Решение по делу № 8Г-23411/2021 [88-22681/2021] от 13.08.2021

    ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

    ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                   № 88-22681/2021

                                   № 2-529/2021

    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    город Саратов                                         20 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Булатовой Е.Е.,

судей Филатовой В.Ю., Шеховцовой Ю.В.,

с участием прокурора Ильина Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием                     веб-конференции поступившее 13 августа 2021 года гражданское дело по иску Козявкиной И.О. к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационным жалобам бюджетного учреждения здравоохранения Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям им. З.И. Круглой», Департамента здравоохранения Орловской области, Козявкиной И.О. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 10 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., объяснения представителей бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» - Авдеевой А.В., Онищенко С.А., поддержавших доводы кассационных жалоб ответчика и третьего лица и возражавших против доводов жалобы истца, заключение прокурора Ильина Ю.В., полагавшего подлежащим отмене судебное постановление в части взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

    Козявкина И.О. обратилась в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» (далее по тексту - БУЗ «Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой») о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

    Решением Советского районного суда города Орла от 23 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Козявкиной И.О. отказано.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 10 июня 2021 года решение Советского районного суда города Орла от 23 марта 2021 года отменено, постановлено новое решение, которым приказ главного врача БУЗ «Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» № 888-к от 27 ноября 2020 года об увольнении Козявкиной И.О. признан незаконным, Козявкина И.О. восстановлена на работе в должности воспитателя психоневрологического отделения для детей БУЗ «Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой». С БУЗ «Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» взысканы в пользу Козявкиной И.О. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 1 декабря            2020 года по 26 марта 2021 года в размере 66744 руб. 20 коп., премия по итогам 2020 года в сумме 13184 руб., компенсация морального вреда в размере               10000 руб., в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственная пошлина в размере 2898 руб.

    В кассационной жалобе БУЗ «Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» просит апелляционное определение судебной коллегии Орловского областного суда от 10 июня 2021 года отменить, оставить без изменения решение Советского районного суда города Орла от 23 марта 2021 года. Обосновывая доводы жалобы, выражает несогласие с выводами суда о необходимости согласования внесения изменений учреждением в штатное расписание с учредителем, поскольку принятие решения об изменении структуры штатного расписания, численного состава работников учреждения относится к исключительной компетенции работодателя. Ссылается на соблюдение процедуры сокращения истца, которому были предложены все вакантные должности. Указывает на то, что судом не приведен расчет среднего заработка, необоснованно взыскана премия, без учета того обстоятельства, что истец на момент издания приказа о выплате премии не состояла с ответчиком в трудовых отношениях.

    Департамент здравоохранения Орловской области в кассационной жалобе просит апелляционное определение судебной коллегии Орловского областного суда от 10 июня 2021 года изменить, исключить из мотивированной части определения выводы суда о том, что «уставом учреждения определена исключительная компетенция учредителя согласования структуры учреждения, его штатного и квалификационного состава», а так же «решение руководителя БУЗ «Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой», оформленное приказом           № 258-О от 23 сентября 2020 года и направленное на изменение как штатного, так и квалифицированного состава бюджетного учреждения, подлежало согласованию с его учредителем в лице Департамента здравоохранения Орловской области. В отсутствие согласования учредителя, такое решение руководителя не может являться правовым основанием для начала реализации процедуры сокращения штата и численности работников учреждения и, как следствие, для издания работодателем оспариваемого истцом приказа № 888-к от 27 ноября 2020 года об увольнении Козявкиной И.О. по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации», ссылаясь на отсутствие необходимости в согласовании решения с учредителем.

    В кассационной жалобе Козявкина И.О. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда в части периода и расчета размера оплаты времени вынужденного прогула изменить, по основаниям неправильного применения норм материального права. В остальной части просит судебное постановление оставить без изменения.

    Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационных жалобах (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 10 июня                 2021 года подлежит отмене в части взысканного в пользу истца среднего заработка за время вынужденного прогула, по следующим основаниям.

    Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с приказом № 89-к от 15 декабря 1997 года Козявкина И.О., имеющая высшее педагогическое образование, принята на работу в неврологическое отделение областного государственного учреждения здравоохранения «Детская областная больница» (далее - ОГУЗ «Детская областная больница») на должность воспитателя.

В период с 5 мая 2020 года по 16 мая 2016 года наименование ответчика неоднократно изменялось. Распоряжением Правительства Орловской области № 48-р от 4 февраля 2016 года ответчик с 16 мая 2016 года переименован в бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям им. З.И. Круглой». Согласно приказу главного врача медицинской организации № 260/1 от 1 июля 2013 года неврологическое отделение учреждения с 1 июля 2013 года переименовано в психоневрологическое отделение для детей.

1 декабря 2016 года между БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» и Козявкиной И.О. заключен трудовой договор № 982, к которому впоследствии заключены дополнительные соглашения.

На основании приказа главного врача БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» № 258-О с 1 декабря 2020 года из штатного расписания учреждения исключены должности воспитателей согласно приложению к приказу, в штатное расписание на 2020 год внесены соответствующие изменения.

В соответствии с приложением к приказу, с 1 декабря 2020 года подлежат исключению из штатного расписания БУЗ ОО «НКМЦим. З.И. Круглой» должности воспитателей, в количестве 15 ставок. С разбивкой по структурным подразделениям: 1,25 ставки – педиатрическое отделение № 1; 2 ставки – психоневрологическое отделение для детей;                  2,25 ставки – отделение детской кардиологии и ревматологии; 2 ставки – отделение медицинской реабилитации; 2 ставки – хирургическое отделение            № 1 (травматологическое и нейрохирургическое); 2 ставки – хирургическое отделение № 2 (хирургическое); 1 ставка – хирургическое отделение № 3 (оториноларингологическое); 1,5 ставки – хирургическое отделение № 4 (уроандрологическое); 1 ставка – хирургическое отделение № 5 (офтальмологическое).

В обоснование издания главным врачом приказа № 258-О от 23 сентября 2020 года указано на необходимость приведения штатного расписания в соответствие со штатными нормативами, утвержденными Минздравом РФ; соблюдения постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и от 13 июля 2020 года № 20                    «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов», которыми были введены меры по профилактике новой коронавирусной инфекции, а также недопущения внутрибольничного распространения респираторных вирусных инфекций и введения запрета на проведение в лечебных учреждениях мероприятий, не относящихся к лечебному процессу.

24 сентября 2020 года в адрес председателя первичной профсоюзной организации работников БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» направлено и получено уведомление о планируемых мероприятиях по сокращению численности и штата сотрудников, копия приказа и список работников, имеющих должности воспитателей.

25 сентября 2020 года Козявкина И.О. в письменной форме была уведомлена о сокращении 30 ноября 2020 года с занимаемой должности воспитателя психоневрологического отделения для детей, истцу были предложены вакантные должности.

28 сентября 2020 года БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» в казенное учреждение Орловской области «Центр занятости населения Советского района города Орла» направлены сведения о высвобождаемых работниках.

23 ноября 2020 года Козявкина И.О. проинформирована о наличии у ответчика вакантных должностей. Истец от предложенных ответчиком должностей отказалась.

27 ноября 2020 года БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» направило в Департамент здравоохранения Орловской области обращение № 3807 о согласовании изменений в штатном расписании учреждения на 2020 год в части исключения с 1 декабря 2020 года из штатного расписания учреждения ставок воспитателей, относящихся к прочему (немедицинскому) персоналу.

Из письма № 4-2/2840 от 27 ноября 2020 года руководителя Департамента здравоохранения Орловской области следует, что действующими нормативными актами Российской Федерации и Орловской области не предусмотрено согласование органами исполнительной государственной власти в сфере охраны здоровья изменений, которые вносятся в штатные расписания подведомственных государственных медицинских организаций в течение календарного года.

На основании приказа главного врача БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» № 888-к от 27 ноября 2020 года трудовой договор с Козявкиной И.О. прекращен и 30 ноября 2020 года истец уволена по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с сокращением штата работников организации.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 22, 84.1, 129, 135, 180 Трудового кодекса Российской Федерации, установив, что работодателем проводились организационно-штатные мероприятия, связанные с сокращением штатной численности персонала, увольнение Козявкиной И.О. выполнено по истечении двухмесячного срока со дня предупреждения работника о предстоящем увольнении, после предложения вакантных должностей, от занятия которых истец отказалась, пришел к выводу о соблюдении ответчиком порядка и сроков сокращения должности, занимаемой истцом и, как следствие, наличии оснований для прекращения с истцом договора по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с сокращением штата работников организации.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, проанализировав нормативные документы, представленные в обосновании законности процедуры сокращения штата, исходил из того, что перечень изменений, внесенных в штатное расписание БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» в связи с сокращением должностей воспитателей, определенный пунктом 3 Приказа Минздравмедпрома РФ от 18 января 1996 года № 16, не составлялся, на момент проведения процедуры сокращения отсутствовал и данные документы не содержат информации о необходимости проведения организационно-штатных мероприятий по сокращению штата, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, в том числе, в Орловской области.

Судебная коллегия, с учетом положений пункта 7 части 2 статьи 14, пунктов 1, 2, 4 части 1, пункта 4 части 2 статьи 37 Федерального закона от                22 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации», Порядка составления штатного расписания, статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9.2, 30 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях», содержания Устава БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой», в котором определена исключительная компетенция учредителя по согласованию структуры учреждения, его штатного и квалификационного состава, полномочий главного врача учреждения, пришел к выводу о том, что решение руководителя – главного врача БУЗ ОО «НКМЦ им.З.И. Круглой», оформленное приказом                № 258-О от 23 сентября 2020 года, и направленное на изменение как штатного, так и квалификационного состава бюджетного учреждения, подлежало согласованию с его учредителем в лице Департамента здравоохранения Орловской области. В отсутствие согласования учредителя, решение руководителя не может являться правовым основанием для начала реализации процедуры сокращения штата и численности работников учреждения и издания приказа № 888-к от 27 ноября 2020 года об увольнении                   Козявкиной И.О. по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что на момент издания приказа № 888-к от 27 ноября 2020 решение работодателя о внесении изменений в штатное расписание не было согласовано с учредителем, тогда как в соответствии с действующим законодательством новое штатное расписание должно быть утверждено и согласовано до начала проведения мероприятий по сокращению штата работников и вступить в действие не позднее даты увольнения сотрудника, следовательно, штатное расписание БУЗ ОО «НКМЦ им З.И. Круглой» на 2020 год с должностями воспитателей фактически было легитимно до 31 декабря 2020 года, однако, Козявкина И.О. уволена в связи с сокращением должности воспитателя психоневрологического отделения с 30 ноября 2020 года.

Судебная коллегия обоснованно не согласилась с доводами представителей БУЗ ОО «НКМЦ им.З.И. Круглой», ссылавшихся на Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18 января 1996 года № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения», поскольку указанным ведомственным актом урегулирован порядок и необходимость утверждения штатного расписания руководителем учреждения. Его положения в соответствии с вышеприведенными нормами федерального законодательства не исключают необходимость исполнения положений Устава и согласования данного вида решений с учредителем бюджетного учреждения.

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда также пришла к выводу о том, что работодателем не выполнена обязанность по предложению истцу всех имеющихся вакантных должностей в учреждении, поскольку Козявкиной И.О. вакантные должности предлагались дважды,                   25 сентября 2020 года и 23 ноября 2020 года, в день увольнения 30 ноября 2020 года предложений от работодателя не поступало, тогда как работодатель обязан предлагать вакансии до дня увольнения включительно.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав содержание уведомления от 25 сентября 2020 года и перечня вакантных должностей, пришел к выводу о том, что истцу не были предложены все имеющиеся вакантные должности, в том числе, нижестоящие должности и нижеоплачиваемая работа. В перечне предложенных вакантных должностей отсутствовали вакантные должности: инструктора по трудовой терапии, медицинского регистратора, медицинского регистратора архива, администратора, диспетчера, оператора, кастелянши, садовника, буфетчицы, кладовщика и подсобного рабочего в аптеке. Истец не была уведомлена о наличии каких-либо вакансий в обособленных структурных подразделениях БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой», а именно, в расположенных в черте города Инфекционном стационаре и Перинатальном центре, в указанных структурных подразделениях вакансии истцу не предлагались.

Не все предложенные в данном уведомлении вакансии содержали сведения о структурных подразделениях, где они находятся. Вместе с тем, в период проведения процедуры сокращения и до отказа истца от вакантных должностей, ответчиком принимались работники на работу, в том числе, в различные структурные подразделения на должности уборщиков служебных помещений, кастелянш, санитарок, водителя.

В уведомлении от 23 ноября 2020 года работодатель, предлагая истцу вакантные должности, не указал их полное наименование, тогда как отсутствие в уведомлениях указания на конкретное структурное подразделение (отделение), в котором имелись соответствующие вакантные должности (уборщик служебных помещений, лифтер, санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными), лишали работника в полной мере реализовать право выбора соответствующей вакансии с учетом специфики работы структурного подразделения, территориальной отдаленности от места проживания и иных субъективных факторов, в том числе трудовой функции, которые могли повлиять на выбор занятия вакантной должности.

Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о нарушении ответчиком порядка и процедуры увольнения истца по сокращению штата работников организации, в связи с чем признала приказ главного врача БУЗ ОО «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» № 888-к от 27 ноября 2020 года об увольнении Козявкиной И.О. незаконным и восстановила истца на работе в прежней должности.

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда, учитывая положения статей 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации также не согласилась с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о взыскании истцу премии.

Согласно трудовому договору № 982 от 1 декабря 2016 года                     Козявкиной И.О. с 1 октября 2020 года установлен должностной оклад в размере 13184 руб. в месяц.

Разделом IV трудового договора определены условия оплаты труда, где указано, что помимо должностного оклада работнику производятся выплаты компенсационного характера. Так, в заработную плату работника включаются повышающий коэффициент (ежемесячно), надбавка за наличие квалификационной категории (ежемесячно), выплата за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения (ежемесячно), надбавка за наличие ученой степени, выплата за интенсивность труда и премиальные выплаты (устанавливаются приказом руководителя учреждения в соответствии с критериями по оценке качества и эффективности оказания медицинской помощи, а также интенсивности труда работников учреждения).

В разделе 6 коллективного договора БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» на 2019-2022 года предусмотрена возможность работодателя поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

Согласно пункту 1 раздела III Порядка и условий осуществления выплат стимулирующего характера работникам БУЗ ОО «НКМЦ им. З.И. Круглой» в целях стимулирования работников к качественному результату труда, а также поощрения за выполненную работу работникам учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера.

В соответствии с приказом главного врача БУЗ ОО «НКМЦ им.                    З.И. Круглой» № 269 от 15 декабря 2020 года в целях поощрения работников за общие результаты по итогам работы учреждения за 2020 год постановлено выплатить работникам учреждения премиальные выплаты за общие результаты по итогам работы учреждения в размере 100 % должностного оклада (без учета внешних и внутренних совместительств). Работникам, отработавшим не полный отчетный период, выплаты произвести пропорционально отработанному времени.

В связи с тем, что приказ № 888-к от 27 ноября 2020 года о сокращении должности Козявкиной И.О. признан незаконным, истец восстановлена на работе в должности воспитателя в психоневрологическом отделении для детей, учитывая отсутствие у истца за 2020 год взысканий, судебная коллегия пришла к выводу о взыскании с ответчика в пользу Козявкиной И.О. премии по итогам 2020 года в размере 13184 руб.

Доводы кассационных жалоб об отсутствии необходимости в согласовании решения руководителя БУЗ «Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» о внесении изменений в штатное расписание учреждения с учредителем, являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 3 Устава Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» (далее -Устав), учредителем учреждения является субъект Российской Федерации – Орловская область, функции которого осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

Согласно пункту 38 Устава, управление учреждением осуществляется его руководителем – главным врачом, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством Орловской области.

Несмотря на то, что в соответствии с пунктами 39, 42, 43 Устава руководитель, главный врач, по согласованию с Учредителем, определяет и утверждает структуру учреждения, его штатный и квалификационный состав, самостоятельно нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников Учреждения; руководитель в пределах своей компетенции издает приказы, иные локальные акты и дает указания, обязательные для всех работников учреждения, правом самостоятельного принятия решения об увольнении работника он не наделен. Такое решение может быть принято только с согласия учредителя.

Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» не является учредителем медицинского учреждения либо собственником его имущества, которые обладают неограниченной свободой усмотрения при принятии решения об увольнении работника, и не вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы учреждения.

В связи с тем, что главный врач БУЗ ОО «НКМЦ им.З.И. Круглой» принял решение, оформленное приказом № 258-О от 23 сентября 2020 года, направленное на изменение как штатного, так и квалификационного состава бюджетного учреждения, без согласования с учредителем в лице Департамента здравоохранения Орловской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для увольнения                 Козявкиной И.О. по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

    Судебная коллегия соглашается с приведенными выше выводами, изложенными в оспариваемом постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, взыскивая средний заработок за время за время вынужденного прогула, неправильно применил нормы материального права.

Принимая решение о взыскании с ответчика в пользу истца заработной платы за время вынужденного прогула за период с 1 декабря 2020 года по                  26 марта 2021 года, суд апелляционной инстанции, учитывая сведения, представленные ответчиком, согласно которым средний дневной заработок истца составляет 1254 руб. 99 коп., выплаченное Козявкиной О.И. в связи с увольнением выходное пособие в размере 56245 руб. 58 коп., принял за основу расчет, представленный истцом, с которым согласился представитель ответчика, в связи с чем взыскал с работодателя средний заработок за время вынужденного прогула с 1 декабря 2020 года по 26 марта 2021 года в размере 66744 руб. 20 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

Положения части 2 статьи 394 Трудового Кодекса Российской Федерации предусматривают, что орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор об увольнении, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

    В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

    Особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, установлены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря                   2007 года № 922.

    Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ. Поскольку Кодекс (статья 139) установил единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, в таком же порядке следует определять средний заработок при взыскании денежных сумм за время вынужденного прогула, вызванного задержкой выдачи уволенному работнику трудовой книжки (статья 234 ТК РФ), при вынужденном прогуле в связи с неправильной формулировкой причины увольнения (часть восьмая статьи 394 ТК РФ), при задержке исполнения решения суда о восстановлении на работе (статья 396 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного статьей 139 Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть седьмая статьи 139 ТК РФ).

    При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. Однако при определении размера оплаты времени вынужденного прогула средний заработок, взыскиваемый в пользу работника за это время, не подлежит уменьшению на суммы заработной платы, полученной у другого работодателя, независимо от того, работал у него работник на день увольнения или нет, пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула, а также пособия по безработице, которое он получал в период вынужденного прогула, поскольку указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.

    Однако требования вышеприведенных правовых норм и акта их разъяснений суд апелляционной инстанции не учел, не поставил на обсуждение вопрос о подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца заработной платы, вне зависимости от заявленных требований, тогда как данная обязанность возложена на суд в соответствии с положениями статей 234 и 394 Трудового кодекса Российской Федерации.

    Судебная коллегия не учла, что выплата среднего заработка за период вынужденного прогула должна быть произведена ответчиком в момент издания приказа о признании незаконным увольнения, поскольку такая выплата является неотъемлемой частью процесса восстановления, на что обратил внимание Верховный суд Российской Федерации. То есть немедленное исполнение судебного акта о восстановлении состоит не только в издании приказа о признании незаконным увольнения и допуске специалиста к выполнению должностных обязанностей, но и в выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула. Восстановление на работе означает возвращение работника в прежнее правовое положение, существовавшее до увольнения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от                10 июня 2021 года в части взыскания с бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» в пользу Козявкиной И.О. среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 1 декабря 2020 года по 26 марта 2021 года, с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.

В остальной части оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от                10 июня 2021 года, не имеется.

    Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 10 июня 2021 года в части взыскания с бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» в пользу Козявкиной И.О. среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 1 декабря 2020 года по 26 марта 2021 года отменить. В отмененной части направить гражданское дело на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда.

В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 10 июня 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы бюджетного учреждения здравоохранения Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям им. З.И. Круглой», Департамента здравоохранения Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-23411/2021 [88-22681/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Козявкина Инна Олеговна
Генеральная прокуратура Российской Федерации Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Четвертый отдел (кассационный)
прокуратура Советского района г. Орла
Ответчики
БУЗ ОО Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям им. З.И. Круглой
Другие
Государственная инспекция труда в Орловской области
Ярушина Анна Игоревна
Департамент здравоохранения Орловской области
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Филатова В.Ю.
Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
20.09.2021Судебное заседание
20.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее