Дело № 2-5632/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2023 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Петренко Л.Н., при секретаре Бичик Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО11 к Мэрии г. Кызыла, Департаменту капитального строительства и реализации жилищных программ мэрии г. Кызыла, Министерству труда Республики Тыва, Департаменту экономики и имущественных отношений мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Правительству Республики Тыва о возложении обязанности обеспечить инвалида вне очереди жилым помещением,
с участием представителя истца ФИО5, представителей ответчиков Мэрии <адрес> ФИО7, Правительства Республики Тыва ФИО6,
установил:
истец ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, указав, что является инвали<адрес> группы, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, своего жилья не имеет, без определенного места жительства. Просит обязать ответчиков предоставить жилое помещение по договору социального найма благоустроенное не ниже установленных норм вне очереди в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, не менее 13 кв.м., взыскать расходы на услуги представителя 15 000 рублей, оплату государственной пошлины 300 рублей.
Определением суда от 04.10.2023 года в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Тыва.
Истец ФИО2 на судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующая по ордеру, иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Мэрии <адрес> ФИО7, действующий по доверенности иск не признал, поддержав доводы письменного возражения, что мэрия является ненадлежащим ответчиком, Правительством РТ не принят порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда, в соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, в том числе инвалидам, вставшим на учет после 1 января 2005 года, жилье должно быть предоставлено в порядке очередности.
Представитель ответчика Департамента капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии <адрес> ФИО8, действующая на основании доверенности, на судебное заседание не явилась, извещена, в ходе предыдущего заседания иск не признала, просила приостановить производство по делу до вступления в законную силу решения суда по административному иску Мэрии г. Кызыла об оспаривании нормативного правого акта в Верховном суде РТ - Закона РТ от 04.05.2023 №933-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Представитель ответчика Правительства Республики Тыва ФИО6, действующая на основании доверенности иск не признала, указав на то, что Правительство Республики Тыва не является надлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва ФИО9, действующая на основании доверенности в суд не явилась, направив письменное возражение в котором просит об отказе в удовлетворении исковых требований, так как заболевание истца не входит в перечень по приказу Минздрава №987н от 29.11.2012 года, не обладает правом получения жилого помещения во внеочередном порядке.
Представители ответчиков Департамента экономики и имущественных отношений Республики Тыва, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва на судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им - порядке; при этом к малоимущим, относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в. предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными, полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 – ЖК РФ), наличия же специального закона, соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем, для отдельных категории граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительстве Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
Поскольку Жилищный кодекс РФ и федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условия соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Вышеуказанный перечень был утвержден приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее – Перечень).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Республики Тыва от 17.02.2006 года № 1680 ВХ-1 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по договорам социального найма» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в перечне соответствующих заболеваний, утвержденным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Из справки МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 относится к категории ребенок-инвалид по общему заболеванию, установлена 2 группа инвалидности бессрочно, пропуск срока переосвидетельствования за прошлое время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Из контрольной карточки следует, что ФИО2 является инвали<адрес> группы, поставлен на очередь на получение квартиры на основании постановлении Мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно контрольной карточке учета лиц, нуждающихся в жилом помещении, истец состоит на учете как инвалид 3 группы с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключения ВК № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ГБУЗ РТ «Республиканская психиатрическая больница» следует, что ФИО2 с диагнозом: <данные изъяты> по <данные изъяты> с 2009 года, является инвалидом 3 группы.
Согласно справке ГБУЗ РТ «Республиканская психиатрическая больница» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с 2011 года состоит на учете у психиатра с диагнозом: шизофрения параноидная форма непрерывно-прогредиентное течение. Бредовый синдром» F20.004. является инвали<адрес> группы бессрочно по психическому заболеванию. Многократно лечился стационарно.
Суду представлено учетное дело истца, из которого видно, что ФИО2 состоит в льготной очереди под № на основании мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке ГБУЗ РТ «Республиканская психиатрическая больница» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 состоит на учете у психиатра с диагнозом: шизофрения параноидная форма непрерывно-прогредиентное течение. Бредовый синдром». Код заболевания по МКБ-10 - F20.004.
Так, согласно Перечню, в который включено заболевание истца <данные изъяты>
Таким образом, поскольку ФИО2 поставлен в очередь на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения 19.01.2015 года, то есть после 1 января 2005 года, то право на судебную защиту о предоставлении жилого помещения вне очереди из муниципального жилищного фонда может быть реализовано лишь при соблюдении установленных законом оснований, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, что истец страдает тяжелым хроническим заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н, он поставлен на жилищный соответствующий учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении, о чем свидетельствуют материалы учетного дела.
Из уведомления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН отсутствуют сведения о наличии у ФИО2 прав собственности на объекты недвижимости на территории Республики Тыва.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором истец зарегистрирован, принадлежит брату ФИО10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичные сведения содержаться в ответе ФППК «Роскадастр» по РТ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирован истец, принадлежит на праве собственности ФИО10
Ответом Министерства труда и социальной политики РТ от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ истец не числится, поэтому ему необходимо обратиться в Департамент экономики и имущественных отношений мэрии <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент капитального строительства и реализации жилищных программ мэрии <адрес> сообщает о необходимости обращения в Министерство труда и социальной политики РТ, так как обеспечение жилым помещением инвалидов, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно справке Департамента по социальной политике мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 признан малоимущим.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)", утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021), в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав граждан указанных в ней категорий.
При таких данных, судом установлено, что ФИО2 страдает заболеванием, включенным как в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 987н, он поставлен на жилищный соответствующий учет, является малоимущим, о чем свидетельствуют справка, выданная Департаментом по социальной политике мэрии г. Кызыла от 15.01.2015 года, следовательно, он имеет право на внеочередное получение жилой площади по установленным нормам.
Постановлением Мэрии г. Кызыла от 21.09.2010 N 2375 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл", для постановки на учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Кызыла, в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания. В домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается; для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа города Кызыла по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Исходя из постановления Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2375, норма предоставления по договору социального найма составляет 12,5 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
При таких обстоятельствах, иск ФИО2 к Мэрии <адрес> об обязании предоставить во внеочередном порядке со дня вступления в законную силу решения суда жилое помещение является обоснованным и подлежит удовлетворению к данному ответчику, с учетом постановления Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2375 нормой предоставления по договору социального найма составляет 12,5 кв. м., поэтому в части требования истца о предоставлении жилого помещения не менее 13 кв.м. не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, в удовлетворении требований к другим ответчикам следует отказать, поскольку с учетом установленных обстоятельств и времени постановки на учет они являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Доводы представителя ответчика мэрии г. Кызыла о том, что мэрия не несет обязанности предоставлять жилое помещение инвалиду суд находит необоснованными.
Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация и содержание муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципального образования может находиться, в частности жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан. В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
По сроку предоставления жилого помещения суд считает необходимым предоставить в течение трех месяцев, учитывая данный срок достаточным и разумным, а также с учетом того, что на сегодняшний день истец находится в трудном жизненном положении, являясь без определенного места жительства.
В силу статей 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая, что Мэрия г.Кызыла освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, следовательно, данные виды расходов с приведенного ответчика взысканию не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск ФИО2 к Мэрии г. Кызыла, Департаменту капитального строительства и реализации жилищных программ мэрии г. Кызыла, Министерству труда Республики Тыва, Департаменту экономики и имущественных отношений мэрии г. Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Правительству Республики Тыва о возложении обязанности обеспечить инвалида вне очереди жилым помещением, удовлетворить частично.
Обязать Мэрию г. Кызыла предоставить ФИО2 (паспорт №) во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение с учетом права дополнительную жилую площадь на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 квадратных метров в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение изготовлено- 27 ноября 2023 года.
Судья Л.Н. Петренко
Копия верна, судья Л.Н. Петренко