Решение по делу № 2а-3348/2017 от 31.10.2017

Дело № 2а-3348/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

12 декабря 2017 года                            г. Уфа

    Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Насыровой Г.Р.,

при секретаре Ахтямовой Р.Р.

с участием:

представителя административного истца администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ФИО2;

административного ответчика судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан ФИО5;

взыскателя по исполнительному производству ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее администрация, МР Уфимский район РБ) к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан (далее МО ИОПИ УФССП России по РБ) о признании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным и об освобождении от взыскания исполнительного сбора,

у с т а н о в и л:

административный истец МР Уфимский район РБ обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МО ИОПИ УФССП России по РБ о признании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным и об освобождении от взыскания исполнительного сбора, мотивируя тем, что решением Уфимского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, на администрацию возложена обязанность за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на <данные изъяты> лет.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем Уфимским РО УФССП России по РБ возбуждено исполнительное производство . ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей.

Административный истец считает, что вины в невыполнении требований исполнительного документа нет, истцом принимаются исчерпывающие меры по исполнению судебного решения и вина администрации в невыполнении требований исполнительного документа в срок установленным судебным приставом не установлена.

Административный истец просит признать постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, просит суд освободить администрацию муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан от взыскания исполнительного сбора в размере 50000 рублей.

Представитель административного истца администрации МР Уфимский район РБ ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление подтвердила, просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на отсутствие вины района в неисполнении требований по исполнительному документу, связанных с предоставлением ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении с ней договора найма специализированного жилого помещения сроком на <данные изъяты> лет. Суду пояснила, что решение суда должно быть исполнено за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации. До настоящего времени финансовые средства для приобретения жилого помещения ФИО1 не выделены. Во исполнения решения суда, административный истец обращался в правительственные органы и министерства о выделении дополнительных средств на обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, поскольку, выделенные средства для указанных целей не достаточны для обеспечения жильем лиц, указанной категории.В обосновании требований, административный истец указывает на то, что процедура по обеспечению указанных лиц жильем, длительная, в установленные судебным приставом-исполнителем сроки исполнителем решение суда не представляется возможным.

По мнению представителя административного истца, исполнение решения суда поставлено в прямую зависимость от перечисления администрации из республиканского бюджета денежных средств в виде субвенций в необходимом размере.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Башкортостан в судебном заседании просила заявленные требования оставить без удовлетворения по доводам, изложенными в отзыве на административный иск.

Взыскатель по исполнительному производству ФИО1 в судебном заседании в удовлетворении заявления просила отказать.

Надлежаще извещенный о дате, о времени и месте судебного разбирательства представитель административного ответчика Управления Службы федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан на судебное заседание не явился, представителя не направил, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки не сообщил.

Согласно части 1 статьи 14 Международного Пакта от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

В силу приведенных выше норм, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Суд, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с часть 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Закона об исполнительном производстве).

В части 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.

Согласно части 17 данной статьи копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

Аналогичное разъяснение дано в п. 78 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 50 от 17 ноября 2015 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства», в соответствии с которым исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на основании договора найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на <данные изъяты> лет.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Башкортостан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство . в отношении администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, с предметом исполнения: «предоставление жилья детям-сиротам», при этом установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией направлено в Уфимский районный суд РБ заявление об отсрочке исполнения решения суда.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ заявление администрации об отсрочке исполнения решения суда удовлетворено, отсрочено исполнение решения Уфимского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом направляется информация о необходимости выделения дополнительных денежных средств на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, а также расчет необходимых средств для обеспечения жилыми граждан указанной категории, о чем свидетельствует письмо от ДД.ММ.ГГГГ в Госкомитет РБ о количестве детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями со вступившими в законную силу судебными решениями с приложением списков; письмо от ДД.ММ.ГГГГ Министру финансов Республики Башкортостан о выделении дополнительных средств, для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот; письмо от ДД.ММ.ГГГГ Депутату Государственной Думы Федерального собрания РФ <данные изъяты> созыва ФИО4 о рассмотрении вопроса по пересмотру Способа (методики) расчета нормативов для определения общего объема субвенций для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещениями, утвержденному Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -з «О наделении органов самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан».

ДД.ММ.ГГГГ между Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и Администрацией заключено соглашение О предоставлении субвенций из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно соглашению Госкомитет в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставляет в ДД.ММ.ГГГГ году субвенцию в размере 10473900 рублей, что обеспечит жилыми помещениями только <данные изъяты> гражданина указанной категории. Согласно представленным данным по <данные изъяты> ребенку - сироте в отношении Администрации имеются неисполненные судебные решения об обязании предоставить благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда.

В связи с неисполнением требования исполнительного документа в установленный срок, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Башкортостан ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей как с должника-организации, который получен истцом ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.

Суд, руководствуясь положениями части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении ФИО1 специализированным жилым помещением по договору найма невозможно вследствие объективных обстоятельств.

Установлено, что в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Принимая во внимание, что финансирование истца осуществляется за счет средств бюджета, исполнение решения суда возможно на основании заключенных государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд считает, что неисполнение судебного решения вызвано объективными причинами в отсутствии вины должника.

Таким образом, требования истца об освобождении от исполнительного сбора и об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан ФИО5 по взысканию исполнительского сбора в сумме 50000,00 рублей с администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан подлежат удовлетворению

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177, 178, 180 КАС РФ,

р е ш и л :

требования администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан ФИО5 об отмене постановления о взыскании исполнительного сбора, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан исполнительного сбора в размере 50000,00 рублей по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                Г.Р.Насырова.

2а-3348/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Ответчики
Шарипова Гузель Фанилевна
Кировский РОСП г. Уфы УФССП России по РБ
Другие
Шафиева Л.Ф.
Суд
Уфимский районный суд г. Уфы
Дело на странице суда
ufimsky.bkr.sudrf.ru
31.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
03.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
23.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2017[Адм.] Судебное заседание
17.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее