№12(1)-70/2018
РЕШЕНИЕ
29 июня 2018г. г.Бузулук
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Дегтяревой И.В.
при секретаре Раевских М.Н.
с участием защитника ПАО «Оренбургнефть» Паниной М.П.
представителя должностного лица Гранкина А.А. – Уварова С.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Публичного акционерного общества «Оренбургнефть» Паниной М.П. на постановление № врио. начальника ОГИБДД МО МВД России «Бузулукский» Гранкина А.А. от ** ** **** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.21.1 ч.10 КоАП РФ вынесенного в отношении юридического лица ПАО «Оренбургнефть»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио. начальника ОГИБДД МО МВД России «Бузулукский» Гранкина А.А. от ** ** **** юридическое лицо ПАО «Оренбургнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.21.1 ч.10 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
Не согласившись с вынесенным постановлением, считая его незаконным и необоснованным, защитник ПАО «Оренбургнефть» Панина М.П. обратилась в суд с жалобой, в обоснование доводов указывает, что КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным лицом законным представителем, в качестве защитника. Если в материалах дела нет подтверждения получения законным представителем юридического лица извещения о дате, времени и месте составления протокола и при его составлении участвует не законный представитель юридического лица (руководитель), а представитель с общей доверенностью, который законным представителем юридического лица не является то постановление о назначении административного наказания подлежит отмене. Общество было извещено о составлении протокола на ** ** **** однако фактически протокол был составлен ** ** **** Извещение о составлении протокола ** ** **** в материалах дела отсутствует, равно как и доказательства его (извещения) направления Обществу. Протокол по делу об административном правонарушении составленный при отсутствии доказательств надлежащего извещения законного представителя, не может быть признан доказательством по делу и теряет свою юридическую силу как процессуальный документ.
Указывает, что из материалов дела и из обжалуемого постановления не следует, как выявлено и чем зафиксировано превышение допустимой массы транспортного средства, когда и каким измерительным прибором было осуществлено взвешивание транспортного средства, отсутствуют сведения о соответствии весового оборудования, установленным метрологическим и техническим требованиям. Также постановление не содержит указание на контрольный пункт, на котором происходило взвешивание транспортного средства и отвечает ли он установленным требованиям.
Просит суд, отменить постановление № врио.начальника ОГИБДД МО МВД России «Бузулукский» от ** ** **** производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник Панина М.П. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Представитель должностного лица Гранкина А.А., действующий по доверенности Уваров С.Б. в судебном заседании указывая на законность и обоснованность постановления, просил жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав участвующих лиц, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п.23.5 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
В силу п.5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011г. №272 под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно Приложению №1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно Приложению №2.
Тяжеловесное транспортное средство может считаться таковым как в силу конструктивных и технических характеристик самого транспортного средства, так и в связи с осуществлением перевозки тяжеловесного груза. При этом для отнесения транспортного средства или груза к категории тяжеловесного необходимо соблюдение следующих условий: масса транспортного средства без груза или с грузом должна превышать допустимые массы транспортных средств и (или) нагрузки на ось такого транспортного средства должны превышать допустимые осевые нагрузки транспортных средств.
Согласно ч.2 ст. 31 Закона №257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В соответствии с ч.12 ст.11 ФЗ от 08.11.2007г. №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки грузки. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
В соответствии с п.53,54 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011г. №272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" при перевозке груза в таре или упаковке, а также штучных грузов их масса определяется грузоотправителем с указанием в транспортной накладной количества грузовых мест, массы нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеров (высота, ширина и длина) в метрах, объема грузовых мест в кубических метрах.
Масса груза определяется одним из способов: взвешивание; расчет на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации на него.
Согласно пункту 73 Правил №272 при перевозке груза навалом, насыпью, наливом или в контейнерах его масса определяется грузоотправителем и при приеме груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной.
Должностным лицом ИДПС ОГИБДД МО МВД «Бузулукский» установлено, что ** ** **** на а/д <адрес> водитель Попов В.А. управляя транспортным средством «<данные изъяты>, допустил нарушение п.23.5 ПДД РФ и требования п.2 ч.1 ст.31 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», а также Приложения к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011г. №272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", а именно перевозил тяжеловесный груз «нефть сырая» ТТН №, масса которого <данные изъяты> тонн, общая масса с грузом <данные изъяты> тонн, что на <данные изъяты>% превышает разрешенную максимальную массу <данные изъяты> тонны, без специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза.
В отношении водителя Попова В.А. ** ** **** составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Факт перевозки обществом без специального разрешения с превышением предельно допустимой массы установлен административным органом в соответствии с пунктом 73 Правил №272 на основании данных, отраженных в товарно-транспортной накладной, свидетельствах о регистрации транспортных средств, путевом листе.
Исходя из Свидетельств о регистрации транспортного средства и полуприцепа, масса транспортного средства <данные изъяты> без нагрузки составляет <данные изъяты> тонн, масса полуприцепа <данные изъяты> тонн.
Согласно товарно-транспортной накладной № от ** ** **** грузоотправитель <данные изъяты> месторождение ПАО «Оренбургнефть» осуществил погрузку на автомобиль <данные изъяты> нефти сырой массой <данные изъяты> тонн, а водитель принял груз в количестве <данные изъяты>, в условиях перевозки указана аналогичная масса.
Таким образом установлено, что автопоезд состоит из седельного тягача <данные изъяты>, имеющего три оси, и полуприцепа <данные изъяты> также имеющего две оси. Следовательно, по Приложению №предельно допустимой массой автопоезда с грузом является <данные изъяты> тонн.
Общая масса автопоезда с грузом составила <данные изъяты> тонн, что превышает допустимую массу на <данные изъяты> тонн или <данные изъяты> %.
Допущенная инспектором ДПС в протоколе и постановлении об административном правонарушении от ** ** **** ошибка при арифметическом расчете общей массы автопоезда <данные изъяты> тонн, правовых последствий для изменения квалификации статьи или освобождения юридического лица от ответственности не имеется.
Указанное нарушение может быть устранено судом на настоящей стадии производства по делу, учитывая, что изменение в этой части не повлечет ухудшения правового положения лица, в отношении которого вынесено указанное постановление.
В подтверждение, что юридическое лицо ПАО "Оренбургнефть" допустило административное правонарушение, предусмотренное ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, судом принимаются во внимание в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении № от ** ** **** составленный в отношении ПАО "Оренбургнефть" по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ; рапорт инспектора ДПС о выявленном правонарушении от ** ** ****; протокол об административном правонарушении от ** ** **** в отношении водителя П. по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ; путевой лист грузового автомобиля № от ** ** **** товарно-транспортная накладная № от ** ** **** объяснения водителя П. Перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ПАО "Оренбургнефть" в совершении данного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют сведения и доказательства, подтверждающие невозможность со стороны общества получить соответствующее разрешение, принять меры по осуществлению контроля веса перевозимых грузов.
Одним из доводов защитника ПАО «Оренбургнефть» указано, что должностным лицом при производстве по делу допущено существенное нарушение процессуальных требований, выразившееся в составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания при отсутствии надлежащего извещения законного представителя юридического лица.
Между тем с доводом защитника нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса.
Исходя из положений ст.28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом в силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
При этом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ).
В материалах дела имеется извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления, адресованное генеральному директору ПАО «Оренбургнефть» Х., направленное по месту нахождения юридического лица: <адрес>, отправленное заказным письмом с уведомлением, имеющим почтовый идентификатор №
Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ПАО «Оренбургнефть» получило извещение ** ** ****
Получение данного извещения в ходе производства по делу не оспаривали.
Избранный должностным лицом административного органа способ направления извещения законному представителю ПАО «Оренбургнефть» не противоречит положениям ч.1 ст. 25.15 КоАП РФ, согласно которым извещение может быть направлено с использованием средств связи, перечисленных в указанной норме, а также иных средств связи и доставки.
Поступление извещения по месту нахождения юридического лица ПАО «Оренбургнефть» для передачи генеральному директору общества Х. обеспечило законному представителю реальную возможность получить данное извещение и реализовать свое право на участие в составлении протокола об административном правонарушении через специально уполномоченное на то лицо, по доверенности выданная на К.
Должностным лицом административного органа были приняты необходимые меры к надлежащему извещению законного представителя юридического лица о месте и времени составления протокола и вынесения постановления.
Таким образом, нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении общества не допущено.
Обстоятельств, указанных в ст.24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
При указанных обстоятельствах, постановление должностного лица является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ № ░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ** ** **** ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.12.21.1 ░.10 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.