Председательствующий – Сабаева Л.С.
дело № 33-138
номер дела в суде первой инстанции 2-1751/2022
УИД 02RS0001-01-2022-005357-26
строка статистической отчетности 2.211
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 марта 2023 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Кокшаровой Е.А.,
судей – Шнайдер О.А., Плотниковой М.В.,
при секретаре – Казаниной Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Тарских Виктора Леонидовича – Булыгина Степана Александровича на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 30 ноября 2022 года, которым
исковое заявление исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – Администрации г. Горно-Алтайска удовлетворено в части, встречное исковое заявление Тарских Виктора Леонидовича оставлено без удовлетворения.
Изъят для муниципальных нужд земельный участок общей площадью 654 кв.м., земли населенных пунктов, кадастровый номер №, разрешенное использование: для размещения и обслуживания жилого дома, местоположение: <адрес> и объект недвижимого имущества, расположенный на указанном земельном участке – жилой дом, площадью 36,8 кв.м, кадастровый номер №, местоположение: <адрес>, принадлежащие на праве собственности Тарских Виктору Леонидовичу.
Прекращено право собственности Тарских Виктора Леонидовича на указанные объекты недвижимости.
Предоставлено Тарских Виктору Леонидовичу возмещение за изымаемый земельный участок в размере 3445272 рублей.
Снят с кадастрового учета объект недвижимого имущества: жилой дом, площадью 36,8 кв.м, кадастровый номер №, местоположение: <адрес>
Признано право собственности ООО «Строительное управление № 1» на земельный участок общей площадью 654 кв.м., земли населенных пунктов, кадастровый номер № разрешенное использование: для размещения и обслуживания жилого дома, местоположение: <адрес>
Отказано исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления – Администрации г. Горно-Алтайска в удовлетворении требования о предоставлении Тарских Виктору Леонидовичу возмещения за изымаемые объекты недвижимости в заявленном размере.
Указано, что решение суда является основанием для регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок за ООО «Строительное управление № 1» в Едином государственном реестре недвижимости.
Заслушав доклад судьи Плотниковой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – администрация г. Горно-Алтайска обратилась в суд с иском к Тарских В.Л. об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности, предоставлении возмещения за изымаемый объект недвижимости, снятии с кадастрового учета, признании права собственности на земельный участок за ООО «Строительное управление №1». Исковые требования мотивированы тем, что органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, утвержден проект планировки и проект межевания территории, границы которого пересекаются с земельным участком ответчика. По результатам торгов между администрацией г. Горно-Алтайска и ООО «Строительное управление №1» заключен договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления. Ответчику направлено уведомление об изъятии земельного участка и расположенного на нем жилого дома. Истцом проведена независимая оценка недвижимости, жилой дом на спорном земельном участке отсутствует, был подготовлен проект соглашения об изъятии земельного участка, направлен ответчику. Письмо вернулось без вручения, соглашение об изъятии не заключено.
В ходе рассмотрения дела ответчиком Тарских В.Л. предъявлен встречный иск к исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления – администрации г. Горно-Алтайска о признании незаконным распоряжения Администрации г. Горно-Алтайска от 29.03.2022 г. № 292-р об изъятии земельного участка. В обоснование встречного иска указано, что оспариваемым распоряжением администрация г. Горно-Алтайска действует преимущественно в целях получения выгоды частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества. Строительство многоквартирного дома является исключительно частным проектом, направленным на извлечение прибыли, в связи с чем муниципальной нужды в изъятии спорного земельного участка не имеется. Само по себе заключение договора о развитии застроенной территории не является основанием для изъятия земельных участков, поскольку такой договор только регламентирует порядок реализации решения о развитии территории, принятого администрацией, в то время как возможность изъятия земельного участка у собственника обусловлено наличием государственных или муниципальных нужд.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Тарских В.Л. – Булыгин С.А., указывая, что Администрация г. Горно-Алтайска, принимая распоряжение от 29.03.2022 г. № 292-р и обращаясь в суд с требованием об изъятии земельного участка у Тарских В.Л., фактически действует в целях получения выгоды частным субъектом – ООО «Строительное управление № 1», деятельность которого лишь опосредованно служит интересам общества. ООО «Строительное управление № 1» является коммерческой организацией, целью которой является извлечение прибыли. Под государственными или муниципальными нуждами могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества. Строительство многоквартирных домов само по себе не отнесено к государственным и муниципальным нуждам. Застройка территории КУРТ-l является исключительно частным проектом, направленным на излечение прибыли одного частного лица. Изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд может иметь место в исключительных случаях. Исключительные муниципальные нужды в изъятии земельного участка Тарских В.Л. отсутствуют. На территории КУРТ-1 не предусмотрено строительство объектов муниципального значения. Требование администрации г. Горно-Алтайска о признании права собственности на земельный участок за ООО «Строительное управление № 1» свидетельствует о наличии признаков изъятия спорного земельного участка не для государственных или муниципальных нужд, а в интересах частного лица. Представитель Тарских В.Л. заявлял ходатайства о проведении повторной экспертизы в связи с допущенными нарушениями при осуществлении первоначальной экспертизы. В нарушение требований ФСО № 3,7 эксперт использовал объекты-аналоги с существенно отличающимися ценообразующими факторами, не указав причин, по которым он не взял участки, которые по местоположению, площади, удаленности, по дате предложения к продаже наиболее схожи с объектам оценки, с учетом того, что рыночная стоимость при проведении данных экспертиз определялась на одну дату. Суд первой инстанции дважды отказал истцу по встречному иску в ходатайстве о проведении повторной судебной экспертизы.
На апелляционную жалобу представителем администрации г. Горно-Алтайска принесены возражения, в которых представитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в жалобе, заслушав Тарских В.Л. и его представителя, поддержавших доводы жалобы, представителей администрации г. Горно-Алтайска и ООО «Строительное управление № 1», возражавших отмене судебного акта, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 14.02.2019 г. № 137-р принято по инициативе органа местного самоуправления – администрации г. Горно-Алтайска решение о комплексном развитии территории площадью 4692 кв.м, местоположение которой: Российская Федерация, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, территория в границах земельных участков: <адрес>, <адрес>, согласно приложению № 1 к настоящему распоряжению, в состав которой входят земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества согласно перечню, приведенному в приложении № 2 к настоящему распоряжению.
Распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 21.05.2020 г. № внесены изменения в приложение № 1 к распоряжению Администрации г. Горно-Алтайска от 14.02.2019 г. № №
25.02.2022 г. распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска № утвержден проект планировки и проект межевания территории в границах земельных участков: <адрес>
29.03.2022 г. Администрацией г. Горно-Алтайска принято распоряжение № 292-р об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования «г. Горно-Алтайск» в целях комплексного развития территории, местоположение которой: Российская Федерация, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, территория в границах земельных участков: <адрес> по инициативе органа местного самоуправления, земельного участка, площадью 654 кв.м. с кадастровым номером 04:11:020133:11, расположенного в г. Горно-Алтайске по переулку Красноармейский, д. 4, и объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке - жилого дома, площадью 36,8 кв.м. с кадастровым номером №.
Собственником земельного участка общей площадью 654 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, видом разрешенного использования - для размещения и обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и объекта недвижимого имущества - жилого дома, площадью 36,8 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по указанному адресу является Тарских В.Л.
07.04.2022 г. администрация г. Горно-Алтайска заказным письмом направила ответчику уведомление об изъятии и копию вышеуказанного распоряжения администрации г. Горно-Алтайска.
Размер возмещения ответчику определен истцом на основании отчета №, выполненного ООО «Аспект» по состоянию на 01.04.2022 г. и составляет 2179 800 рублей, из которых: рыночная стоимость земельного участка – 2179800 рублей; рыночная стоимость жилого дома – 0 рублей; убытки, причиненные изъятием – 0 рублей.
07.04.2022 г. администрацией г. Горно-Алтайска сопроводительным письмом № в адрес собственника земельного участка направлен проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, а также отчет об оценке спорных объектов.
Разрешая заявленные требования и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, 46.10 Градостоительного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что администрацией г. Горно-Алтайска соблюдена процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд. Отказывая в удовлетворении встречного иска суд указал, что спорный земельный участок, в силу Правил землепользования и застройки муниципального образования «г. Горно-Алтайск», относится к зоне перспективного развития застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).
Судебная коллегия с такими выводами суда не соглашается, поскольку судом первой инстанции не проверено наличие правовых оснований для изъятия объектов недвижимости у Тарских В.Л. в целях реализации программ, направленных на удовлетворение публичных интересов, а также соразмерность вмешательства муниципального органа в частные интересы для достижения публичных целей. Принятое решение не обеспечивает необходимый баланс интересов, нарушает имущественные права ответчика, гарантированные статьей 35 Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
В силу ч. 3 ст.35 КонституцииРоссийской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно пункту 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на недвижимое имущество, находящееся на данном участке, имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством.
В соответствии с п. 1 ст.279 ГК РФизъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется вслучаяхи впорядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (часть 1 статьи 56.3).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации: уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 4 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельнымзаконодательством (п. 3 ст. 279 ГК РФ).
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В соответствии с положениями статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
Перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен статьей 49 Земельного кодекса РФ. Так, к государственным или муниципальным нуждам статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами, что предусмотрено пунктом 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
В названной правовой норме перечислены объекты государственного и муниципального значения, для размещения которых осуществляется изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд при отсутствии иных вариантов возможного размещения этих объектов.
Оспаривая распоряжение администрации г. Горно-Алтайска от 29.03.2022 г. № 292-р в части изъятия для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 654 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> истец по встречному иску, являющийся собственником указанного участка, ссылается на то, что данное распоряжение администрации противоречит нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы.
Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
В качестве обстоятельства, указывающего на наличие муниципальных нужд, требующих изъятие земельного участка у Тарских В.Л., администрация города указывает на факт принятия распоряжения от 14.02.2019 г. №137-р о комплексном развитии территории и заключение 15.07.2020 г. с ООО «Строительное управление №1» договора №1-КУРТ о комплексном развитии территории.
В соответствии с утвержденной документацией по планировке территории в границах земельных участков: <адрес>, <адрес>, район дома <адрес>, <адрес> <адрес>, предусматривается строительство многоквартирного жилого дома секционного типа этажностью от 5 до 7 надземных этажей.
Вместе с тем, из норм ГрК РФ с учетом положений ст. 35 Конституции Российской Федерации, ст. 235, 279 ГК РФ и ст. 49 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) не вытекает, что эти обстоятельства влекут безусловное принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд.
Само по себе заключение договора о комплексном развитии территории не является основанием для изъятия земельного участка, поскольку такой договор только регламентирует порядок реализации решения о развитии территории, принятого администрацией, в то время как возможность изъятия земельного участка у собственника обусловлена наличием государственных или муниципальных нужд.
Судом не установлено, а администрацией не подтверждено, что на территории КУРТ-1 генеральным планом развития города предусмотрено строительство объектов муниципального значения. Напротив, материалами дела подтверждено и не оспорено лицами, участвующими в деле, что на земельном участке, находящемся в собственности ответчика, на территории КУРТ-1, не предусмотрено строительство объектов муниципального значения, предполагается размещение многоквартирного дома и получения выгоды субъектами предпринимательской деятельности. Представленные истцом доказательства не свидетельствуют о наличии каких-либо проблем, обусловленных нехваткой жилья на соответствующей территории.
Кроме того, п. 14 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что с момента прекращения права собственности на земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, на такие земельные участки возникает право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в случае изъятия таких земельных участков соответственно для государственных нужд Российской Федерации, государственных нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд. Такие земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов лицам, с которыми заключен договор о комплексном развитии территории в соответствии с ГрадостроительнымкодексомРоссийской Федерации.
Вопреки доводам о наличии муниципальных нужд, в нарушение указанных положений земельного законодательства, администрацией заявлено требование о признании права собственности на изымаемый земельный участок за юридическим лицом - ООО «Строительное управление №1». Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости изымаемого земельного участка для конкретного строительного проекта, с целью создания новых предложений на рынке жилья. Доказательств тому, что администрация города приобретет право собственности на ряд квартир в многоквартирном доме, которое будет классифицировано как социальное жилье, материалы дела не содержат. Предусмотренное Генеральным планом территориальное развитие города посредством повышения этажности застройки и строительства многоквартирных жилых домов за счет сноса усадебной застройки, а также дополнительное соглашение №1 от 03.03.2023 г., заключенное между исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления – Администрация г. Горно-Алтайска и ООО «Строительное управление №1» о передаче в собственность муниципального образования «г. Горно-Алтайск» жилого помещения площадью не менее 33 кв.м. в целях его использования в качестве маневренного фонда, не подтверждает наличие муниципальных нужд, требующих изъятие земельного участка. Доказательств отсутствия в границах муниципального образования «г. Горно-Алтайск» иных свободных территорий под застройку материалы дела не содержат. Лишение собственности, осуществляемое исключительно в целях получения выгоды частным лицом, не может рассматриваться как лишение имущества «в интересах общества или муниципальных нужд».
Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, в случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности (постановления от 16.07.2008 № 9-П и от 24.02.2004 № 3-П, определения от 11.05.2012 № 758-О и от 03.07.2007 № 714-О-П).
Осуществление такого контроля подразумевает, в том числе, необходимость проверки действительного наличия оснований, указанных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, их соответствия закону.
Анализ представленных в материалы дела доказательств не позволяет согласиться с доводами исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – Администрации г. Горно-Алтайска о наличии публичного интереса в изъятии принадлежащего ответчику земельного участка.
Оспариваемое Тарских В.Л. в части изъятия для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 654 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, распоряжение администрации г. Горно-Алтайска от 29.03.2022 г. № 292-р принято с нарушением норм земельного законодательства, с нарушением неприкосновенности собственности с точки зрения наличия исключительных оснований для изъятия, потому не может быть признано законным.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В связи с установленными обстоятельствами по делу, с учетом требований земельного законодательства, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и принимает новое решение, которым отказывает в удовлетворении иска исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – Администрации г. Горно-Алтайска к Тарских В.Л. в полном объеме, при этом удовлетворяя требование встречного иска, включая требование о взыскании судебных расходов по правилам ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 30 ноября 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковое заявление исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – Администрации г. Горно-Алтайска об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 654 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и объекта недвижимого имущества, расположенного на указанном земельном участке – жилого дома, площадью 36,8 кв.м, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, принадлежащих на праве собственности Тарских Виктору Леонидовичу, прекращении прав собственности Тарских Виктора Леонидовича на указанные земельный участок и жилой дом, предоставлении возмещения за изымаемые земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости в размере рыночной стоимости (выкупной цены), снятии с кадастрового учета объекта недвижимого имущества - жилого дома, площадью 36,8 кв.м., кадастровый номер №, признании права собственности ООО «Строительное управление № 1» на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 654 кв.м. расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, пер. Красноармейский, д. 4, оставить без удовлетворения.
Встречное исковое заявление Тарских Виктора Леонидовича удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации г. Горно-Алтайска от 29.03.2022 г. № 292-р в части изъятия для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 654 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и объекта недвижимого имущества, расположенного на указанном земельном участке – жилого дома, площадью 36,8 кв.м, с кадастровым номером №, принадлежащих на праве собственности Тарских Виктору Леонидовичу.
Взыскать с Администрации города Горно-Алтайска в пользу Тарских Виктора Леонидовича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Председательствующий Е.А. Кошкарова
Судьи О.А. Шнайдер
М.В. Плотникова
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 09 марта 2023 года.