УИД 11RS0001-01-2022-005825-46 Дело № 2-5894/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Исмаиловой Ш.А.,
с участием представителей ответчика Жарук С.А., Ворошиловой Е.С.,
представителя третьего лица Бушуевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 20 июля 2022 года гражданское дело по иску Пименовой Марты Николаевны к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о признании решений № 4765 от 30.08.2021, № 5758 от 15.10.2021, № 88 от 13.01.2022, № 542 от 07.02.2022, № 1106 от 10.03.2022 об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно незаконными, признании права на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, начиная с даты прекращения выплат в соответствии с уведомлениями № 4765 от 30.08.2021,
№ 5758 от 15.10.2021, № 88 от 13.01.2022, № 542 от 07.02.2022, № 1106 от 10.03.2022, возложении на ответчика обязанности по принятию решения о назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу,
у с т а н о в и л:
Пименова М.Н. обратилась в суд с указанным исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара»).
В обоснование исковых требований Пименова М.Н. указала, что оспариваемыми решениями истцу отказано в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно по причине превышения величины среднедушевого дохода семьи получателя ежемесячной выплаты над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Коми на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты. При этом ответчиком необоснованно в расчет среднедушевого дохода семьи включены: 1) денежные средства, полученные единовременно по судебному решению, взысканные за несколько месяцев; 2) выплаченное единовременно за несколько месяцев за период с февраля по июнь 2021 года пособие на ребенка, что привело к повышению среднедушевого дохода семьи. По мнению истца, ответчику следовало распределить, полученные Пименовой М.Н. денежные средства между теми периодам времени, за которые они должны были быть выплачены изначально. Кроме того, в расчет среднедушевого дохода семьи ответчиком неправомерно включена оплата проезда к месту использования отдыха и обратно, поскольку возмещение стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно не относится к выплатам компенсационного и стимулирующего характера, следовательно, не подпадает под положения пункта 36 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2020 № 161.
В порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми.
Судебное заседание было начато 12.07.2022 и продолжено после перерыва 20.07.2022.
В судебном заседании истец, представитель истца участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивали с учетом дополнительных пояснений.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений, указав, что в расчет среднедушевого дохода семьи включаются выплаты, полученные в расчетном периоде. Выплаты по судебному решению включены в расчет за тот месяц, в котором они получены истцом, распределение по месяцам сумм, взысканных судебным решением законом не предусмотрено. Исключение из расчета среднедушевого дохода компенсации проезда к месту отдыха и обратно законом не предусмотрено.
Представитель третьего лица в судебном заседании до объявления перерыва поддержала доводы представителя ответчика, после перерыва участия в судебном заседании не приняла.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы учетного дела Пименовой М.Н., и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Пименова М.Н. обращалась в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно 16.08.2021, 12.10.2021, 28.12.2021, 25.01.2022, 03.03.2022.
По указанным заявлениям истцы ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, о чем истцу было сообщено уведомлениями № 4765 от 30.08.2021, № 5758 от 15.10.2021, № 88 от 13.01.2022, № 542 от 07.02.2022, № 1106 от 10.03.2022 соответственно.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги явилось превышение величины среднедушевого дохода семьи получателя ежемесячной выплаты над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Коми на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Так, по заявлению от 16.08.2021 среднедушевой доход на 1-го члена семьи составил 15950,84 руб., величина прожиточного минимума на 1-го члена семьи – 14567 руб.; по заявлению от 12.10.2021 среднедушевой доход на 1-го члена семьи – 15169,68 руб., величина прожиточного минимума на 1-го члена семьи – 14567 руб.; по заявлению от 28.12.2021 среднедушевой доход на 1-го члена семьи – 15933,96 руб., величина прожиточного минимума на 1-го члена семьи - 14567 руб.; по заявлению от 25.01.2022 среднедушевой доход на 1-го члена семьи - 16519,88 руб., величина прожиточного минимума на 1-го члена семьи – 15368 руб.; по заявлению от 03.03.2022 среднедушевой доход на 1-го члена семьи – 17324,45 руб., величина прожиточного минимума на 1-го члена семьи – 15368 руб.
Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 01.01.2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Согласно пункту 1 Основных требований настоящие основные требования применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», Указом Главы Республики Коми от 9 апреля 2020 г. № 25
«О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» Постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2020
№ 161 утвержден Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно согласно приложению (далее – Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Республики Коми (далее - один из родителей), если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Коми на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В силу пункта 9 Порядка документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден Постановлением № 384, запрашиваются Центром в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
В соответствии с п/п «б» п. 13 Порядка основанием для принятия решения об отказе в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Коми на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Согласно пункту 34 Порядка среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
В соответствии с пунктом 36 Порядка при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора, в том числе по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (договору о приемной семье, договору о патронатной семье). При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения. В 2022 году при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются предусмотренные настоящим подпунктом доходы заявителя и членов его семьи, с которыми был расторгнут трудовой договор начиная с 1 марта 2022 г. и которые признаны безработными в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", на день подачи заявления. При принятии решения о назначении ежемесячной выплаты с учетом обстоятельств, предусмотренных предложением третьим настоящего подпункта, ежемесячная выплата назначается на 6 месяцев;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии и иные денежные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, лицам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) сумма полученных алиментов;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
ж) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
з) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами и операциям с производными финансовыми инструментами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации;
и) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
к) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики (за исключением грантов, субсидий и других поступлений, имеющих целевой характер расходования и предоставляемых в рамках поддержки предпринимательства, сведения о которых заявитель или члены его семьи вправе предоставить);
л) доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества;
м) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
н) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;
о) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
п) единовременное пособие при увольнении с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью;
р) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации;
с) доходы, полученные в результате выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.
Согласно пункту 37 Порядка при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:
а) предусмотренные настоящими Порядком и условиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды в отношении ребенка, на которого подается заявление о назначении ежемесячной выплаты (за исключением случаев определения размера ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 3 настоящих Порядка и условий);
б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», произведенные в отношении ребенка, на которого назначена предусмотренная настоящими Порядком и условиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом;
г) ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы;д) ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими Порядком и условиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
е) суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством Республики Коми);
ж) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;
з) государственная социальная помощь на основании социального контракта;
и) денежные средства на приобретение недвижимого имущества, автотранспортного или мототранспортного средства, стоимость приобретения которого в полном объеме оплачена в рамках целевой государственной социальной поддержки;
к) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предназначенные для приобретения технических средств реабилитации, либо строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, либо компенсации затрат, понесенных на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства;
л) сумма возвращенного налога на доходы физических лиц в связи с получением права на налоговый вычет через работодателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также денежных средств, возвращенных после перерасчета налоговой базы с учетом предоставления налоговых вычетов по окончании налогового периода;
м) социальное пособие на погребение, установленное Федеральным законом «О погребении и похоронном деле»;
н) средства регионального семейного капитала, предусмотренного Законом Республики Коми «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми» и нормативными правовыми актами других субъектов Российской Федерации;
о) компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также ежегодная денежная компенсация расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, предоставляемые в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что при обращении истца с заявлениями учитывались следующие виды доходов: вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, полученные ... А.А. и Пименовой М.Н.; пособие по временной нетрудоспособности, полученное Пименовой М.Н.; пособие по безработице, полученное Пименовой М.Н. и ... А.А.; пособие на детей; социальное пособие малоимущей семье; материальная помощь на приобретение одежды, обуви; пособие на ведение садоводства и огородничества; пособие на получение субсидии на оплату жилья и ЖКУ; пособие на получение льгот на оплату жилья и ЖКУ; пособие на оплату проезда в пассажирском транспорте.
Как следует из содержания иска и письменных пояснений истца, истец не согласна с тем, что полученные ею суммы по решениям суда в декабре 2020 года ответчиком учтены в счет дохода за декабрь 2020 года, а фактически это было обязательство бывшего работодателя перед истцом за период с июля по октябрь 2019 года, что противоречит п/п «а» п. 25 Основных требований и п/п «а» п. 37 Порядка. По указанным причинам истец считает незаконными решения ответчика № 4765 от 30.08.2021, № 5758 от 15.10.2021 и № 88 от 13.01.2022.
Кроме того, истец считает, что в расчетах СДД, произведенных ответчиком, имеются неточности, а именно: при расчете СДД ответчиком дважды (за октябрь 2020 и январь 2021) учтен размер единовременно выплачиваемой материальной помощи (6500 и 6812 руб.), в то время как такая помощь получалась Пименовой М.Н. единожды. Указанная ошибка неправомерно увеличивает размер СДД истицы на сумму материальной помощи и влияет на расчеты при исчислении СДД для определения наличия права на получение пособия. Также сторона истца указывает, что в графе «пособия» за июль 2021 г. фигурирует сумма 21840 руб., однако данная сумма была выплачена по вине самого органа соцзащиты единовременно за несколько месяцев, в том числе выпадающих из расчетного периода.
Рассматривая указанные доводы истца суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Сыктывкарского городского суда от 25.08.2020 по делу № 2-4739/2020 с АО «СОГАЗ» в пользу Пименовой М.Н. взыскана заработная плата за июль, август 2019 в размере 1518,40 руб., отпускные за август-сентябрь, сентябрь-октябрь 2019 в размере 1106,56 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 478,41 руб., денежную компенсация за нарушение установленного срока выплаты заработной платы за период с 10.01.2020 по 05.06.2020 в размере 122,88 руб., компенсация морального вреда в размере 3000 руб.
Исковые требований Пименовой М.Н. к акционерному обществу «СОГАЗ» об отмене и признании приказа №294/лс/ф34 от 11.12.2019 о прекращении действия трудового договора с работником незаконным, восстановлении на работе с 10.01.2020, обязании предоставить рабочее место, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 10.12.2020 по указанному делу решение Сыктывкарского городского суда от 25.08.2020 в части отказа в удовлетворении требований Пименовой М.Н. к акционерному обществу «СОГАЗ» об отмене и признании незаконным приказа №294/лс/ф34 от 11.12.2019, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за период вынужденного прогула отменено.
Принято по делу новое решение, которым приказ №294/лс/ф34 от 11.12.2019 о прекращении действия трудового договора с Пименовой М.Н. признан незаконным.
Пименова М.Н. восстановлена на работе в должности экономиста отдела урегулирования убытков по личному страхованию Сыктывкарского филиала АО «СОГАЗ» с 9 января 2020 года.
С АО «СОГАЗ» в пользу Пименовой М.Н. взыскан средний заработок за период вынужденного прогула в сумме 161843,80 руб.
Решение Сыктывкарского городского суда от 25.08.2020 в части размера компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты зарплаты и компенсации морального вреда изменено.
С АО «СОГАЗ» в пользу Пименовой М.Н. взыскана компенсация за неиспользованный отпуск в размере 16940,23 руб. денежная компенсация за нарушение установленного срока выплаты заработной платы за период с 10.01.2020 по 10.12.2020 в размере 2221,96 руб., компенсация морального вреда в размере 10000 руб..
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда от 25.08.2020 оставлено без изменения.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что денежные суммы, взысканные решением Сыктывкарского городского суда от 25.08.2020 с учетом апелляционного определения от 10.12.2020 выплачены ОА «СОГАЗ» истцу в декабре 2020 года.
Исходя из анализа п. 1 Указа Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» спорная ежемесячная выплата на ребенка предоставляется нуждающимся социальной поддержке семьям, имеющим детей, соответственно, в данном случае учитываются выплаты, полученные заявителем в расчетный период.
Ссылку стороны истца на то, что учет выплат за прошлые периоды противоречит п/п «а» п. 25 Основных требований и п/п «а» п.37 Порядка, сух находит несостоятельной по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п/п «а» п. 25 Основных требований (в редакции от Постановления Правительства РФ от 28.01.2022 № 68) при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды в отношении ребенка, на которого подается заявление о назначении ежемесячной выплаты (за исключением случаев определения размера ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих основных требований).
Данная норма в предыдущей редакции (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2021 № 48) звучала следующим образом: при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды (за исключением случаев расчета ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих основных требований).
Аналогичная норма предусмотрена и Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2020 № 161.
Согласно подпункту «а» пункта 37 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 22.04.2022 № 203 при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются предусмотренные настоящими Порядком и условиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды в отношении ребенка, на которого подается заявление о назначении ежемесячной выплаты (за исключением случаев определения размера ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 3 настоящих Порядка и условий).
В предыдущей редакции подпункта «а» пункта 37 было указано: при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются ежемесячные выплаты, предусмотренные настоящими Порядком и условиями, произведенные за прошлые периоды (за исключением случаев расчета ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 3 настоящих Порядка и условий).
Исходя из анализа приведенных положений закона следует, что при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются ежемесячные выплаты, предусмотренные настоящими Порядком и условиями, а не выплаты (доходы) полученные заявителем в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. При этом, согласно пункту 1 Порядка настоящие Порядок и условия регулируют вопросы назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
По указанным основаниям, доводы истца о том, что ответчиком при расчете среднедушевого дохода семьи необоснованно учтены суммы денежного вознаграждения за 2019 год, полученные ею в декабре 2020 года на основании судебных решений, суд признает несостоятельными.
Доводы истца о том, что выплаченное единовременно в июле 2021 года пособие на ребенка в сумме 21840 руб. (за период февраль – июль 2021 года) повлияло на расчет среднедушевого дохода, суд признает несостоятельными поскольку данный период входит в расчетный период с 01.08.2020 по 31.07.2021 по заявлению от 28.12.2021, в расчетный период с 01.09.2020 по 31.08.2021 при рассмотрении заявления от 25.01.2022, в расчетный период с 01.11.2020 по 31.10.2021 по заявлению от 03.10.2021.
Ссылка стороны истца на то, что ответчиком дважды (за октябрь 2020г. и январь 2021 г.) учтен размер единовременно выплачиваемой материальной помощи 6500 руб. и 6812 руб. не является основанием для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.
Как пояснила представитель ответчика, были учтены две суммы по 6500 руб., одна - материальная помощь, вторая - пособие на оплату проезда; 6812 руб. это индексация, двойного учета суммы 6812 руб. не было. При этом, если даже не брать в расчет одну сумму на 6500 руб., превышение величины среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, все равно будет иметь место, поскольку при расчете получается 108 руб. /6500 : 12 календарных месяцев : 5 (количество человек)/, что не влияет на расчет среднедушевого дохода.
Допустимых доказательств двойного учета суммы 6812 руб. стороной истца суду не представлено.
Доводы стороны истца о том, что в расчет среднедушевого дохода семьи ответчиком неправомерно включена оплата проезда к месту использования отдыха и обратно, не основаны на законе.
Согласно п/п «б» подпункта 21 Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
Пунктами 25, 25.1 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 №384, установлены выплаты, не подлежащие учету при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения данной денежной выплаты. Исключение из расчета среднедушевого дохода компенсации проезда к месту использования отпуска и обратно, данным нормативно-правовым актом не предусмотрено.
Таким образом, поскольку совокупный доход семьи истца превышает среднедушевой доход семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Коми на дату обращения за назначения ежемесячной денежной выплаты, ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» обоснованно приняло решения об отказе в назначении выплаты.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Пименовой Марты Николаевны к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о признании незаконными решений № 4765 от 30.08.2021,
№ 5758 от 15.10.2021, № 88 от 13.01.2022, № 542 от 07.02.2022, № 1106 от 10.03.2022 об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, признании права на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, начиная с даты прекращения выплат в соответствии с уведомлениями № 4765 от 30.08.2021, № 5758 от 15.10.2021, № 88 от 13.01.2022, № 542 от 07.02.2022, № 1106 от 10.03.2022, возложении на ответчика обязанности по принятию решения о назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - Н.Н. Чаркова
Мотивированное решение составлено 25 июля 2022 года.