Дело №2-3850/2015
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2015г. Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи, Попцовой М.С.,
при секретаре, Мамаеве Д.А.,
с участием представителя истца ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Железнодорожного района г.Красноярска к Иевлеву Дмитрию Андреевичу, Костроминой Алене Игоревне, Енокян Аревик Аргамовне, Лобанову Вячеславу Владимировичу, Котельникову Виталию Александровичу о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение для осмотра на предмет переустройства и (или) перепланировки,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Железнодорожного района г.Красноярска обратилась в суд с исковым заявлением к Иевлеву Д.А., Костроминой А.И., Скворцовой Е.А., Черепановой Н.Е., Котельникову В.А. о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение для осмотра на предмет переустройства и (или) перепланировки, ссылаясь на то, что в администрацию Железнодорожного района г.Красноярска поступило обращение председателя совета многоквартирного <адрес> ФИО11, содержащее информацию о том, что в <адрес> <адрес> произведена самовольная перепланировка и (или) переустройство. В своем обращении ФИО11 указывает, что данная квартира разделена на <данные изъяты> квартир, которые сдаются в аренду. Квартиросъемщики доставляют беспокойство жильцам, тем самым выполненные работы нарушают права и законные интересы граждан, создают угрозу их жизни и здоровью. Специалистами Администрации Железнодорожного района г.Красноярска направлялись уведомления собственникам спорной квартиры с просьбой предоставить доступ для осмотра, однако доступ предоставлен не был. Просит обязать Иевлева Д.А., Костромину А.И., Скворцову Е.А., Черепанову Н.Е., Котельникова В.А. предоставить представителям Администрации Железнодорожного района г.Красноярска доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для проведения мероприятий по осмотру данного жилого помещения на предмет переустройства и (или) перепланировки.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Скворцовой (Миллер) Е.А. надлежащим Енокян А.А.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Черепановой Н.Е. надлежащим Лобановым В.В.
В судебном заседании представитель истца ФИО12, полномочия которого подтверждены доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ., поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчики Иевлев Д.А., Костромина А.И., Енокян А.А., Лобанов В.В., Котельникова В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.
В силу ст.233 ГПК РФ суд с согласия представителя истца рассматривает дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статьей 25 Конституции Российской Федерации гарантирована неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Указанные конституционные нормы отражены в статье 3 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (п.7), осуществление муниципального жилищного контроля (п.9), определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений (п.9.1).
Согласно ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица муниципального жилищного контроля вправе посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования.
В силу ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ст.29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Статьей 30 ЖК РФ установлены права и обязанности собственника жилого помещения, в том числе обязанность поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25, установлена обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме пользоваться жилым помещением по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (п.17).
Судом установлено, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> является общей долевой собственностью Иевлева Д.В. (<данные изъяты> доли), Котельникова В.А. (<данные изъяты> доли), Костроминой А.И. (<данные изъяты> доли), Енокян А.А. (<данные изъяты> доли), Лобанова В.В. (<данные изъяты> доли).
ДД.ММ.ГГГГ председатель совета дома по адресу: <адрес> ФИО11 обратилась в администрацию Железнодорожного района г.Красноярска с заявлением, в котором указала, что четырехкомнатная квартира № переделана в пятикомнатную, а трехкомнатная <адрес> переделана в четырехкомнатную. Эти квартиры сдаются в наем, квартиросъемщики доставляют беспокойство жильцам дома. Просит принять меры по устранению перепланировки.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Железнодорожного района г.Красноярска собственникам <адрес> по адресу: <адрес> направлено уведомление №№ о том, что ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты> часов состоится обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> для установления факта самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Администрация Железнодорожного района г.Красноярска просила обеспечить: присутствие полномочного представителя при проведении обследования жилого помещения по адресу: <адрес>; доступ в жилое помещение должностных лиц, уполномоченных на проведение обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, а также просила представить правоустанавливающие документы на квартиру и технический паспорт указанного жилого помещения.
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ составленного главным специалистом отдела ЖКХ администрации Железнодорожного района г.Красноярска, доступ для обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не предоставлен.
Администрацией Железнодорожного района г.Красноярска ДД.ММ.ГГГГ. был дан ответ председателю совета дома по адресу: <адрес> ФИО11 на ее обращение, в котором указано, что по информации Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска, решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений № и №, расположенных по <адрес>, не принимались. ДД.ММ.ГГГГ. специалистами администрации района осуществлен выезд по адресу: <адрес>, кв.№№, №. Доступ в жилые помещения собственниками не предоставлен. Администрация района установила собственников жилых помещений №№, № расположенных по <адрес>, и направила обращение об обеспечении должностным лицам, уполномоченным на проведение обследования, доступа в жилое помещение для осмотра на предмет самовольной перепланировки. При неоднократном отказе предоставить доступ для осмотра помещений, ФИО8 района будет инициировано обращение в суд с исковым заявлением об обязании собственников помещения предоставить доступ в жилое помещение для осмотра на предмет перепланировки.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Железнодорожного района г.Красноярска собственникам <адрес> по адресу: <адрес> направлено уведомление № о том, что ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты> часов состоится обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для установления факта самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Администрация Железнодорожного района г.Красноярска просила обеспечить: присутствие полномочного представителя при проведении обследования жилого помещения по адресу: <адрес>; доступ в жилое помещение должностных лиц, уполномоченных на проведение обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, а также просила представить правоустанавливающие документы на квартиру и технический паспорт указанного жилого помещения.
В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ., составленным главным специалистом отдела ЖКХ по работе с населением и общественностью администрации Железнодорожного района г.Красноярска, доступ для обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не предоставлен.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Железнодорожного района г.Красноярска собственникам <адрес> по адресу: <адрес> направлено уведомление №№ о том, что ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты> часов состоится обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> для установления факта самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Администрация Железнодорожного района г.Красноярска просила обеспечить: присутствие полномочного представителя при проведении обследования жилого помещения по адресу: <адрес>; доступ в жилое помещение должностных лиц, уполномоченных на проведение обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, а также просила представить правоустанавливающие документы на квартиру и технический паспорт указанного жилого помещения.
В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ. составленным главным специалистом отдела ЖКХ администрации Железнодорожного района г.Красноярска, доступ для обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не предоставлен.
Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131-ФЗ, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ст.17.1).
Согласно Положения об администрации района г.Красноярска, утвержденного Распоряжением Администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р, администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города (п.1.1).
Районная администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Красноярского края, Уставом и иными правовыми актами города Красноярска и настоящим Положением (п.1.2).
В сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством районная администрация участвует в приемке работ по произведенному переустройству и (или) перепланировке жилых помещений в порядке, установленном правовыми актами города, а также устанавливает факты самовольного переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и составляет акты об их установлении выносит собственнику жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или нанимателю такого жилого помещения по договору социального найма предупреждение о приведении жилого помещения в прежнее состояние, в случае неустранения нарушений жилищного законодательства в установленный срок обращается в суд с исковым заявлением о приведении жилого помещения в прежнее состояние (до перепланировки и (или) переустройства) или продаже жилого помещения с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения (в отношении жилых помещений, находящихся в частной собственности), о расторжении договора социального найма (в отношении муниципальных жилых помещений, занимаемых гражданами по договорам социального найма (п.2.2.3).
К полномочиям администрации района также отнесено взаимодействие с налоговыми и другими государственными контрольно-надзорными органами (п.3.2); выступать от имени администрации города Красноярска в интересах муниципального образования город Красноярск в судах, правоохранительных органах в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации.
При представлении интересов муниципального образования город Красноярск районная администрация вправе в пределах предоставленных полномочий предъявлять и подписывать иски, обжаловать судебные акты, а также иметь права и нести обязанности, предусмотренные Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами Российской Федерации (п.3.8).
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", Администрацией г.Красноярска принято Постановление от 14.11.2005г. №572 «Об утверждении Положения о порядке согласования переустройства и (или )перепланировки жилых помещений, расположенных на территории г.Красноярска», в соответствии с которым на администрации районов возложена обязанность утвердить состав комиссий, компетенцией которых является: приемка работ по произведенному переустройству и (или) перепланировке жилых помещений в соответствии с Положением о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории г. Красноярска; выявление фактов самовольного переустройства и (или) перепланировки; составление актов об установлении факта самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В силу п.5.3 данного Положения, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести жилое помещение в прежнее состояние в срок и в порядке, установленном администрацией района в городе. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в пункте 5.3 настоящего Положения срок, управляющая организация либо муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" представляет в администрацию района в городе акт, подтверждающий, что жилое помещение не приведено в прежнее состояние, после чего администрация района в городе обращается в суд в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (п.5.4).
Таким образом, анализ вышеприведенных судом норм права приводит к выводу о том, что федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления отнесено согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, осуществление муниципального жилищного контроля, а также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Во исполнение требований жилищного законодательства Администрацией города определен порядок согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории г.Красноярска. При этом, полномочия по осмотру жилых помещений на предмет их перепланировки и переустройства, переданы администрациям районов, на которые также возложены полномочия по обращению в суд от имени муниципального образования с исками к гражданам по вопросам, отнесенным к компетенции администрации района.
Указанные нормы права подтверждают право истца на обращение в суд с заявленными требованиями и обязанность собственника квартиры обеспечить доступ представителя администрации в квартиру в заранее согласованное время.
Материалами дела подтверждается, что ответчикам неоднократно направлялись уведомления о необходимости предоставления доступа в жилое помещение, однако, такой доступ предоставлен не был.
Своими действиями ответчики препятствуют администрации района в исполнении ею возложенных на администрацию обязанностей, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчиков госпошлину в размере, в котором истец в силу закона освобожден от ее уплаты при подаче иска, в соответствии с п.3 ч.1 ст.333-19 НК РФ в размере <данные изъяты> по <данные изъяты> с каждого.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить ответчику месячный срок для исполнения решения с момента его вступления в законную силу, так как данный срок является разумным и достаточным для предоставления жилого помещения для осмотра.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198, 233 – 237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации Железнодорожного района г.Красноярска удовлетворить.
Обязать Иевлева Дмитрия Андреевича, Костромину Алену Игоревну, Енокян Аревик Аргамовну, Лобанова Вячеслава Владимировича, Котельникова Виталия Александровича обеспечить доступ представителям Администрации Железнодорожного района г.Красноярска в жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, для проведения мероприятий по осмотру жилого помещения на предмет переустройства и (или) перепланировки, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Иевлева Дмитрия Андреевича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Костроминой Алены Игоревны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Енокян Аревик Аргамовны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Лобанова Вячеслава Владимировича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Котельникова Виталия Александровича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Разъяснить ответчику право подать в Железнодорожный районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд.
Председательствующий:
Мотивированное заочное решение изготовлено 07.12.2015г.