Решение по делу № 7-642/2022 от 01.08.2022

Судья Фролычева Е.А.

Дело № 12-49/2022 (первая инстанция)

Дело № 7-642/2022(вторая инстанция)

УИД 18RS0004-01-2021-003747-13

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчук Олег Васильевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 15 августа 2022 года жалобу должностного лица – Фалалеевой Н.М. на решение судьи Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 7 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Удмуртской Республике Фалалеевой Н.М. от 14.04.2021 года Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – Министерство, должник) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением о назначении административного наказания, Министерство обратилось с жалобой в Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики.

Решением судьи районного суда от 7 июня 2022 года постановление должностного лица административного органа отменено, производство прекращено.

Не согласившись с указанным решением, должностное лицо вынесшее постановление обратилось с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики, в которой просит отменить решение судьи районного суда.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Из материалов дела следует, что 14 апреля 2021 года начальником отделения – старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеевой Н.М. вынесено постановление, которым должник – Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и подвержено административному штрафу в размере 30 000 рублей в доход государства.

При рассмотрении жалобы Министерства на постановление административного органа, судья Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики посчитал, что в действиях Министерства отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и отменил вынесенное постановление, прекратив производство.

Вместе с тем с решением судьи согласиться нельзя в силу следующего.

Частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По смыслу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подача жалоб, принесения протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1-30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1 названного кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Из материалов дела усматривается, что жалоба на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Удмуртской Республике от 14 апреля 2021 года подана защитником Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики в Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики, которая рассмотрена судьей указанного суда 7 июня 2022 года с вынесением соответствующего решения.

Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Удмуртской Республике расположено по адресу: город Ижевск, улица Воровского, 108.

В соответствии с административно – территориальным делением города Ижевска Удмуртской Республики адрес нахождения МОСП по ИОИП УФССП России по УР относится к Первомайскому району г. Ижевска Удмуртской Республики, и соответственно к юрисдикции Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики.

Исходя из изложенного, жалоба на постановление должностного лица должна быть подана и рассмотрена Первомайским районным судом г.Ижевска Удмуртской Республики.

Судьей Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики, рассмотревшим жалобу на указанное постановление, данные обстоятельства не учтены, жалоба рассмотрена с нарушением правил территориальной подсудности.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

Таким образом, при рассмотрении дела с нарушением правил территориальной подсудности судьей районного суда допущены существенные нарушения норм процессуального права, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло нарушение конституционного права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, что влечет отмену принятого решения судьи районного суда.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом, должностным лицом.

При таких обстоятельствах решение судьи Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 7 июня 2022 года подлежит отмене с направлением дела на рассмотрение по подведомственности в Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.

Однако, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 названного Кодекса, составляет один год.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Поскольку обстоятельство, в связи с которым Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики вменялось совершение административного правонарушения, произошло 31.01.2021 (не исполнение требование в срок до 31.01.2021), то срок давности привлечения к административной ответственности по делу истек 30 января 2022 года.

Как уже указывалось, решением судьи производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики состава административного правонарушения.

Таким образом, срок давности на момент пересмотра решения в Верховном Суде Удмуртской Республики истек.

Существо жалобы на решение сводится к вопросам обсуждения вины Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики в совершении административного правонарушения.

В соответствии с положениями п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вопрос виновности лица в совершении административного правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может.

Соответствующие разъяснения, в том числе, приведены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, из которого следует, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы на решение судьи районного суда, отменившего постановление должностного лица, является обстоятельством, исключающим возможность возобновления производства по делу и направления дела на новое рассмотрение.

Поскольку, судья районного суда допустил фундаментальное нарушение при рассмотрении дела, поэтому решение судьи подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с истечением срока давности.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене с прекращением производства за истечением срока давности.

Жалоба подана с соблюдением сроков на её подачу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 7 июня 2022 года и постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Удмуртской Республике от 14 апреля 2021 года отменить, прекратить производство за истечением срока давности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 КоАП РФ в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики О.В. Захарчук

7-642/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Министерство социальной политики и труда УР
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Захарчук Олег Васильевич
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
01.08.2022Материалы переданы в производство судье
12.08.2022Материалы переданы в производство судье
15.08.2022Судебное заседание
15.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее