Решение по делу № 3а-360/2021 от 23.04.2021

66OS0000-01-2021-000282-36 Дело № 3а-360/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург 08 сентября 2021 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Икрянниковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мотор Центр» об установлении архивных кадастровых стоимостей земельных участков в размерах их рыночных стоимостей по состоянию на 17 августа 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

в Свердловский областной суд 23 апреля 2021 года поступило названное административное исковое заявление, подлежащее рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административный истец полагает нарушенными свои права и законные интересы; ссылается на приложенный отчёт об оценке земельных участков и утверждает, что архивные кадастровые стоимости обозначенных земельных участков не соответствовали их рыночным стоимостям, в связи с чем, просит установить архивные кадастровые стоимости равными рыночным.

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Уральскому федеральному округу, государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» (административные ответчики), а также заинтересованные лица – индивидуальные предприниматели Шилов Евгений Анатольевич, Малышев Валерий Алексеевич, Кутепов Михаил Александрович возражений против возможности установления архивных кадастровых стоимостей рассматриваемых земельных участков в размерах равных их рыночным стоимостям не сообщили.

В судебное заседание стороны и заинтересованные лица своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся сторон и заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия представителей.

Исследовав собранные доказательства, суд приходит к следующему.

Из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Статья 2418 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Аналогичное положение установлено также и в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 утверждены по состоянию на 15 ноября 2012 года результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Этим же нормативным правовым актом, с целью определения уполномоченным органом кадастровой стоимости в силу положений статьи 2419 Федерального закона, утверждён средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

17 августа 2020 года на государственный кадастровый учёт поставлены земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, <№>. В связи с этим, и с использованием соответствующего утверждённого вышеназванным нормативным правовым актом удельного показателя, первоначально рассчиталась и установилась кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков.

Кадастровые стоимости земельных участков, принадлежавших административному истцу на праве собственности в период с 17 августа 2020 года и по 09 февраля 2021 года, первоначально определялись (рассчитывались) филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области по состоянию на 17 августа 2020 года актами определения кадастровой стоимости в размерах:

– с кадастровым номером <№> – 22329124 руб. 52 коп.;

– с кадастровым номером <№> – 21850556 руб. 74 коп.;

– с кадастровым номером <№> – 23722423 руб. 12 коп.;

– с кадастровым номером <№> – 42816671 руб. 76 коп.

Сведения о перечисленных кадастровых стоимостях были внесены 17 августа 2020 года в ЕГРН и стали действующими вплоть до момента внесения в ЕГРН результатов очередной государственной кадастровой оценки.

В свою очередь, полагая, что такие значения кадастровых стоимостей земельных участков не соответствуют их рыночным стоимостям, административный истец ссылается в обоснование своих требований на отчёт об определении рыночных стоимостей, в которых указано, что, по мнению оценщика, по состоянию на дату определения кадастровых стоимостей, вероятные рыночные стоимости земельных участков составляли:

– с кадастровым номером <№> – 12912000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 12632000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 13718000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 21974000 руб.

15 февраля 2021 года административный истец надлежащим образом обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровых стоимостей земельных участков. Решением от 10 марта 2021 года заявление было отклонено в связи с несоответствием представленного отчёта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки.

При подготовке к судебному заседанию от административного истца поступило ходатайство о назначении по делу экспертизы для достоверного определения рыночной стоимости; предложена кандидатура эксперта.

При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Определением суда от 28 июня 2021 года по рассматриваемому делу с целью установления действительных рыночных стоимостей была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночных стоимостей.

По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы административного дела 04 августа 2021 года поступило заключение эксперта.

В соответствии с заключением эксперта установлены следующие рыночные стоимости земельных участков по состоянию на 17 августа 2020 года:

– с кадастровым номером <№> – 16936000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 16625000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 17838000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 29672000 руб.

У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Итоговое суждение о рыночных стоимостях оцениваемых земельных участков не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки. При этом, определение рыночных стоимостей с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Полученное заключение мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержит очевидных противоречий, отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.

Оценив заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Принимая во внимание, что иных доказательств, которые опровергли, либо ставили под сомнение, эти рыночные стоимости земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, суд, соглашается с результатами, изложенными в экспертном заключении.

Следовательно, при рассмотрении административного дела установлена и по результатам проведённой экспертизы нашла своё подтверждение надлежащим доказательством рыночная стоимость вышеназванных земельных участков; именно в таких размерах, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить архивные кадастровые стоимости этих земельных участков.

Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Если же на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определённой судом кадастровой стоимости.

При этом, следует учитывать, что период действия определяемой судом кадастровой стоимости не является тождественным понятию «период применения кадастровой стоимости»; любые вопросы, касающиеся периодов применения кадастровой стоимости не рассматриваются и разрешаются судом при рассмотрении дел по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Период действия определяемой судом кадастровой стоимости не совпадает с понятием «кадастровая стоимость, подлежащая применению», а в резолютивной части решения, между тем, должен указываться именно период действия определённой судом кадастровой стоимости, но не её применения.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 14 октября 2020 года № 3333 утверждены по состоянию на 01 января 2020 года очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков. В связи с этим государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» своим актом от 09 февраля 2021 года также рассчитало кадастровую стоимость обозначенных земельных участков по состоянию на 17 августа 2020 года в следующих размерах:

– с кадастровым номером <№> – 36627487 руб. 12 коп.;

– с кадастровым номером <№> – 35842470 руб. 44 коп.;

– с кадастровым номером <№> – 38912978 руб. 72 коп.;

– с кадастровым номером <№> – 70234150 руб. 56 коп.

15 февраля 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об этих кадастровых стоимостях. Таким образом, кадастровые стоимости, которые первоначально рассчитывались и устанавливались филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, становятся архивными, а периодом их действия (но не периодом применения) является период с 17 августа 2020 года по 15 февраля 2021 года. При такой ситуации необходимо указать на период действия определяемых судом архивных кадастровых стоимостей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Мотор Центр» об установлении архивных кадастровых стоимостей земельных участков в размерах их рыночных стоимостей по состоянию на 17 августа 2020 года удовлетворить.

Установить по состоянию на 17 августа 2020 года архивные кадастровые стоимости земельных участков на период их действия с 17 августа 2020 года и до 15 февраля 2021 года равными их рыночным стоимостям в размерах:

– с кадастровым номером <№> – 16936000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 16625000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 17838000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 29672000 руб.

Датой подачи заявлений о пересмотре кадастровых стоимостей земельных участков, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считать 15 февраля 2021 года.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.

Решение изготовлено 16 сентября 2021 года.

Судья

М.В. Старков

3а-360/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью "Мотор Центр"
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО
ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки"
Управление Росреестра по Свердловской области
Другие
Родионова Ольга Геловна
Мелобинская Мария Александровна
Кочурова Олеся Борисовна
Шилов Евгений Анатольевич
Кутепов Михаил Александрович
Дружинина Ольга Михайловна
Малова Вера Анатольевна
Репин Андрей Витальевич
Пакреева Юлия Андреевна
Баландина Галина Александровна
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Остапова Мария Ильинична
Аписарова Ольга Сергеевна
Топал Елена Геннадьевна
Малышев Валерий Алексеевич
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Старков Максим Владимирович
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
23.04.2021Регистрация административного искового заявления
26.04.2021Передача материалов судье
26.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.05.2021Предварительное судебное заседание
27.05.2021Предварительное судебное заседание
28.06.2021Предварительное судебное заседание
08.09.2021Производство по делу возобновлено
08.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2021Дело оформлено
26.10.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
08.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее