Судья Кирсанова Н.В.
Дело № 33-1130/2022 (2-327/2021)
УИД 25RS0025-01-2021-000698-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 февраля 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе: председательствующего судьи Прасоловой В.Б.
судей Бузьской Е.В., Рыженко О.В.
при секретаре Гончаренко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пограничного района Приморского края в защиту интересов Мауэра А. В. к администрации Пограничного муниципального округа Приморского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе администрации Пограничного муниципального округа Приморского края
на решение Пограничного районного суда Приморского края от 12 ноября 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Прасоловой В.Б., возражения прокурора Бекетовой В.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Пограничного района Приморского края обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указывая, что Мауэр А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной защите, обеспечиваемые и охраняемые государством. Распоряжением ТО опеки и попечительства по Пограничному муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ №-р Мауэр А.В. поставлен на специализированный жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Распоряжением администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ра Мауэр А.В. включен в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории Приморского края. Однако государственная гарантия предоставления Мауэр А.В. жилого помещения до настоящего времени не исполнена. Уточнив исковые требования, просил возложить на администрацию Пограничного муниципального округа Приморского края обязанность предоставить Мауэр А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее установленной на территории Пограничного муниципального округа нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации Пограничного муниципального округа возражал против удовлетворения исковых требований, полагая, что Мауэр А.В. должен встать на учет и получить квартиру в Тернейском районе по месту фактического проживания. Просила установить срок исполнения решения в 12 месяцев.
Мауэр А.В., представитель Правительства Приморского края в судебное заседание не явились.
В отзыве на исковое заявление Правительство Приморского края полагало требования не подлежащими удовлетворению, поскольку на администрацию Пограничного муниципального округа Приморского края обязанность по предоставлению жилого помещения истцу возложена законом.
Решением Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора Пограничного района Приморского края удовлетворены.
На администрацию Пограничного муниципального округа Приморского края возложена обязанность в течение 12 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, предоставить Мауэру А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее установленной на территории Пограничного муниципального округа района нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
С решением суда не согласилась администрация Пограничного муниципального округа Приморского края, в апелляционной жалобе представитель просил об отмене судебного акта, как незаконного. В обоснование указал, что Мауэр А.В. проживает в Тернейском районе Приморского края, в связи с чем предоставление жилого помещения в Пограничном районе не будет отвечать его интересам в той мере, в какой бы отвечало, если бы оно было предоставлено по месту работы и проживания. Поскольку на территории Пограничного муниципального округа истец не проживает, не зарегистрирован, то законных оснований для предоставления жилого помещения на территории муниципального округа не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Пограничного района просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции извещенные надлежащим образом истец, представители ответчика, третьего лица не явились, судебная коллегия с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом заявления ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда, выслушав возражения прокурора, не усмотревшего оснований к отмене состоявшегося судебного акта, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в ее пределах в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришла к следующему выводу.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.1 п.1 ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (аб.2).
На территории Приморского края отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Приморского края, на обеспечение жилыми помещениями с ДД.ММ.ГГГГ регулируются Законом Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N 412-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и Законом Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав в совокупности представленные доказательства, пришел к выводу о возможности удовлетворения заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку считает его основанным на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, с учетом установленных при рассмотрении дела юридически значимых обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Мауэр А.В. проживает на территории <адрес>, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для предоставления ему жилого помещения на территории Пограничного муниципального округа, не могут повлечь отмену судебного акта.
Судом первой инстанции установлено, что место жительства попечителя Мауэр А.В. находилось на территории Пограничного округа, где он был поставлен на специализированный жилищный учет.
Постановка Мауэр А.В. на учет администрацией Пограничного округа означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. По достижении установленного законом возраста Мауэр А.В. жилым помещением обеспечен не был.
Из содержания ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание, что на праве собственности какое-либо жилое помещение у Мауэр А.В. отсутствует, смена места жительства является временной, в связи с осуществлением трудовой деятельности, оснований для отказа в предоставлении истцу жилого помещения в пределах Пограничного муниципального округа Приморского края, с учетом согласия Мауэр А.В., не имеется.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебного акта по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: