Решение по делу № 2-1813/2024 от 09.04.2024

Дело

(УИД:                                                             Копия

(Мотивированное решение составлено12 ноября 2024г.)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                      город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Гладких Н.В.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя истца ФИО5, действующей на основании доверенности,

представителя ответчика администрации Пермского муниципального округа Пермского края ФИО4, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ответчику администрации Пермского муниципального округа Пермского края, о признании дороги дорогой общего пользования, включении в перечень дорог местного значения, признании отсутствующим права собственности на дорогу, возложении обязанности принять дорогу в муниципальную собственность, исключении из реестра собственности записи о праве,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Пермского муниципального округа Пермского края о признании асфальтобетонной дороги «Спортивно-оздоровительный комплекс «Юбилейный-Гамово», протяженностью 5000км., с кадастровым номером - дорогой местного значения общего пользования и включения этой дороги в перечень дорог местного значения общего пользования; признании отсутствующим права собственности ФИО1 на указанную дорогу с исключением из ЕГРН записи о праве собственности истца на данный объект, указав в обоснование своих требований о том, что истец является собственником данной дороги на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в перечне иных объектов недвижимости, приобретенных по этому договору. Имущество приобреталось ею у физических лиц. Дорога поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок под дорогой является федеральной собственностью. Она пыталась отказаться от права собственности на дорогу, подав об этом заявление в Росреестр, однако, ей отказали в этом в связи с тем, что отказ возможен через процедуру постановки объекта на учет как безхозяйного и обращения в администрацию муниципального района. Истец обращалась в администрацию округа с заявлением о признании дороги- дорогой местного значения общего пользования и включении дороги в перечень дорог местного значения общего пользования, для дальнейшей регистрации права муниципальной собственности на данный объект. Администрация отказала признавать дорогу автомобильной дорогой общего пользования, выразив согласие на прием только части дороги до кладбища, для чего предлагает выполнить кадастровые работы по разделу дороги. Дорога является дорогой общего пользования по факту, так как обеспечивает доступ к земельным участкам других собственников, включая и муниципальное кладбище. Считает, что асфальто-бетонное замощение (дорогу) нельзя считать объектом недвижимости, поэтому следует признать право собственности истца на эту дорогу отсутствующим.

В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ истец уточнила и дополнила исковые требования, указав, что просит признать дорогой местного значения общего пользования асфальтобетонную дорогу <данные изъяты> протяженностью 5000 м., с кадастровым номером и включить данный объект в перечень автомобильных дорог местного значения общего пользования; обязать ответчика принять в муниципальную собственность асфальтобетонную автомобильную дорогу, с исключением из ЕГРН записи о праве собственности истца на данный объект (л.д.87-88).

От требования о признании отсутствующим права собственности ФИО1 на асфальтобетонную дорогу <данные изъяты> протяженностью 5000 м., с кадастровым номером и исключения из ЕГРН записи о праве собственности истца на данный объект, истец отказалась. Определением Пермского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца от иска в этой части, производство по делу прекращено.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, направила в суд своего представителя.

Представитель истца ФИО5 в судебном заседании настаивала на требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнительных письменных пояснениях (л.д.126-127).

Представитель ответчика администрации Пермского муниципального округа Пермского края ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.55-56).

Третьи лица: Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края, Территориальное Управление Федеральной Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не направили своих представителей в судебное заседание, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ является собственником асфальтобетонной автомобильной дороги <данные изъяты> протяженностью 5 000 м. (л.д.17, 66-77). Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, принадлежащая истцу асфальтобетонная дорога поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д.115-116).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером (автомобильная дорога) расположен в границах земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок(л.д.58-65).

Истец ФИО1 обратилась в администрацию Пермского муниципального округа Пермского края с заявлением об отказе от права собственности на вышеуказанную дорогу c кадастровым номером <адрес>

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Пермского муниципального округа Пермского края отказала в принятии автомобильной дороги в муниципальную собственность, указав на то, что указанная дорога не относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, поскольку не обеспечивает постоянное сообщение с населенными пунктами, а является подъездом к земельным участкам, находящимся на землях сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования «для садоводства». Истцу рекомендовано провести кадастровые работы по разделу автомобильной дороги, и после проведения кадастровых работ администрация готова рассмотреть вопрос о принятии по договору безвозмездной передачи участка автомобильной дороги от <адрес> до кладбища (л.д.19).

Из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект недвижимости с кадастровым номером (автомобильная дорога <адрес> расположен в границах земельного участка с кадастровым номером . В генеральном плане Гамовского сельского поселения Пермского муниципального района, утвержденном решением Совета депутатов Гамовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ обозначено, что на данном земельном участке расположена частная автомобильная дорога. В правилах землепользования и застройки Гамовского сельского поселения Пермского муниципального района, утвержденных решением Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на данную территорию зонирование не разработано (л.д.30).

В соответствие с п.1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество, в иных случаях, предусмотренных законом.

Отказ собственника от права собственности на принадлежащее ему имущество может быть выражен в форме объявления об этом либо совершения других действий, определенно свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (п.1 ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 2 ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Таким образом, собственник имущества вправе отказаться от него. Заявление истца, направленное и поступившее в администрацию Пермского муниципального округа, содержит явно выраженную волю на отказ от прав собственника в отношении указанного объекта недвижимости.

Истец надлежащим образом реализовала предусмотренное статьями 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации право на отказ от права собственности на это имущество.

В силу п. 1 и п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку ФИО1 отказалась о своей собственности в виде асфальтобетонной автомобильной дороги <адрес> протяженностью 5000м., с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>, заявив об этом путем направления заявления, указанное имущество становится безхозяйным, в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2023 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.03.2023 № установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

На учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались (абз. 3 Порядка).

Поскольку к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов населения, при выявлении бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, а при невозможности – обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, поскольку из смысла указанных правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет.

Истец направила в адрес администрации уведомление об отказе от права собственности на принадлежащее ей имущество (автомобильную дорогу), а также обратилась в регистрирующий орган с заявлением о прекращении права собственности на сооружение в связи с отказом от права собственности на автодорогу «Спортивно-оздоровительный комплекс – Гамово».

Управление Россреестра по Пермскому краю отказало ФИО1 в государственной регистрации прекращения ее права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, указав на то, что при отказе от права собственности на объект недвижимости, оно становится безхозяйным, а Управление принимает на учет безхозяйные недвижимые вещи на основании заявления соответствующего органа (п.п.3,4 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 2-5 Порядка принятия на учет безхозяйных недвижимых вещей), поэтому заявителем в Управление будет тот орган, к которому она обратится с заявлением. При этом для государственной регистрации прав необходимо предоставить заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав; опись документов, принятых для оказания государственных услуг; план з/у (л.д.23-24).

В установленный законом срок ФИО1 указанный отказ не обжаловала, следовательно, согласилась с ним.

В связи с отказом истца как собственника спорного имущества от данного права автомобильная дорога подлежит принятию на учет в качестве бесхозяйного, при этом администрация является единственным органом, уполномоченным на обращение в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находятся.

Исходя из смысла п.п. 1 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

В силу положений п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1 с. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога относится к линейным объектам – сооружениям.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что предусмотрено п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что автомобильные дороги относятся к линейным объектам (п. 10.1).

Таким образом, законодательством предусмотрен определенный порядок постановки на учет безхозяйного имущества и в дальнейшем возникновения права собственности на этот объект недвижимости за муниципальным образованием в случае отсутствия на этот объект иных правообладателей.

На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 2 ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, за истцом сохраняется обязанность по содержанию автомобильной дороги до регистрации права собственности на нее за новым собственником.

Решением Думы Пермского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ , утверждено Положение о порядке управления, владения и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Пермского муниципального округа (л.д.117-120).

В соответствие с п.3.2.6 Положения администрация Пермского муниципального округа принимает решения о принятии имущества в муниципальную собственность; учет муниципального имущества ведется в Реестре, ведение Реестра осуществляет Уполномоченный орган (п.п.4.1, 4.2).

Постановлением администрации Пермского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ .С-697 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Пермского муниципального округа Пермского края (л.д.128).

Из сообщения МКУ «Управление инфраструктурой и благоустройством Гамовского территориального органа» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нецелесообразен линейный объект- автомобильная дорога общего пользования <адрес> так как находится за границами населенных пунктов (л.д.122).

Из информации МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального округа Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ответ на письмо председателя Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа по вопросу принятия в муниципальную собственность автомобильной дороги <адрес> сообщают, что указанная дорога не относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, поскольку не обеспечивает постоянное сообщение с населенными пунктами, а подъезд к земельным участкам, находящимся на землях сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для садоводства, поэтому принятие дороги в муниципальную собственность с дальнейшим ее содержанием нецелесообразно (л.д.123).

Принимая во внимание отсутствие в действующем законодательстве норм права об обязании администрации Пермского муниципального округа Пермского края в отсутствие ее волеизъявления, принять в собственность автомобильную дорогу, требования истца в данной части удовлетворению не подлежат, поскольку законодательством предусмотрен определенный порядок возникновения права собственности на объект недвижимости за муниципальным образованием.

Суд полагает, что требования истца о признании асфальтобетонной дороги «Спортивно-оздоровительный комплекс «Юбилейный-Гамово», протяженностью 5000 м., с кадастровым номером дорогой местного значения общего пользования и включении данного объекта в перечень автомобильных дорог местного значения общего пользования не подлежат удовлетворению, поскольку признание судебным актом дороги- дорогой местного значения никак не восстановит права истца; в судебном заседании никем не оспаривалось, что указанной дорогой пользуется неопределенный круг лиц; прерогатива включения (не включения) объекта в перечень автомобильных дорог местного значения относится к компетенции местного самоуправления, после соблюдения процедуры постановки на учет объекта как безхозяйного, а в дальнейшем регистрации права собственности на него. При этом суд также учитывает, что земельный участок под указанным объектом недвижимости находится в собственности Российской Федерации.

С учетом вышеуказанного, суд считает необходимым признать прекращенным право собственности ФИО1 на нежилое сооружение -асфальтобетонную автомобильную дорогу <адрес> протяженностью 5000м., с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>, в связи с отказом истца от права собственности на него.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать прекращённым право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р. (ИНН:) на нежилое сооружение -асфальтобетонную автомобильную <данные изъяты> протяженностью 5000м., с кадастровым номером расположенную по адресу: <адрес>.

Решение является основанием для внесения изменений в запись от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности ФИО1 на указанный объект недвижимости.

Остальные требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья Пермского районного суда                   (подпись)                           Н.В. Гладких

Копия верна:

Судья                                                                    Н.В. Гладких

Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела

Пермского районного суда Пермского края

2-1813/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Фукс Наталья Викторовна
Ответчики
Администрация Пермского муниципального округа Пермского края
Другие
Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Попова Светлана Валерьевна
Управление Росреестра по Пермскому краю
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Гладких Надежда Васильевна
Дело на сайте суда
permsk.perm.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2024Передача материалов судье
16.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.06.2024Предварительное судебное заседание
23.07.2024Предварительное судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Судебное заседание
25.10.2024Судебное заседание
28.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Судебное заседание
12.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее