62RS0№-42
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 23 декабря 2020 года
Скопинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи – Курбатовой Н.В.,
адвоката – ФИО4,
при секретаре – Ковалевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Скопинского районного суда дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за <данные изъяты> год и пени по налогу на имущество физических лиц,
Установил:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за № пени по транспортному налогу, о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за № год и пени по налогу на имущество физических лиц.
В обоснование административный истец, ссылаясь на положения ст.48 п.3, ст.32 п.1, ч.2 ст.52 Налогового кодекса РФ, указал, что ДД.ММ.ГГГГ. мировой судья судебного участка № судебного района <адрес> суда вынес определение об отказе МРИ ФНС РФ № по <адрес> в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц и пени в общей сумме №. Административному ответчику были направлены налоговые уведомления от №. В связи с наличием недоимки ответчику были направлены требования от №. В нарушение ст.45 НК РФ ФИО1 не уплатил сумму налога, указанную в направленном в его адрес требовании об уплате налога и пени.
Согласно сведениям из Росреестра, административный ответчик владел следующим имуществом: квартира, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь №.
Ссылаясь на ст.ст.400,401,403,406,408 НК РФ, административный истец привел расчет налога на имущество физических лиц №
Согласно сведениям из ГИБДД на административного ответчика зарегистрировано транспортное средство – <данные изъяты>
Ссылаясь на ст.ст.357,358,359 НК РФ, <адрес> «О транспортном налоге на территории <адрес>», административный истец привел расчет транспортного налога:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Ссылаясь на ст.75 НК РФ, административный истец указал, что в установленный законом срок административный ответчик налоги, указанные в уведомлении, не уплатил, в связи с чем налоговым органом начислены пени: по транспортному налогу за период со <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.31, 48 НК РФ, 124-127, 286,287 КАС РФ, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика ФИО1, ИНН <данные изъяты>
Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, предусмотренного ст.48 НК РФ для подачи административного искового заявления.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителя административного истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, согласно ч.2 ст.289 КАС РФ.
Судебное заседание проведено в отсутствие административного ответчика ФИО1, меры к извещению которого судом приняты, каких-либо заявлений либо ходатайств об отложении дела либо об уважительной причине неявки от него в суд не поступило.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. административному ответчику ФИО1 в порядке ч.4 ст.54 КАС РФ назначен адвокат.
В судебном заседании представитель административного ответчика – адвокат ФИО4 заявленные требования не признал, просит отказать в их удовлетворении в полном объеме и просит отказать в ходатайстве административного истца о восстановлении срока на обращение в суд.
Суд, рассмотрев заявленные требования, заслушав представителя административного ответчика – адвоката ФИО4, изучив и оценив имеющиеся в деле материалы, представленные доказательства, установленные в судебном заседании обстоятельства, приходит к следующему выводу.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ, устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
К таким органам, в том числе, относятся налоговые органы, которые наделены правом взыскивать в соответствующем порядке недоимку по налогам и сборам, а также пени за из неуплату (ст.31 Налогового кодекса РФ)
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 08.03.2015г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» дела по требованиям о взыскании с физических лиц налогов подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным кодексом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в <данные изъяты>. административный ответчик ФИО1 владел на праве собственности объектом недвижимости – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, № что не оспорено и подтверждается материалами дела, в том числе, сведениями, предоставленными в налоговый орган органом, осуществляющем государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в порядке ст.85 НК РФ, документами, полученными в порядке межведомственного взаимодействия, а также имеющейся в деле Выпиской из ЕГРН Филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Также в период с ДД.ММ.ГГГГ., в том числе, по настоящее время, административный ответчик ФИО1 владел и владеет на праве собственности транспортным средством – автомобилем марки № что не оспорено и подтверждается материалами дела, в том числе, сведениями, предоставленными в налоговый орган из ГИБДД, в порядке исполнения положения налогового законодательства, а также ответом <данные изъяты>
В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В силу ст.44 НК Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщиками признаются все физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объектом налогообложения признаются, в том числе, жилые дома, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст.ст.400,401 НК РФ).
Так, Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О налогах на имущество физических лиц", налоговой базой налога на имущество физических лиц признавалась инвентаризационная стоимость имущества, определяемая бюро технической инвентаризации и представленная в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом коэффициента-дефлятора.
С января 2015 года в НК РФ введена новая глава «Налог на имущество физических лиц», и Закон «О налогах на имущество физических лиц» признан утратившим силу.
По общему правилу, установленному ст.ст.401,402,403,408 НК РФ, налогом на имущество физических лиц облагаются, в том числе, жилой дом, иные здание, строение, сооружение, помещение, налоговая база для которых определяется исходя из кадастровой стоимости, а расчет налога осуществляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.
На первом этапе после введения в регионе уплаты налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости, новое законодательство предусмотрело особый порядок исчисления налога (п.п.8-9), при котором сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения по формуле: Н=(Н1-Н2) х К + Н2, где Н – итоговая сумма налога к уплате, Н1- налог, исчисленный исходя из кадастровой стоимости объекта, Н2 – налог, исчисленный за 2014 год исходя из инвентаризационной стоимости, К – коэффициент к налоговому периоду.
Если иное не предусмотрено законом, кадастровая стоимость объекта имущества определяется на начало налогового периода, и ее изменение в течение данного периода при определении налоговой базы не учитывается (ст.403 НК РФ).
При этом в случае, если исчисленное в соответствии с п.8 ст.408 НК РФ в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений п.8 настоящей статьи.
В силу положений ст.ст.403,404 НК РФ, Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. Налоговая база в отношении комнаты, части квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.
Согласно ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с п.8 ст.408 НК РФ сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с ДД.ММ.ГГГГ; К - коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса; 0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса; 0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса. Начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится в соответствии с настоящей статьей без учета положений настоящего пункта. Предусмотренная настоящим пунктом формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.
В соответствии с п.8.1 ст.408 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога. Положения настоящего пункта применяются при исчислении налога начиная с третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса. Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.
В соответствии со ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге на территории <адрес>».
Согласно ст.2 Закона налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории (типа) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Налоговая ставка автомобиля легкового с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно составляет 10 рублей, выше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно составляет 20 рублей.
В соответствии со ст.363 НК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком и прекращается со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (ст.ст.44,45 НК РФ).
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ, устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно ст.48 НК РФ, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Так, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п.1 ст.57 НК РФ).
Статьями 52, 69-70, 48, 101 НК РФ предусмотрены правила о направлении налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога, принятия налоговым органом решения о взыскании налога и решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Исходя из системного анализа указанных норм процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пени проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с направления налогоплательщику налогового уведомления, а затем (в связи с неуплатой налога в установленный срок) выставления требования, вынесения решения о взыскании налога, пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Исходя из вышеизложенного, ФИО1 признается плательщиком налога на имущество физических лиц <данные изъяты>
Также ФИО1 признается плательщиком транспортного налога за период с <данные изъяты>
Доказательств обратного административным ответчиком в суд не представлено.
В силу положений п.1 ст.75 НК РФ в случае уплаты налогоплательщиком причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки (неуплаты в срок) налогоплательщик должен уплатить пени.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п.3 ст.75 НК РФ).
Как установлено судом, в связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога МРИ ФНС России № по <адрес> начислены пени за неуплату транспортного налога: <данные изъяты>
Пени по транспортному налогу и пени по налогу на имущество были включены в установленном порядке в требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которое в этой части также осталось без исполнения.
По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п.1 ст.45 НК РФ).
Вместе с тем, обязанность по исчислению налога на имущество и земельного налога в отношении налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, возлагается на налоговый орган.
Во исполнение своей обязанности налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, а в случае его неисполнения либо ненадлежащего исполнения направляет налогоплательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки требование об уплате налога и пеней, подлежащего исполнению в течение 8-ми дней с даты его получения (ст.ст.45,52,69,70 НК РФ).
Как следует из материалов дела, об обязанности уплатить налог на имущество за ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты>. административному ответчику было направлено налоговое уведомление № от <данные изъяты>. об обязанности уплатить транспортный налог за <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. административному ответчику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. об обязанности уплатить транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ
В связи с непогашением недоимок по налогам ответчику направлялись требованияДД.ММ.ГГГГ. было направлено требование № об уплате транспортного налога и налога на имущество со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. было направлено требование № об уплате транспортного налога со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. было направлено требование № об уплате транспортного налога и налога на имущество со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные обстоятельства не оспорены и подтверждаются имеющимися в материалах дела вышеназванными налоговыми уведомлениями, требованиями, почтовыми списками об их отправлении.
Факт получения упомянутых налоговых уведомлений и требований административным ответчиком не оспорен, таких бесспорных доказательств суду не представлено.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации урегулирован как срок на первоначальное обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с иском после отмены судебного приказа.
Приведенная норма пункта 3 статьи 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.
При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Срок исполнения требований об уплате налогов – до ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, налоговой орган должен был обратиться в суд с данными требованиями в течение шести месяцев, с момента истечения срока установленного для добровольного исполнения, а именно не позднее ДД.ММ.ГГГГ. соответственно.
По последнему требованию - ДД.ММ.ГГГГ. – последний день шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ. (с нарушением установленного п.2 ст.48 НК РФ срока) имело место обращение административного истца к мировому судье судебного участка № судебного района Скопинского районного суда с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере №
Определением мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> районного суда МРИ ФНС России № по <адрес> было отказано в принятии указанного заявления.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимся в деле ответом мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> районного суда от № с приложенными к нему, в том числе, копией заявления налогового органа о вынесении судебного приказа, копией определения от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно требований абз.2 п.3 ст.48 НК РФ, в шестимесячный срок со дня вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления, административный истец обратился в <адрес> районный суд с настоящим административным исковым заявлением, а именно административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ., о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте (л.д.44).
Между тем, изначально административным истцом пропущен установленный законом срок на обращение в суд (в данном случае – с заявлением к мировому судье о взыскании налога и пени).
Конституционный Суд РФ в Определении №-О-О от ДД.ММ.ГГГГ указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Пунктом 1 ст.72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, и в соответствии с п.5 ст.75 НК РФ уплачивается одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ-7г., обязанность по уплате пеней производная от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
В соответствии с п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом изложенного, статья 75 НК РФ не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, а, следовательно, при утрате права принудительного взыскания недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год и недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган также утратил право на взыскание пени, начисленной за нарушение срока уплаты данных видов налога.
Таким образом, учитывая, что на момент первоначального обращения к мировому судье с заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц и недоимки по транспортному налогу за вышеуказанные периоды и пени, налоговый орган уже утратил право на их принудительное взыскание в связи с пропуском установленного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
Факт обращения административного истца в районный суд в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии заявления налогового органа о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций не является доказательством, подтверждающим своевременность обращения административного истца в установленный законом срок в суд с данными требованиями.
В силу ст.ст.14,62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований или возражений.
Каких-либо бесспорных доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с рассматриваемым исковым заявлением административным истцом суду не представлено.
При этом, в силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год и пени по транспортному налогу, о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год и пени по налогу на имущество физических лиц оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда в течение месяца со дня принятия через Скопинский районный суд.
Судья–