Дело № 2-3115/2018
Решение
Именем Российской Федерации
12 апреля 2018 года г. Якутск
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Луковцева А.А., при секретаре Петровой П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчарова С.Н. к Окружной администрации города Якутска о признании прав на получение жилищной субсидии,
установил:
Истец, считая, что ответчиком незаконно отказано в постановке на учет на получении жилищной субсидии, в качестве гражданина, выезжающего из района Крайнего Севера, обратился с иском в суд о признании права Овчарова С.Н. на получение жилищной субсидии, предусмотренной ФЗ от 25.10.2002 № 125 – ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», обязав Окружную администрации города Якутска, в лице общественно-жилищной комиссии МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» принять на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в городском округе «город Якутск».
В судебном заседании истец, его представитель Рафаилов А.Н. иск поддержали на указанных в исковом заявлении доводах и пояснили, что истцу отказано в постановке на учет по одному основанию – не может быть учтен стаж работы истца в органах внутренних дел в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с данным отказом истец не согласен, так как считает его незаконным, иск просят удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Егорова В.П. с иском не согласилась, подтвердила, что отказ комиссии связан с основанием отсутствием у истца надлежащего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так как работа истца в органах внутренних дел в указанный стаж не входит, о чем имеется разъяснение заместителя руководителя Федерального агентства по строительному и жилищно-коммунальному хозяйству, заместителя министра Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), государственным органом ответственным за систему жилищного обеспечения сотрудников внутренних дел является МВД Республики Саха (Якутия), а решение жилищной проблемы сотрудников полиции решается в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, все требуемые законом документы истцом в комиссию были предоставлены, истцом пропущен трехмесячный срок обжалования отказа решения комиссии, Департамент жилищных отношений не привлечен ни в качестве третьего лица, ни в качестве ответчика, в удовлетворении иска просит отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Статья 3 Закона предусматривает, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных.." указанной Федеральной целевой программой, главной целью подпрограммы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
В рамках указанной подпрограммы обеспечиваются жильем, в том числе граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу подпункта "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992.
Статьей 5 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определено, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан, 42 квадратных метров общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом исходя из ч. 8 ст. 5 того же Федерального закона норматив предоставления жилищных субсидий определяется в зависимости от категории граждан и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 N 4202-1 (далее - Положение от 23 декабря 1992 N 4202-1).
В соответствии с абз. 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 N 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж.
Согласно правовой позиции, выраженной Верховным судом РФ в Определении от 12 июня 2009 N 3-Ф-09-1, период службы в органах внутренних дел подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии положениями ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно трудовой книжки Овчаров С.Н. в период с 20 сентября 1995 года по 30 декабря 2016 года служил в органах внутренних дел.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Овчаров С.Н. имеет право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку он прибыл в районы Крайнего Севера не позднее 01 января 1992 года, имеет необходимый календарный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в который подлежит включению период прохождения службы в органах внутренних дел РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Сведений о наличии у Овчарова С.Н. жилья в других регионах Российской Федерации суду не представлено.
Не содержат запрета о включении в стаж работы срока прохождения службы в органах внутренних дел РФ и нормы законодательства, регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел.
При таких обстоятельствах принятое ответчиком решение об исключении при определении общего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, периода прохождения Овчаровым С.Н. службы в органах внутренних дел РФ, в период с 20 сентября 1995 года по 30 декабря 2016 года не соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы представителя ответчика о невозможности включения периода службы истца в органах внутренних дел РФ в необходимый стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для участия в вышеуказанной программе, пропуск истцом срока на обжалование решения комиссии, привлечение в качестве соответчика или третьего лица МКУ Городского округа «город Якутск» «Департамент жилищных отношений» суд признает несостоятельными, поскольку в соответствии с абзацем 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 N 4202-1, действовавшего в полной мере в период службы истца, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж.
В рамках Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет в ОВД, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В связи с чем, размер стажа работы (службы) истца в данном случае должен был быть установлен в том числе и на основании данных федерального органа исполнительной власти в органах внутренних дел РФ, либо его территориального органа, подразделения.
Истцом заявлены исковые требования к ответчику в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по ранее поданному административному исковому заявлению о признании незаконным отказа в принятии на учет определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2018 года производство по административному иску было прекращено, как не подлежащее рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, в связи с имеющимся спором о праве на обеспечение истца жилым помещением, а в силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истцом иск заявлен к Окружной администрации города Якутска, которая является по данному делу надлежащим ответчиком, поскольку отказ в постановке истца на учет был вынесен решением жилищно-бытовой комиссии городского округа «город Якутск» от ____2017 года, указанное решение утверждено распоряжением Окружной администрации города Якутска от ____.2017 года № 277р, кроме того положение об общественно – жилищной комиссии городского округа «город Якутск», было утверждено в соответствие с со статьей 39 Устава городского округа «город Якутск» постановлением Окружной администрации города Якутска от ____ 2009 года № 100 и в своей деятельности комиссия руководствуется Жилищным кодексом Российской Федерации, другими Федеральными законами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законодательством Республики Саха (Якутия), решениями Якутской городской Думы, актами главы городского округа «город Якутск».
С учетом наличия у истца всех условий для предоставления жилищной субсидии, установленных Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Овчарова С.Н. к Окружной администрации города Якутска о признании прав на получение жилищной субсидии, удовлетворить.
Признать право Овчарова С.Н. на получение жилищной субсидии, предусмотренной ФЗ от 25.10.2002 № 125 – ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», обязав Окружную администрации города Якутска, в лице общественно-жилищной комиссии городского округа «город Якутск» принять на учет Овчарова Сергея Николаевича в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в городском округе «город Якутск».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья: А.А. Луковцев