, остекленения), отмостки (разрушение бетона и отслоение от фундамента), системы отопления (радиаторы), системы ХВС и канализации (имеются следы коррозии), отсутствие системы автоматического пожаротушения. По результатам осмотров комиссией делались выводы о наличии признаков аварийного состояния здания и необходимости проведения инструментального обследования комплексом «Стрела-П».
Из актов ежегодных осмотров солдатского клуба проводимых 20 сентября 2017 года, 03 апреля 2018 года, 18 сентября 2018 года, 27 марта 2019 года, 23 марта 2020 года, утвержденных командиром войсковой части 32441, следует, что по результатам указанных осмотров выявлены многочисленные дефекты наружных стен (выветривание швов, трещины, частичное разрушение версты кирпичной кладки), внутренних стен (трещины), кровли (расслоение и повреждение кровельного покрытия, водосливов, цементно-песчаной стяжки), потолка (следы дождевых и талых вод), отмостки (разрушение бетонного слоя), канализации (следы коррозии, засоры труб), системы отопления и ГВС, электрооборудования, отсутствие пожарной сигнализации. По результатам осмотров комиссией делались выводы о наличии признаков аварийного состояния здания и необходимости проведения инструментального обследования комплексом «Стрела-П».
Из актов ежегодных осмотров пожарного депо проводимых 02 февраля 2017 года, от 24 сентября 2018 года, 02 апреля 2019 года, 30 марта 2020 года, утвержденных командиром войсковой части 32441, следует, что по результатам указанных осмотров выявлены дефекты отмостки (разрушение бетонного слоя отдельных участков), кровли (наличия повреждений мягкой кровли 353,4 кв.м.), перекрытия (следы биопоражения потолка, отслоение окрасочного слоя), стен наружных (выветривание швов, трещины, частичное разрушение наружной версты кирпичной кладки), кирпичных перегородок (трещины), полов (повреждение красочного покрытия, требуется замена полов), перегородок (следы биопоражения стен, отслоение окрасочного слоя), окон (повреждения деревянных элементов оконных блоков), системы отопления и ГВС (следы коррозии, хомуты), системы ХВС, отсутствие пожарной сигнализации. По результатам осмотров комиссией делались выводы о наличии признаков аварийного состояния здания и необходимости проведения инструментального обследования комплексом «Стрела-П».
Из актов ежегодных осмотров склада МТ проводимых 16 октября 2017 года, от 21 сентября 2018 года, 02 апреля 2019 года, 27 марта 2020 года, утвержденных командиром войсковой части 32441, следует, что по результатам указанных осмотров выявлены дефекты отмостки (нарушение целостности), наружных стен (выветривание швов, трещины), перегородки (трещины), фасада (смывание наружного слоя фасада), полов (растрескивание и частичное удаление бетонного покрытия), окон (частичное расслоение и загнивание рам), системы отопления (протекания, хомуты), отсутствие пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения. По результатам осмотров комиссией делались выводы о наличии признаков аварийного состояния здания и необходимости проведения инструментального обследования комплексом «Стрела-П».
В соответствии с приказом начальника Красноярского территориального гарнизона от 22 мая 2014 года № 21 «О внесении изменений в приказ начальника Ужурского гарнизона № от 16.12.2013 «О закреплении казарменно-жилищного фонда, расположенного на территории Ужурского гарнизона за войсковой частью 32441», в соответствии с приказом начальника Ужурского местного гарнизона от 22 октября 2018 года № 39 «О закреплении казарменно-жилищного и специализированного фондов войсковой части 32441 в 2019 году» солдатский клуб №, казарма №, пожарное депо №а, материально-технический склад № закреплены за казарменно-жилищным фондом военного городка № за командирами воинских частей и подразделений войсковой части 32441.
Актом № 1224 от 03 июля 2018 года приемки-сдачи казарменно-жилищного фонда на территории военного городка ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России сдало, а войсковая часть 32441 приняла казарменно-жилищный фонд согласно прилагаемой к акту описи, в том числе материально-технический склад №, солдатский клуб №, пожарное депо №а, казарму №.
Приказом начальника Ужурского местного гарнизона № 2 от 18 января 2017 года «Об организации эксплуатации зданий и сооружений войсковой части 32441, имеющих визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов» командир войсковой части 32441 назначен о лицом, ответственным за эксплуатацию зданий и сооружений, имеющих визуальные признаки аварийного (предавариного) состояния конструктивных элементов: казармы № № и пожарного депо № №.
На основании приказа начальника Ужурского местного гарнизона № 5 от 06 февраля 2017 года «Об удалении личного состава и материальных ценностей из зданий войсковой части 32441, имеющих визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов» с 03 февраля 2017 года командованию войсковой части 32441 приказано организовать удаление личного состава и материальных ценностей из здания, имеющего визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов – из казармы №.
На основании приказа командира войсковой части 32441 № 639 от 19 апреля 2017 года «Об удаленности личного состава и материальных ценностей из зданий войсковой части 32441, имеющих визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов» с 18 апреля 2017 года приказано организовать удаление личного состава и материальных ценностей из здания солдатского клуба по генеральному плану №, имеющего визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов, организовать осмотр объекта 2 раза в сутки.
Приказом командира войсковой части 32441 от 23 января 2018 года № 110 «Об организации эксплуатации зданий и сооружений войсковой части 32441, имеющих визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов» назначено ответственное лицо за эксплуатацию материально-технического склада №, имеющего визуальные признаки аварийного (предаварийного) состояния конструктивных элементов (установление наблюдения, документальное фиксирование дефектов и повреждений).
Командиром войсковой части 32441 принимались меры к оказанию содействия в обследовании строительных конструкций зданий (письмо от 04 февраля 2017 года начальнику ГУ МЧС России по Красноярскому краю), в принятии мер по включению в титульный план капитального ремонта 2017 года казармы № и пожарного депо №а (письмо от 06 февраля 2017 года начальнику филиала Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций, письмо от 06 февраля 2017 года начальнику управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Центрального военного округа, письмо от 06 февраля 2017 года командиру войсковой части 77087-И, письмо от 06 февраля 2017 года начальнику 468 отделения (территориального) эксплуатации и контроля за оказанием услуг), иные.
Заявка на капитальный ремонт объектов войсковой части 32441 № (казарма), № (солдатский клуб), № (пожарное депо) и № (материально-технический склад) на 2020 год утверждена командиром войсковой части 04 октября 2019 года. Аналогичным образом командиром утверждались заявки на 2018 и 2019 годы.
Материально-технический склад №, солдатский клуб №, казарма №, пожарное депо №а включены в заявочный план по капитальному ремонту (реконструкции) зданий и сооружений военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу на 2018 год, утвержденного командующим войсками Центрального военного округа 27 декабря 2017 года.
В отношении здания солдатского клуба по адресу: Красноярский край, ЗАТО <адрес>, войсковая часть 32441, стр. 45, в материалы дела представителем ответчика командира войсковой части 32441 представлено техническое заключение по результатам инженерного обследования строительных конструкций, выполненное ООО «Архитектурно-строительная группа» в 2021 году, по результатам которого сделаны следующие выводы: техническое состояние (с точки зрения несущей способности и устойчивости) обследованных несущих конструкций оценивается как аварийное. Степень повреждения конструкций V, снижение несущей способности 60%. При обследовании конструкций здания выявлены повреждения и деформации, свидетельствующие о снижении несущей способности и опасности обрушения здания, дальнейшая эксплуатация невозможна. Конструкции подлежат разборке. Необходимо предусмотреть ограждение опасных зон. Указанное техническое заключение выполнено Обществом, являющегося членом саморегулируемой организации Ассоциации «Объединение градостроительных проектных организаций».
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст.ст. 209, 210, 296, 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», ст.ст. 5.1, 7 Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст.ст. 7, 36 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.ст. 55.24, 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 79-ФЗ «О статусе военнослужащих», учитывая пп. 52, 68, 71 п. 7, пп. 33 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», учитывая п.п. 5.1.1 – 5.1.3, 5.1.5, 5.1.7, 5.1.15 ГОСТ 31937-2011, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения на
Министерство обороны РФ обязанности организовать работу по проведению инструментального обследования казармы, пожарного депо, материально-технического склада войсковой части 32441 и установления запрета Министерству обороны РФ, командиру войсковой части 32441 эксплуатировать здания казармы, пожарного депо, материально-технического склада, солдатского клуба.
При этом суд исходил из того, что Министерство обороны РФ как собственник имущества несет бремя его содержания, и установив, что здание казармы, пожарного депо, материально-технического склада, солдатского клуба находятся в аварийном состоянии, чем создается угроза жизни и здоровью военнослужащих военного городка, возложил на Министерство обороны РФ обязанность провести инструментальное обследование трех зданий, а также запретил Министерству обороны РФ, командиру войсковой части 32441 эксплуатацию четырех зданий.
Также суд обоснованно возложил запрет по использованию четырех зданий на командира войсковой части 32441, поскольку именно командованием войсковой части непосредственно осуществляется эксплуатация спорных зданий.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы жалоб о недоказанности факта аварийного состояния зданий пожарного депо и материально-технического склада, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку факт аварийного состояния зданий пожарного депо и материально-технического склада подтвержден актами ежегодных осмотров, которые утверждены командованием войсковой части, что является надлежащим доказательством по делу.
При этом ответчиками каких-либо доказательств опровергающих выводы, изложенные в указанных актах, об аварийности зданий не опровергли.
Напротив, при наличии аналогичных актов обследования в отношении здания солдатского клуба была проведена экспертиза, которой лишь подтверждены сведения отраженные в ежегодных актах осмотров.
Ходатайств о назначении по делу строительных экспертиз для опровержения сведений изложенных в актах, ответчиками не заявлялось.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о возложении на Министерство обороны РФ, войсковой части 32441 обязанности по консервации зданий казармы, солдатского клуба, пожарного депо, материального технического склада.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при необходимости прекращения работ по осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Согласно пункту 2 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 802 (далее - Правила), решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
В случаях, указанных в пункте 2 Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 14 Правил решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что здания казармы, пожарного депо, материально-технического склада, солдатского клуба в силу их аварийного состояния представляют опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, между тем доказательств того, что безопасность неопределенного круга лиц может быть обеспечена исключительно консервацией указанных зданий, прокурором не доказано.
Между тем, собственник, реализуя свои права на имущество, вправе уничтожить аварийное здание, не создавая при этом угрозы жизни и здоровью третьих лиц.
Необходимость сохранения спорных зданий прокурором не доказана, между тем консервация зданий, с учетом приведенных положений закона, может быть осуществлена только в случае необходимости сохранения зданий, а также в случае приостановления их реконструкции или капитального ремонта на срок более 6 месяцев.
При таких обстоятельствах оснований для возложения на ответчиков обязанности по консервации зданий судебная коллегия не усматривает, учитывая, что прокурор не привел каких-либо доводов подтверждающих необходимость применения таких мер в интересах неопределенного круга лиц, при таких обстоятельствах решение в указанной части подлежит отмене, с вынесением нового решения, об отказе в удовлетворении указанных требований.
Кроме того, судебная коллегия, принимая во внимание, что основанием для установления запрета на эксплуатацию зданий является их аварийное состояние, считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием об установлении запрета на эксплуатацию здания до проведения инструментального обследования указанных объектов недвижимости и устранения аварийного состояния конструкций зданий, поскольку необходимость таких мер отпадет в случае устранения аварийности зданий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчиков обязанности по капитальному ремонту ( реконструкции) зданий материально-технического склада, казармы, пожарного депо, солдатского клуба, суд обоснованно исходил из того, что необходимость, а также возможность проведения такого ремонта истцом не доказана.
Решение в указанной части не обжалуется, поэтому в силу ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора полномочий на обращение с настоящим иском в суд, судебная коллегия находит несостоятельными, в силу следующего.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Из установленных обстоятельств пояснений сторон следует, что здания казармы, солдатского клуба расположены на территории войсковой части, куда имеют доступ все жители военного городка, а также его посетители, а в здание пожарного депо и материального-технического склада, в связи с производственной необходимостью, имеет доступ гражданский персонал части.
При этом из актов осмотра технического состояния зданий, следует, что они находятся в аварийном состоянии, что свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья не только военнослужащих, но и гражданского персонала, в связи с чем исковое заявление предъявлено военным прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обоснованно.
Доводы представителя Министерства обороны РФ о необходимости привлечения к участию в рассмотрении спора директора ДЭС, а также ФКУ «Объеденное стратегическое командование Центрального военного округа», судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку принятым по делу решением вопрос о правах и обязанностях указанных лиц, и в частности вопрос о возложении обязанностей по проведению текущего ремонта, не разрешался.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ужурского районного суда Красноярского края от 14 мая 2021 года изменить, дополнив указанием об установлении запрета Министерству обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 32441 эксплуатировать казармы, солдатский клуб, пожарное депо, материально-технический склад до проведения инструментального обследования указанных объектов недвижимости и устранения аварийного состояния конструкций зданий.
Это же решение в части возложения обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, командира войсковой части 32441 по консервации зданий казармы, солдатского клуба, пожарного депо, материально-технического склада отменить.
В удовлетворении исковых требований военного прокурора 22 военной прокуратуры армии к Министерству обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 32441 по консервации зданий казармы, солдатского клуба, пожарного депо, материально-технического склада отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 32441 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: