Дело № 2-104/2024 В окончательной форме
УИД № 47RS0016-01-2023-000735-57 изготовлено 28.06.24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2024 года г. Сосновый Бор
Ленинградской области
Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Бучина В.Д.
при секретаре Куприкове В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черкасова Валерия Александровича к обществу с ограниченной ответственностью «Социум-Строй», некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области», обществу с ограниченной ответственностью «СДК Лидер-Строй» о возмещении вреда, взыскании неустойки, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Черкасов В.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Социум-Строй» (далее – ООО «Социум-Строй»), в котором просил взыскать в счет причиненного материального ущерба денежную сумму в размере 198 500 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Требования мотивировал тем, что 06 августа 2022 г. в ходе проведения ремонтных работ на крыше жилого дома № 24 по ул. Ленинградская в г. Сосновый Бор Ленинградской области в результате падения кирпичей был поврежден принадлежащий ему автомобиль Мазда, государственный регистрационный знак №.
К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» (далее – НО «Фонд капитального ремонта») и общество с ограниченной ответственностью «СДК Лидер-Строй» (далее – ООО «СДК Лидер-Строй»).
Истец Черкасов В.А., его представитель Сычанова М.П. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ООО «Социум-Строй» Попова Е.И., представитель ответчика НО «Фонд капитального ремонта» Аверьянов А.Д., явившись в судебное заседание, исковые требования не признали.
Представитель ответчика ООО «СДК Лидер-Строй» в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ определив рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Черкасов В.А. является собственником автомобиля Мазда CX5, государственный регистрационный знак №.
Как следует из материала проверки КУСП № 8173 от 06 августа 2022 года, в период с 10 часов 00 минут до 17 часов 55 минут 06 августа 2022 года в ходе выполнения ремонтных работ на крыше дома № 26 по ул. Ленинградская упавшим с крыши здания кирпичом было повреждено принадлежащее Черкасову В.А. вышеуказанное транспортное средство.
Между тем, несмотря на то, что в исковом заявлении указано, что автомобиль в момент его повреждения был припаркован у дома № 24 по ул. Ленинградская, а в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 12 августа 2022 года указан дом № 26, допрошенные в судебном заседании 28 марта 2024 года свидетели Якушева С.В. и Зайцев К.В. показали, что ремонтные работы осуществлялись, в том числе на крыше дома № 24. Данное обстоятельство (производство ремонтных работ по указанному адресу) не оспаривалось иными лицами, участвующими в деле.
Из отчета № 008/08-2022, составленного ООО «Оценочная компания «Эталон», следует, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля Мазда CX5, государственный регистрационный знак №, составляет 198 500 рублей.
Вышеуказанную стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля ответчики не оспаривали, правом на заявление ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы для опровержения возможных возражений относительно обоснованности размера предъявленных требований не воспользовались.
Согласно статье 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
При этом частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 ЖК РФ установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом.
Согласно части 5 статьи 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 188 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с данным кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем частью 6 статьи 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика, при этом региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Анализ вышеприведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 1 статьи 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 ГК РФ, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
Между региональным оператором НО «Фонд капитального ремонта» («Заказчик») и подрядной организацией ООО «СДК Лидер-Строй» («Подрядчик») заключен договор № 2021-63-1 от 03 февраля 2022 года на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (СМР), в соответствии с пунктами 4.2.7 и 4.2.22 которого «Подрядчик» обязан:
пункт 4.2.7: Обеспечить производство и качество всех работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями, а также в полном соответствии с Техническим(-ими) заданием(-ями) (приложение № 4 к настоящему договору);
пункт 4.2.22: Возмещать ущерб, причиненный в результате выполнения «Подрядчиком» работ на объекте(-ах) третьим лицам, в том числе, собственникам помещений в МКД. Требование (заявление) о возмещении ущерба должно быть рассмотрено «Подрядчиком» в течение 7 (семи) рабочих дней со дня поступления указанного требования с принятием по нему мер, направленных на удовлетворение требования.
Из акта о приемке выполненных работ следует, что ООО «СДК Лидер-Строй» выполнялись работы по капитальному ремонту дома по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д. 24, в том числе работы, связанные с ремонтом кровли.
При отсутствии спора о размере причиненного вреда, при том, что такой размер подтвержден представленными истцом доказательствами, которые не были опровергнуты ответчиком, с учетом вышеизложенных обстоятельств, положений закона и названного договора, суд приходит к выводу о взыскании с ООО «СДК Лидер-Строй» в пользу Черкасова В.А. в возмещение вреда денежной суммы в размере 198 500 рублей.
В связи с этим отсутствуют основания для удовлетворения иска к иным ответчикам.
Поскольку на правоотношения между Черкасовым В.А. и ООО «СДК Лидер-Строй» не распространяются положения закона о защите прав потребителей, доказательств нарушения неимущественных прав истца в материалы дела не представлено, законные основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.
В порядке ст. 103 ГПК РФ (поскольку при подаче иска Черкасов В.А. ссылался на нормы законодательства о защите прав потребителей, в связи с чем был освобожден от уплаты государственной пошлины), с ООО «СДК Лидер-Строй» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 170 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Черкасова Валерия Александровича удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СДК Лидер-Строй» в пользу Черкасова Валерия Александровича в возмещение вреда 198 500 рублей.
В удовлетворении иной части исковых требований отказать.
Взыскать с ограниченной ответственностью «СДК Лидер-Строй» в доход бюджета муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области государственную пошлину в размере 5 170 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сосновоборский городской суд Ленинградской области.
Судья